Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 «Утверждаю» директор МОУ «Беломорская СОШ №1» _______ /Е.А. Захаркина/ Приказ № 402 от « 30» августа 2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Начальное общее образование Срок реализации программы: 1 год Программу составила: Колотовкина А.А., учитель начальных классов г. Беломорск, 2024 год Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность: читательская грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа учитывает возрастные, учебные и психологические особенности младшего школьника, Программу воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1». Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Общая характеристика курса Программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика - вдумчивого читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития учащихся, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Содержание курса данной программы направлено на формирование навыка чтения и умения работать с текстом; способствует общему развитию ребенка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических). Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Цель: Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение». Задачи: Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как: 1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста. 2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий. 3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете. 4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею. 5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения. Программа рассчитана на учащихся 3 классов, 1 час в неделю, 34часа в год Содержание учебного курса внеурочной деятельности Программа ориентирована на овладение учащимися технологией продуктивного чтения, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. Этапы продуктивного чтения: – подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт); – первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.); – работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Раздел 1. Настоящий читатель (2 ч) Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Раздел 2.Виды смыслового чтения. (4 часа) Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Изучающее чтение. Рефлексивное чтение. Практическая работа с текстами. Раздел 3. Технология продуктивного чтения (28 ч) Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Планируемые результаты освоения направления внеурочной деятельности на уровне начального общего образования Личностные результаты: 1) патриотического воспитания: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; 3) эстетического воспитания: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; 4) ценности научного познания: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 6) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 7) экологического воспитания: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметные результаты: В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; строить рассуждения; базовые исследовательские действия: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); работа с информацией: выбирать источник получения информации; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); пользоваться словарями, справочниками; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; находить в тексте материал для характеристики героя; подробно и выборочно пересказывать текст; составлять рассказ-характеристику героя; составлять устные и письменные описания; по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; различать в прозаическом произведении героев, рассказчика автора; видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. Тематическое планирование 3 класс № Тема Количеств п/п о часов 1 1 Раздел № 1 Настоящий читатель ( 2ч.) Введение. Кого можно считать настоящим читателем? Почему читающему человеку легко общаться с 1 2 окружающими? Какой я читатель? Моя любимая книга. 1 3 Раздел № 2 Виды смыслового чтения (4ч) Просмотровое чтение. Г. Скребицкий «Маленький лесовод». Ознакомительное чтение. М. Пришвин «Ёж 1 4 проснулся». Изучающее чтение. М. Пришвин «Умные птицы» 1 5 Рефлексивное чтение. Э.Шим «Как распускается 1 6 мак?», «Какой будет день?» 7 8 9 Раздел №3 Технология продуктивного чтения. (28ч) Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста. Б. Заходер «Чья корзинка тяжелей?» Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Шаг первый. Чтение до чтения. Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих 1 1 ЭОР https://learningapp s.org/index.php?s= чтение http://skiv.instrao.r u/bankzadaniy/chitatelska ya-gramotnost/ https://multiurok.ru /files/sbornikpraktichieskikhmatierialov-poformirovani.html https://learningapp s.org/index.php?s= чтение http://skiv.instrao.r u/bankzadaniy/chitatelska ya-gramotnost/ 1 https://multiurok.ru 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 первоначальных предположений. В.П. «Старый пень». Шаг второй. Чтение во время чтения.незнакомые слова и их смысл. Вопросы к автору текста. По С.Алексееву «Всюду известный» Шаг второй. Чтение во время чтения. Формулирование простых выводов после прочтения текста. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. В. Л. Дуров «Наша Жучка» Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует». Составление плана произведения. Анализ прочитанного произведения. Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует». Шаг второй. Чтение во время чтения. Диалог с автором текста. Рассказ «Мой любимый праздник». Шаг второй. Чтение во время чтения. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Ю. И. Ермолаев «Проговорился» Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и воображаем. «Почему нельзя играть с мячом возле дороги?» Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем и чувствуем. Читаем и реагируем на прочитанноу: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. В. Драгунский « Третье место в стиле баттерфляй » Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. По В. Драгунскому «Третье место в стиле баттерфляй» Шаг второй. Чтение во время чтения. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. В.Голявкин «Коньки купили не напрасно». Шаг второй. Чтение во время чтения. Читаем, мысленно рисуем, представляем. А.Л. Барто «В театре» Шаг третий. Чтение после чтения. Умение перечитать нужное, интересное, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с рассказом «Каждому из нас нужна пара зорких глаз». Придумываем продолжение произведения. Л. Толстой «Один раз…» Шаг третий. Чтение после чтения. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги. Л. Толстой. Составление кроссворда к прочитанной книге. Практическая работа с текстом М. Садовского «Космическая одежда». Практическая работа с текстом «Замечательные дома». Нахождение нужной информации в различных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 /files/sbornikpraktichieskikhmatierialov-poformirovani.html 28 29 30 31 32 33 34 информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д. Работа с информацией. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Литературная викторина «Внимательный ли ты читатель?» Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» Обобщение пройденного за год. Итого 1 1 1 1 1 1 1 34 Учебно – методическое обеспечение программы. 1. Методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; 2. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; 3. Программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для учащихся 1-4 классов НОО (автор:Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020 г ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://learningapps.org/index.php?s=чтение http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ https://multiurok.ru/files/sbornik-praktichieskikh-matierialov-po-formirovani.html