Край, в котором я живу

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и спорта Республики Карелия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«БЕЛОМОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
МОУ "Беломорская СОШ №1"

РАССМОТРЕНО
Педагогическим
советом
Протокол №1
от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МОУ "Беломорская
СОШ №1"
Е.А.Захаркина
Приказ № 426
от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Край, в котором я живу»
основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Срок реализации - 3 года

Беломорск,
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Край, в котором я живу мир» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, программы воспитания, а также с учётом историкокультурного стандарта.
Изучение предмета «Край, в котором я живу», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на
достижение следующей цели: создание условий для формирования уважительного и
бережного отношения к природе, культуре, истории Карелии, её жителям, традициям,
обычаям,
через
изучение
содержания
и
организацию
познавательной,
исследовательской,
проектной
деятельности
обучающихся
этнокультурной
направленности.
Программа составлена на основе авторской программы зав. лабораторией
национально-регионального компонента ГОУ «ИПКРО» Григорьевской Н.Ю.,
Парамоновой О.М., методиста отдела дошкольного и начального образования ГОУ
«ИПКРО» Хазовой Л В по учебнику Шитиковой Л.И., Кутькова Н.П.
«Карелия. Край, в котором я живу», с учетом рабочей программы воспитания МОУ
«Беломорская СОШ №1»
Цель учебного предмета «Край, в котором я живу»: создание условий для
формирования уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории
Карелии, её жителям, традициям, обычаям, через изучение содержания и
организацию
познавательной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся
этнокультурной направленности.
Данный учебный предмет призван решать следующие задачи:
- воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю;
- способствовать формированию интереса
к познанию
природы,
культуры, истории Карелии и проявления желания участвовать в еёделах и
событиях;
- способствовать формированию чувства гордости и ответственности за
сохранение и приумножение исторического и культурного наследия края;
- воздействовать на формирование эмоционально-волевых, нравственных
2
качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей,
вероисповеданий;
- способствовать формированию экологической культуры, элементарных
правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в
природной и социальной среде;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать
объекты окружающего мира, выделять особенности объектов родного края, создать
условия для практической ориентации обучающихся в окружающем их микромире.
Общая характеристика учебногопредмета
В основе построения программы лежит принцип, который даёт возможность
интегрировать
содержание основных
разделов
программы с учебными
предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство»,
«Изобразительное искусство», «Технология» и обеспечивает усвоение наиболее
актуальных для младших школьников знаний о жителях, природе, истории, культуре
Карелии и формирования их нравственных качеств. Актуализация знаний

обучающихся, обращение их к пережитому опыту, формирование внимательного
отношения к ближайшему окружению соответствует важнейшему принципу обучения
и воспитания - принципу природосообразности.
Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует
значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения
краеведческих и художественных музеев, исследовательской и проектной
деятельности. Необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: очные
и заочные путешествия по родному краю, экскурсии на природу, по местам трудовой
и боевой славы Карелии, на выставки народного творчества, уроки-исследования,
встречи с интересными людьми. Такие формы позволят обеспечить накопление
чувственного, эмоционального опыта обучающихся. Общение с природой, знакомство
с позитивным социальным опытом при активизации эмоционально- чувственной
сферы является базой для активизации знаний о природе, обществе и культуре родного
края, воспитания патриотических чувств, способствует становлению и развитию
гражданской
позиции
младших
школьников.
Практико-ориентированная
направленность учебного предмета предполагает активизацию познавательной
деятельности через организацию исследовательской и проектной деятельности
обучающихся. Особое внимание следует уделить знакомству с различными способами
исследования (наблюдение, изучение литературных исторических источников,
использование Интернет-ресурсов).
Место учебного предмета в учебномплане
Учебный предмет «Край, в котором я живу» изучается во 1-3 классах в рамках
учебного времени части формируемой участниками образовательного процесса. На
изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 101
час, 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 и 3 классах. При этом, исходя из специфики
деятельности образовательного учреждения, учитель вправе самостоятельно увеличить
количество часов на исследовательскую деятельность учащихся за счёт учебного
времени
части
образовательной
программы,
формируемой
участниками
образовательногопроцесса или внеурочной деятельности.
По своему статусу учебный предмет «Край, в котором я живу» является
пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального содержания,
изучаемым в основной школе. Содержание для начальной школы конструируется с
учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов обучающихся.
Содержание учебных предметов
3
«Край, в котором я живу» (начальное общее образование) и «Моя Карелия»
(основное
общее образование) структурируется на основе концентрического принципа, что
позволяет, заложив в начальном образовании основы, в дальнейшем сформировать
завершенную систему представлений о родном крае на каждом этапе обучения,
обеспечить преемственность в изучении курсов.
В программе указано распределение часов по разделам, которое является
примерным: учитель, учитывая подготовленность обучающихся, их учебные
возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество
учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий,
определяется в соответствии с содержанием программы с учётом условий
развивающей образовательной среды образовательного учреждения.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Введение.
Общество.
Понятие об устройстве семьи. Социальные роли членов семьи. Профессии членов

