РП Внеурочной деятельности Путешествие во времени от Сороки до Беломорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

директор МОУ
"Беломорская СОШ №1"

Протокол №1
от «30» августа 2024 г.

__________Захаркина Е.А.
Приказ № 402
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Путешествие во времени: от Сороки до Беломорска»
Начальное общее образование
Срок реализации программы: 1 год

Программу составила: Баранова Н.А..
учитель начальных классов

г. Беломорск
2024 год

Пояснительная записка
Одним из направлений Концепции духовно-нравственного воспитания является
формирование ценностной сферы развития личности обучающегося, в том числе через
принятие и включение его в особые формы культурно-исторической, социальной и духовной
жизни родного города, а также через направления сохранения и укрепления здоровья детей.
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему
развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального,
духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению
навыков самостоятельной деятельности. Самый массовый и самый доступный вид туризма пешеходный туризм. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых,
познание и освоение окружающего мира. Беседы с детьми младшего школьного возраста
показывают, что у детей есть интерес к такой деятельности. Занимаясь в кружке, ребенок
освоит все премудрости пешеходного туризма, сможет овладеть определёнными навыками и
умениями.
Данная программа разработана с учётом регионального компонента и направлена на освоение
обучающимися основ туристической и краеведческой деятельности. Туристско-краеведческая
деятельность способствует становлению и развитию личности учащихся, укреплению их
физической формы, формированию установки на здоровый образ жизни и активную
жизненную позицию. При правильном педагогическом сопровождении туристскокраеведческая деятельность обеспечивает младшему школьнику интенсивное умственное,
физическое и духовно-нравственное развитие, радость совместного с одноклассниками и
взрослыми «пешеходного» погружения в доступную природную и социокультурную среду.
Программа разработана в соответствии: с ФГОС - начального общегообразования
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города,
родного края, о культурных, политических, экономических особенностях, познакомить с
достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной
край.
Задачи:
содействовать формированию у обучающих представлений об историческом
прошлом и настоящем нашего города, о личностях, оставивших заметный след в
истории;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по
окружающемумиру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории,
исследовать исистематизировать собранный материал, оформлять его.
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;
- сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и
-

культурным ценностям родного края.
Данная программа рассчитана на преподавание во 2 классе, 34 часа в год (1час в неделю)
Содержание учебного курса
Содержание рабочей программы учебного курса подобрано с учётом рабочей
программы воспитания.
Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина» (5 часов): Моя школа –
мой дом. Из истории моей школы. Традиции школы. Мой дом. Мой двор. Моя улица,
почему так названа. Достопримечательности нашей улице. За что люблю, что бы изменил.
1. «Наш город» (5 часов): Где мы живем Имя моего города. Символы нашего города.
Достопримечательности нашего города. Профессии города. Где работают родители.
Конкурс рисунков «Наш город».
2. «Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы,
растительность, сельское хозяйство, животный мир)» (18 часов): Географическое
положение Беломорского района. История основания Беломорска. Символика города.
Коренные жители нашего города. Богатства нашего края. Традиционные ремесла моего
края. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека. Разнообразие
животного мира. Животный мир края. Охрана и значение животного мира. Водоемы
нашего края. Растительный и животный мир водоемов. Полезные ископаемые нашего
края. Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе Беломорского района.
Викторина «Почемучек».
3. «Люди нашего города, края» (5 часа): Труд людей нашего города. Люди,
прославившие город Беломорск. Экскурсии по достопримечательностям города
Беломорска. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители.
Итоговое занятие (1 час): Мы хотим Вам рассказать…( проект)
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и
конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной
школы.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой
родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь.
Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы,
достопримечательности города, хутора).
Содержание
раздела
содействует
формированию
практических
умений
ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный
адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых.
Программа предполагает формирование первичных понятий об истории,
достопримечательностяхрайона, о богатстве растительного и животного мира.
Раздел « ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
Личностные результаты:
Патриотическое воспитание:
- знать и любить свою Малую Родину - родной дом, школу, улицу, город;
- осознавать причастность к прошлому, настоящему и будущему родного края;
- проявлять интерес к истории и многонациональной культуре его жителей, уважения к
своему и другим народам.
Гражданского и духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;

- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся напроявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
Ценности научного познания:
- осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
- проявление познавательного интереса о родном крае, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдать правила личной гигиены, здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнять правила безопасного поведения и бережного
отношения к природной среде;
осознанно выполнять правила безопасного поведения на дорогах и улицах; правила
поведения в природной среде (в лесу, на водоеме и пр.), выполнять самооценку;
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу время, потехе час», доводить начатое
дело до конца.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей
вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1)
Базовые логические действия:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебных и
практических задач; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной туристско-краеведческой деятельности;
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого.
2) Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (измерения, исследования).