семьи. Взаимоотношения в семье. Правила общения между детьми и взрослыми.
Школа.
Социальные роли: учитель, ученик. Правила поведения в школе. Поручения и
ответственность. История школы. Традиции школы. Село, где мы живём. Адрес.
История села. Профессии села. Достопримечательности села. Село и участники войн.
Ветераны.
Природа Карелии.
Разнообразие природы Карелии. Растительный мир Карелии. Животный мир Карелии.
Охрана природы Карелии.
Экскурсии: по школе, школьному двору, селу, в школьный музей, сельскую библиотеку.
Творческие работы: рисунки, пазлы, лента взросления, праздник «Это наша с тобою
земля»
2 класс (34 часа)
Введение
Раздел I. Природа Карелии
Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня
и лесов. Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.
Многообразие растений и животных в окрестностях населенного
пункта. Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем
окружении.
Времена года в Карелии, погодные особенности своей
местности Экскурсии: Наблюдение сезонных изменений в
природе в лесу, в парке.
Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением,
животным»,
«Мои наблюдения за явлениями природы».
Раздел II. Карелия – наш дом
История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии.
Петрозаводск-столица Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики:
название и его основные
достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные занятия,
профессии.
Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной
местности, их обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности
Карелии. Кижи.
Экскурсии к достопримечательностям родного города (села); в краеведческий
4
(художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного
края (при наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения.
Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы».
Раздел III. Народные ремесла
Традиционные народные художественные ремесла. Ознакомление с
произведениями народных ремесел в Карелии (ткачество, карельская вышивка,
вязание, резьба и роспись по дереву,
берестоплетение, кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы,
села, города.
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический
напев). Народный музыкальный инструмент - кантеле.
Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления
с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и
промысла.
Раздел IV. Устное народное творчество
Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички,

считалки. Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками.
Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных.
Раздел V. Писатели и поэты Карелии о природе и детях (4
часа) Рассказы и стихи о детях, о природе.
Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е.
Сунгуров «Волшебная зеленая страна».
Итоговое повторение и обобщение – 1 час. Праздник «Это наша с тобою земля».
Резерв – 2 часа на проведение экскурсий, практических занятий по усмотрению учителя.
3 класс (34 часа)
Введение
Карелия - часть России. Государственная символика
Карелии Природа Карелии
День и ночь по сезонам на широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в
природе Значение и использование водоемов Карелии человеком. Охрана
водоемов Карелии. Наблюдение за погодой своей местности
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние
человека на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и
животные из Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности.
Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений,
грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций природных
объектов.
Творческие работы: рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др.
Экскурсии: знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия
растений и животных
Общество
Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом родного края?
Петроглифы. Оленестровский могильник. Сейды Поморья.
Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия,
быт. Крепость Корела. Основание крепости Олонец.
Основание Петровских заводов. Петровская слобода. Петр Первый в
Карелии. Марциальные воды.
Александровский пушечный завод.
Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания
племен, городов, границы края, мест изученных сражений, исторических
событий; изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги,
пластилина и других материалов – посуды, орудий труда, одежды,
5
вооружения, макетов памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.
Литературное чтение
Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору
учителя) Сказки народов Карелии.
Былины Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение
одного былинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или
«Святогор».
Установка на эмоциональное первоначальное восприятие.
Первое знакомство с эпосом «Калевала», как памятником мировой
культуры. Писатели и поэты Карелии – детям о природе, об
истории, написанные И.Востряковым, С.Зааловой, Т.Шапиро,
Ю.Линником, В.Потиевским и др. (по выбору учителя)
Использовать доступные детям этого возраста фрагменты произведений русских
писателей, посещавших Карелию и писавших о ней: С.Я. Маршака, К.Г. Паустовского,
М. М. Пришвина (по выбору учителя)
Итоговое повторение и обобщение – 1 час. Праздник «Это наша с тобою земля».

Резерв – 4 часа на проведение экскурсий, практических занятий по усмотрению учителя.
Планируемые результаты изучения учебного
предмета «Край, в котором я живу»
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования
находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это
происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его
обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять
планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Край, в котором я
живу» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения
нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с
характеристики обобщённых достижений в становлении
личностных и метапредметных способов действий и качеств субъекта учебной
деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу
обучения.
Личностные результаты изучения предмета «Край, в котором я живу»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
▪ становление ценностного отношения к своей малой Родине — Карелии;
понимание особой роли многонациональной Карелии в современноммире;
▪ осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
▪ сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
▪ первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
▪ проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
▪ принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
6
сопереживания, уважения и доброжелательности;
▪ применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
▪ понимание особой роли России и Карелии в развитии общемировой
художественной
культуры,
проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
▪ использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
▪ соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);

▪

приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
▪ осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
▪ осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности научного познания:
▪ ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира;
▪

осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
Метапредметные результаты изучения предмета «Край, в котором я живу»
По окончании изучения курса у обучающегося будут сформированы
следующие универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
▪ понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
▪ на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие;
изменения во времени и в пространстве);
▪ сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
▪ объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
▪ определять существенныйпризнак для
классификации
7
,классифицировать предложенные объекты;
▪ находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
▪ выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
▪ проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять
интерес к экспериментам, проводимым под руководствомучителя;
▪ определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
▪ формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
▪ моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме

(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
▪ проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
— целое, причина — следствие);
▪ формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
▪ использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
▪ согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
▪ распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основе предложенного учителем способа еёпроверки;
▪ находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
▪ читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
▪ соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
▪ анализировать и
создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
▪

фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
▪ в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
▪ признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
▪ соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
8 уважительное
отношение к собеседнику;
▪ использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
▪ создавать
устные
и письменные
тексты
(описание,
рассуждение,повествование);
▪ конструировать обобщения и выводына
основеполученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
▪ находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
▪ готовить небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:

▪

планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
▪ выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
▪ осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
▪

находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать
свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
▪ предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
3) Самооценка:
▪ объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
▪ оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
▪ понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала
по окружающему миру);
▪ коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
▪ проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
▪ выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
▪ ответственно выполнять свою часть работы.

▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪

▪

Предметные результаты:
Раздел «Природа Карелии»
формирование представлений об особенностях природы Карелии (полезных
ископаемых, водоемов, природных сообществ), ее экологических проблемах,
особенностях хозяйственной деятельности человека в Карелии;
9
формирование уважительного отношения к природе родного края, ее богатствам;
развитие навыков распознавания природных объектов, важнейших полезных
ископаемых края и основных сельскохозяйственных растений и животных Карелии;
Раздел «Общество»
овладение первоначальными представлениями об истории своего родного города,
населенного пункта, Карелии и понимание роли (изученных) событий в истории
России, в мировой истории;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей
семьи, своего родного края, её современной жизни;
воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники
культуры, основные достопримечательности родного края;
формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы, своего
района, населенного пункта), его достопримечательностей, отличать
государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия,
основные города Карелии (родной город, столицу);
овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения

▪

▪

описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни.
Раздел «Культура Карелии»
овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров Карелии,
народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном
инструменте – кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и
поэтов, художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах,
библиотеках ;
формирование уважительного отношения к культуре Карелии, ее традициям,
памятникам архитектуры и произведениям искусства.