3). Работа с информацией:
- согласно заданному алгоритму
находить в предложенном источнике
информацию,представленную в явном виде;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальнуюинформацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (карту, схему,
таблицу, иллюстрацию);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) играфическом виде (карта, рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение
к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях ипоступках людей;
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений
и опытной работы, подкреплять их доказательствами.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителядействия по
решению поставленной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2)
Самоконтроль , эмоциональный интеллект:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

1)

- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой одноклассников;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их;
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса обучающийся научится:
- должны овладеть навыками краеведческой работы;

- должны уметь: фиксировать наблюдения; проводить простейшие исследования,
обрабатывать иколлекционировать собранные краеведческие материалы;
- должны узнавать и характеризовать представителей растительного и животного мира
своего края и правила охраны природы;
- иметь представление об историческом и культурном наследии города и населенного
пункта, вкотором проживает обучающийся;
- способны решать следующие жизненно-практические задачи: вести наблюдения за
погодой исоставлять прогнозы;
-научиться работать с различными источниками информации;
- уметь ориентироваться на местности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
раздела
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Название раздела
Моя маленькая родина
Наш город
Наш край (история, рельеф, полезные
ископаемые, водные ресурсы,
растительность, животный мир)
Люди нашего города, края
Путешествие в прошлое
Литературное наследие края
Итоговое занятие
ИТОГО:

Кол-во
часов
5ч
5ч
18 ч

ЭОР

_
https://www.edu.rk.ru
/metodkabinet/moja_k
aelija

5ч
1ч
34 ч

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

1
2
3
4

5

6
7

Тема занятия.

Кол- во
часов

Моя маленькая родина.
Моя школа – мой дом.
Из истории моей школы
Традиции школы.
Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так
названа.
Достопримечательности нашей улице.
Достопримечательности нашей улице. За что люблю, что бы
изменил.

5ч
1
1
1
1

2.Наш город.
Где мы живем Имя моего города.
Символы нашего города.

5ч
1
1

1

8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33

34

Достопримечательности нашего города.
Профессии города. Где работают родители.
Конкурс рисунков «Наш город».

1
1
1

3. Наш край
Географическое положение Беломорского района.
История основания Беломорска.
Символика города.
Коренные жители нашего города.
Богатства нашего края.
Традиционные ремесла моего края.
Растительность нашего края.
Значение растений в жизни человека.
Разнообразие животного мира.
Животный мир края.
Охрана и значение животного мира.
Заповедные места нашего края.
Водоемы нашего края.
Растительный и животный мир водоемов.
Полезные ископаемые нашего края.
Сельское хозяйство нашего края.
Чем занимаются люди на селе Беломорского
района.
Викторина «Почемучек».

18ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4. Люди нашего города, края
Труд людей нашего города.
Люди, прославившие город Беломорск.
Экскурсии по достопримечательностям города
Беломорска.
Доска почётных граждан нашего города.
Профессии и предприятия, на которых работают наши
родители.

5ч
1
1
1

5.Итоговое занятие.
Мы хотим Вам рассказать…(проект)

1ч
1

1

1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. С.В.Кошкина « Совёнок из Беломорска» , Петрозаводск, 2012.
2. Т. А. Бабакова « Младшим школьникам о Карелии»,
«Карелия», 1988.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

2. Обухова А.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или
школа докторов природы (1-4 классы) М.: Вако,2011.
3. С.В.Кошкина « Сорока - Беломорск 1419-1938 Краеведческие записки Летопись».
ОАО « Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2012.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИИНТЕРНЕТ
https://yandex.ru/video/
https://www.edu.rk.ru/metodkabinet/moja_kaelija_


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».