К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
▪ называть и находить на карте Республику Карелия и ее столицу, свойрайон,
город (населенный пункт);
▪ называть состав своей семьи, профессии членов семьи;
▪ знать и соблюдать правила поведения в школе;
▪ знать историю школы, традиции школы;
▪ называть достопримечательности города;
▪ называть свой адрес;
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты::
▪ описывать и характеризовать:
- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные
ископаемые,
- водоемы, природные сообщества родного края,
- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территориикрая,
- природные богатства края и их использование человеком,
- государственную символику Карелии,
- охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии,
- экологическую ситуацию в Карелии;
▪ определять местоположение Карелии на карте России, находить и
показывать
родной город (населенный пункт), столицу Республики Карелия;
▪ распознавать природные объекты, основные растения и животных
10
Карелии;
▪ называть имена и фамилии
детских писателей и поэтов Карелии(в
рамках программы) и характеризовать их произведения;
▪ отличать произведения традиционного народного искусства Карелии в
многообразии народных промыслов России;
▪
▪
▪
▪
▪

отображать в своих творческих работах особенности природы, культуры,
истории родного края.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для созидательного участия в общественной жизни
Карелии;
удовлетворять свои познавательные интересы о Карелии путем поиска
дополнительной информации и участия в исследовательской и проектной
деятельности;
осуществлять самостоятельный поиск и выбор книг детских писателей, поэтов
Карелии и их чтение;
участвовать в детских творческих коллективах, фольклорных праздниках,

▪
▪
▪
▪

кружках и мероприятиях по тематике содержания программы;
развивать эстетический вкус, индивидуальные творческие способности, интерес
к различным видам творческой деятельности этнокультурной направленности;
содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства,
культурных традиций Карелии и способствовать их приумножению.
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе иобществе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным
дневником и электронными ресурсами школы.

К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующиепредметные
результаты:
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
▪ называть и находить на карте Республику Карелия города и крупные
поселки;
▪ описывать и характеризовать:
- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные
ископаемые,
- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территориикрая,
- наиболее важные события исторической, общественной и культурной жизни Карелии,
- основные достопримечательности края, своего района, города (населенного пункта),
- охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии,
- особенности культуры и быта народов, населяющих территорию
Карелию, памятники архитектуры родного города;
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪

называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры и
знаменитых людей Карелии (в рамках изученного материала) и
рассказывать о их деятельности;
описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного
города, Петрозаводска и Карелии;
приводить примеры малых форм устного народного творчества;
называть имена и фамилии детских писателей и поэтов Карелии (в рамках
программы) и характеризовать их произведения;
отличать произведения традиционного народного искусства Карелии в
многообразии народных промыслов России;
11
отображать в своих творческих работах особенности природы,
культуры,
истории родного края.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для созидательного участия в общественной жизни
Карелии;
удовлетворять свои познавательные интересы о Карелии путем поиска
дополнительной информации и участия в исследовательской и проектной
деятельности;
осуществлять самостоятельный поиск и выбор книг детских писателей, поэтов
Карелии и их чтение;
участвовать в детских творческих коллективах, фольклорных праздниках,
кружках и мероприятиях по тематике содержания программы;
развивать эстетический вкус, индивидуальные творческие способности, интерес
к различным видам творческой деятельности этнокультурной направленности;
содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства,
культурных традиций Карелии и способствовать их приумножению.

▪
▪

использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе иобществе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным
дневником и электронными ресурсами школы.

Оценивание по

учебному предмету «Край, в котором я живу»

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и
оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка "5" ставится, еслиученик:
Устный ответ
- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ,
обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее
приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с
использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов,
теорий; при ответе не
повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта,
12
который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие
ответ,
соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты
при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научныетермины;
- ответ самостоятельный;
- наличие неточностей в изложении материала;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
- связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоениюпрограммного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов,
или в подтверждении конкретных примеровпрактического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,
имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает
недостаточное
понимание
отдельных
положений
при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает
неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов;
- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применятьих к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
13которые
- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок,
не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий
анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других
учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и
практических работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
▪ выполнил работу без ошибок и недочетов;
▪ допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в
ней:
▪ не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
▪ или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины
работы или допустил:

▪ не более двух грубых ошибок;
▪ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
▪ или не более двух-трех негрубых ошибок;
▪ или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
▪ или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
▪ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которойможет
быть выставлена оценка "3";
▪ или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
▪ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая
предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
▪ Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на
последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение
пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10
вопросов. Время выполнения работы:10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40
мин. Оценка «5» - 18-20
правильных ответов,
«4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Тематическое планирование.

блоки

№ Название тем

общество

природа

Всего
1класс
1. Введение

Практика

1

1

_

Я и моя семья

10

4

6

3.

Я и моя школа

6

3

3

4.

Мой город

7

3

5

5.

Природа
родного края
Обобщающее
итоговое
занятие

8

5

3

33

16

17

Введение

1

1

Природа
родного края

12

6

Всего за год
2класс
природа

Теория

2.

6.

1.

Электронные
(цифровые)
образователь
не ресурсы

Количество часов

14

https://www.edurk.ru/metodkabine
t/category/kraivkot
oromjazhivu
https://www.edurk.ru/metodkabine
t/sor-krai

1

6

https://www.edurk.ru/metodkabine

2.
общество

3.
4.

культура

5.

6

Всего за год
3класс
раздел

8

4

4

4

2

2

4

2

3

4

4

1

34

природа

1.

общество

2.

культура

3.

4.

Всего за год

Край наш –
Карелия
Народные
промыслы
Устное
народное
творчество
Писатели и
поэты Карелии
о природе и
детях
Обобщающее
итоговое
занятие

Вводное
занятие
Природа
Карелии
Из истории
Карелии
Литература
Карелии
Обобщающее
итоговое
занятие

t/category/kraivkot
oromjazhivu
https://www.edurk.ru/metodkabine
t/sor-krai

1

18

16

10

6

4

10

7

3

12

10

2

1

1

34

https://www.edurk.ru/metodkabine
t/category/kraivkot
oromjazhivu
https://www.edurk.ru/metodkabine
t/sor-krai

1

23

11

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Работа по реализации данной программы обеспечиваетсяУМК:
Шитикова, Л.И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 2-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Л. И. Шитикова. - Петрозаводск
15
: Фонд творческой инициативы. - 155с.
Кутьков, Н. П. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 3-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков, Л. И.
Шитикова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы. - 128c.
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 2 класс : рабочая тетрадь
[к книге для учащихся Л. И. Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М.
Парамонова, О. В. Сухвалова ; [худож. А. Трифанова]. - Петрозаводск : Фонд
творческой инициативы. - 24 с.
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 3 класс : рабочая тетрадь
[к учебнику Н. П. Кутькова и Л. И. Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О.
М. Парамонова, О. В. Сухвалова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы. - 24
с.
Интернет-ресурсы:
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu этнокультурное образование в Республике Карелия
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai - цифровые образовательныересурсы

16

Поурочное планирование 1 класс

Дата

№
1.
2.
3.

4.

5.

6.

7.
8.

9.
10.

11.

Содержание
занятия
Теоретические вопросы
Практическая часть
Вводное занятие
Цели и задачи курса
Я и моя семья (10 часов)
Что такое семья?
Понятие «семья».
Викторина
Кто я? Где живу? Лента времени моей жизни.
Понятие «национальность», народы, Одевание кукол в национальные
населяющие территорию Карелии. костюмы.
Периоды жизни человека, их
Составление ленты «Как я расту»
особенности
(периоды жизни: рождение, детский
сад, школа, подросток, взрослый)
Дорожите именем своим. Тайны наших имён.
Что такое имя?
Игра «Узнай меня»
Разнообразие и значение наших
Лист в портфолио «Происхождение
имен.
моего имени»
Моя мама. Мой папа. Моя фамилия. Моё отчество.
Понятия «имя», «отчество»,
Составление мини«фамилия». Как зовут моих
генеалогического древа семьи
родителей. Корни фамилии.
Я - сын. Я – дочь. Каков я?
Социальные роли: дети, родители.
Проигрывание семейных ситуаций
Как и в чём я могу помочь
с куклами.
родителям?
Знакомство с профессиями. Презентация «Такие
Что такое профессия. Какими могут Игра - лото «Кто чем работает»
разные профессии»
быть профессии.
Профессии моих родителей.
Знакомство со стихотворением В.
Сообщения «Профессии моих
Маяковского «Кем быть?». Просмотр родителей»
мультфильма.
Любимые занятия моей семьи.
Что такое досуг.
Рисование рисунка «Я с
родителями»
Моя бабушка. Мой дедушка.
Социальные роли: дедушки,
Изготовление сердечка для
бабушки, внуки. Мирное
бабушки и дедушки
сосуществование в
семье.
Конкурс рисунков «Моя семья»
Конкурс рисунков «Моя семья»
Я и моя школа (6 часов)
Тема
занятия

17

12.

Что такое школа?

13.

Моя школа. Экскурсия по школе и школьному двору.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.

27.

28.

Понятия «школа», «ученики»,
«учитель». Просмотр мультфильма о
школе.

Экскурсия по школе и школьному
двору.
Традиции школы. Законы и заповеди.
История образования школы в селе. Экскурсия в школьный музей.
Знакомство с традициями школы.
Знакомство с правилами поведения в Игра – лото «Что такое хорошо
Мой класс. Правила поведения в классе.
классе.
и что такое плохо»
Что такое коллектив. Принципы
Распределение обязанностей в
Я – ученик моей школы.
дружного коллектива.
классе.
Конкурс рисунков «Моя школа»
Выставка рисунков
Мой город (7 часов)
Мой город Беломорск. История моего города.
Знакомство с историей города.
Презентация.
Экскурсия по городу.
Фотографирование интересных
мест города.
Экскурсия в школьный музей.
Экскурсия в школьный музей.
Профессии людей в городе. Производство в городе.
Экскурсия в школьный музей.
Посещение городской библиотеки.
Экскурсия
Конкурс рисунков «Мой город»
Выставка рисунков
Ветераны войны в моём городе.
Война, что это? Кто такой ветеран. Возложение цветов к памятнику.
Благодарность ветеранам.
Природа родного края (8 часов)
Красота родных мест
Экскурсия в природу.
Растения родного края.
Разнообразие растений нашего края. Работа с гербариями.
Деревья. Кустарники. Травы.
Зарисовка представителей
растений.
Растения родного края.
Разнообразие растений нашего края. Работа с гербариями.
Травы.
Изготовление пазл «Растения
Карелии»
Насекомые нашего края
Разнообразие насекомых нашего
Работа со справочной литературой.
края.
Изготовление пазл «Насекомые
Карелии»
18

29.

Обитатели вод.

30.

Птицы нашего края.

Разнообразие обитателей водоёмов
нашего края.
Разнообразие птиц нашего края

31.

Звери, обитающие на территории нашего края.

Разнообразие зверей нашего края

32.

Охрана животных и растений родного края.

Заповедники, заказники Карелии

33.

Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу».
(1 час)
Общий праздник «Это наша с тобою земля»

19

Работа со справочной литературой.
Изготовление пазл «Рыбы Карелии»
Работа со справочной литературой.
Изготовление пазл «Птицы
Карелии»
Работа со справочной литературой.
Изготовление пазл «Звери Карелии»
Знакомство с Красной книгой
Карелии

Поурочное планирование 2 класс
Дата

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.

13.
14.

Тема занятия

Теоретические вопросы
Природа Карелии (12 часов)
Вводное занятие «Моя малая родина».
Понятие «малая» родина.
Народы, населяющие Карелию.
Природа Карелии.
Особенности природы карельского
края.
Карелия - край воды.
Озёра и реки Карелии. Их обитатели.

Практическая часть
Открытка с изображением своей
«малой» родины.

Работа с картой, нахождение и
показ водоёмов Карелии
Карелия- край камня и лесов.
Особенности рельефа Карелии.
Работа с коллекциями полезных
ископаемых.
Что в лесу растёт? Деревья нашего края.
Знакомство с видами деревьев, их Распознавание деревьев в природе,
особенностями.
работа с гербариями.
Что в лесу растёт? Кустарники нашего края.
Знакомство с видами кустарников, Работа с гербариями,
их особенностями.
иллюстрациями.
Богатства карельского леса
Что даёт лес человеку.
Кроссворд, рисунки «В карельском
лесу»
Кто живёт в лесу?
Обитатели карельского леса.
Кроссворд, игра «Угадай кто это?»
Птицы Карелии. Чтение сказки Л. Рисование иллюстрации к сказке.
Порхающая и поющая красота
И.
Шитиковой
«Как
птицы
получили свои имена».
Времена года в Карелии.
Чтение сказки «Как Сова времена
Рисунок своего любимого
года помирила»
времени года.
Природа Карелии – бесценный дар
«Красная книга Карелии».
Рисование плаката на тему
«Береги природу».
Итоговое практическое занятие по разделу.
Обобщение по теме «Природа Изготовление поделок из разных
Карелии».
материалов на тему «Моя
Карелия».
Карелия – наш дом (8 часов)
Экскурсия по городу.
Достопримечательности города.
Рисунки «Мой город. Каким я его
увидел».
Сорока – старинное карельское село.
Возникновение
села, основные
Экскурсия в школьный музей.
исторические страницы.

20

15.

16.
17.
18.
19.

20.

21.
22.
23.
24.

25.

26.
27.
28.
29.

30.

История семьи.

Традиции семьи, её законы.
Сочинения «Моя семья»
Занятия родителей. Обязанности в
семье
Проект «Любимые игрушки в моей
Дом, в котором ты живёшь.
Рассказ о своём доме.
семье».
Путешествие по своей улице.
Улицы села. Их названия.
Отработка безопасного маршрута в
школу
Города и посёлки Карелии.
Названия городов и районных
Работа с картой
центров Карелии.
Петрозаводск – столица Карелии.
История основания
Составление программы
города. Современный
проведения каникул в
Петрозаводск.
Петрозаводске.
Кижи – объект Всемирного культурного наследия
Музей под открытым небом.
Рисунок на тему
«Достопримечательности Карелии».
Народные ремёсла (4 часа)
Народные ремёсла.
Понятие «ремесло», значение
Экскурсия в школьный музей.
ремесел в жизни людей
Мужские ремёсла.
Ознакомление с мужскими
Лепка посуды из пластилина.
ремёслами.
Рисование
элементов вышивки
Женские ремёсла.
Ознакомление с женскими
ремёслами.
карельских мастериц.
Музыкальные традиции Карелии. Народный
Понятия «кантеле», «кантелист»
Просмотр видеосюжета
музыкальный инструмент – кантеле.
Устное народное творчество (5
часов)
Детский фольклор.
Знакомство с закличками,
Игра «Угадайка»
считалками, загадками,
скороговорками
Детские игры и забавы.
Знакомство с играми
Разучивание игр
Сказки родного края. Сказка «Лапоток»
Чтение сказки
Рисование иллюстраций к сказке.
Сказки родного края. Сказка «Лапоток»
Инсценирование сказки
Путешествие с карельскими сказками
Животные в карельских сказках.
Викторина.
Писатели и поэты Карелии (4
часа)
В.М. Данилов «Жила-была чайка»
Знакомство с рассказами писателя. Мини – сочинение.
21

31.

Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек»

32.

А.Е. Сунгуров «Волшебная зелёная страна»

33.

Наши земляки – писатели и поэты.

34.

Знакомство с книгой и её
главным героем.
Знакомство со стихами поэта.

Наблюдение за природными
явлениями.
Подготовка вопросов для
одноклассников.
Конкурс чтецов

Обобщение по теме «Писатели и
поэты Карелии».
Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу». (1 час)
Общий праздник «Это наша с тобою земля»

22

Поурочное планирование 3 класс
Дата

№
1.

2.

Тема занятия
Теоретические вопросы
Вводное
занятие. Карелия - часть
Государственные символы Карелии.
России. Государственная символика
Знакомство с гербом, флагом,
Карелии
гимном.
Природа Карелии (10 часов)
Почему в Карелию приходят белые ночи.
День и ночь по сезонам на широте
Карелии. Вращение Земли.

3.

Какой климат, такая и погода.

4.

Край воды, лесов и болот.

5.

Земля-кормилица.

6.

Красная книга Карелии.

7.

Красная книга Карелии.

8.

Календарь природы (осень)

9.
10.
11.

Календарь природы (зима)
Календарь природы (весна)
Календарь природы (лето)

12.

Земные клады археологов.

13.

По следам далёких предков.

Что такое климат и погода?
Народные приметы погоды.
Крупные реки и озёра Карелии.
Сельское хозяйство Карелии.
Растения,
выращиваемые в Карелии.
Знать некоторых представителей
животного и растительного мира
Карелии.
Знать некоторых представителей
животного и растительного мира
Карелии.
Знать признаки этого времени года.

Практическая часть
Работа с картой России и Карелии.

Заполнение
таблички
«Продолжительность светлого
времени суток» (р/т)
В течение недели отмечаем погоду.
Работа с картой Карелии.
Экскурсия на озеро Ванчозеро.
Придумать рекламу молочной
продукции
Работа с Красной книгой Карелии и
Атласом определителем.
Сообщения.
Конкурс плакатов «Люди, берегите
природу»
Конкурс рисунков «Моё любимое
время года».

Знать признаки этого времени года.
Знать признаки этого времени года.
Знать признаки этого времени года.
Из истории Карелии (10 часов)
Наука археология. Петроглифы.
Чтение
книги А.М.Линевского
«Листы каменной книги»
Знать, кто такие предки, как жили
Чтение
книги А.М.Линевского
люди сотни лет назад на территории «Листы каменной книги»
23

Карелии.
14.

15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.

23.

24.

Жизнь и занятия наших предков.

Знать, как происходило заселение Рассказ об основных занятиях
наших
территории Карелии.
предков.
Из истории села Сорока.
Знать основные исторические вехи Экскурсия в музей.
села.
И назвали его Невским.
Знать о сражении на Чудском озере. Рассказ о сражении.
Сообщение о первом русском
На здоровье, Ваше Величество!
Пётр Первый в Карелии
курорте.
Проект «Любимые игры в моей
Далёкое детство.
Детство родителей, бабушек и
дедушек.
семье».
Светлана Заалова «Мороженое сорок пятого года».
Великая Отечественная война.
Сочинение - рассуждение «Зачем
Героизм советских воинов.
нужно знать историю».
Участие детей в
войне и в восстановлении
хозяйства после войны.
Связь поколений. Благодарность к «История вокруг нас»- круглый
Прикоснуться к истории.
предкам.
стол.
Беломорск и ВОВ.
ВОВ в Карелии.
Экскурсия в музей.
Литература Карелии (12 часов)
Древние былины из Заонежья
Знать, что такое фольклор,
Чтение сказок и былин Заонежья.
приводить примеры малых жанров
Карелии.
Знать, что такое былина,
называть самых известных былинных
богатырей.
Знакомство с карело-финским эпосом «Калевала»
Знать, кто такой Э.Лённрот, где
Сообщение о Лённроте.
записывал он руны, находить на
карте посёлки Калевала, Лоухи.
Руны «Калевалы» записаны в русской Карелии.
Знать, кто такие
Выставка книг «Калевала» разных
рунопевцы. Работа с
изданий.
картой.
24

25.
26.
27.
28.

29.
30.

31.
32.

33.
34.

Основное содержание эпической поэмы «Калевала»
Э. Лённрота.
Чтение некоторых глав из эпоса «Калевала».
Чтение некоторых глав из эпоса «Калевала».
Мы рисуем Калевалу

Знать главных героев эпоса.

Чтение глав поэмы «Калевала».

Знать главных героев эпоса.
Чтение глав поэмы «Калевала
Знать основное содержание эпоса.
Чтение глав поэмы «Калевала
Отобразить в рисунках народные Конкурс рисунков.
костюмы карел, старые избы,
карельскую природу.
Рассказы о живой природе.
Знакомство с
жизнью бобров. Сообщение о бобрах.
Составление рассказа о бобрах.
Пётр Яковлев «Битва под водой».
Знакомство с особенностями
Сочинение о летней рыбалке
жизни хищных рыб. Составление
рассказа о щуке и ондатре.
Лазарь Шапиро «Как мы собирали грибы».
Знать съедобные и ядовитые грибы. Рисуем грибы.
Игорь Востряков «Корова».
Делать высказывания оценочных Инсценировка рассказа.
суждений о прочитанном
произведении.
Беломорские писатели и поэты.
Знать местных писателей и поэтов. Выставка книг.
Чтение отрывков.
Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу». (1 час)
Общий праздник «Это наша с тобою земля»

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».