Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 «Утверждаю» директор МОУ «Беломорская СОШ №1» _______ /Е.А. Захаркина/ Приказ № 402 от « 30» августа 2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» среднее общее образование Срок реализации программы: 1 год Программу составила: Сидорова М.П., педагог-психолог г. Беломорск, 2024 год Пояснительная записка Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая является одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и демографического воспроизводства населения, основной социальной структурой общества. Курс «Семьеведение» представляет собой одну из специальных дисциплин, которая призвана дать обучающимся более детальное представление о семье как социальном институте и малой социальной группе. Подобная конкретизация необходима в связи с тем обстоятельством, что семья является одним из основных объектов социальной политики. Государство как основной гарант функционирования семьи как социального института осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются. Тем выше роль семьеведения в ознакомлении учащейся молодёжи с такими вопросами, как понятия брака и семьи, основные виды браков и типы семьи, социально-экономические, правовые, психологопедагогические, этноконфессиональные и духовно-нравственные основы её функционирования. В начале нынешнего века осуществленная модернизация стандартов обучения в средней и высшей школе привела к тому , что нарастание объема получаемой школьниками интеллектуальной и развивающей информации привело к вытеснению нравственного, этического компонента образования, и более всего – в сферах гендерных и брачно семейных отношений. Курс рассчитан для учащихся 10 класса в объеме 34 часа в год (1 час в неделю). Программа формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию поло ролевого поведения, мужественности и женственности. Актуальность. Семья - один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, которая оказывает первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Семья ведение - как наука, нацеленная на осмысление сущности семьи, изучает особенности развития семейных отношений, специфику внутренних и внешних связей семьи. Изучение курса «Семья ведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. Цели курса: Формирование системных представлений о системе брачных и семейных отношений в современном обществе. Акцентирование преимуществ традиционных ценностей и поведенческих норм в сферах брака и семьи. Приобщение учащихся к национальным и религиозным брачно-семейным традициям. Фокусировка внимания на вопросах целомудрия в добрачных и супружеской верности в брачных семейных отношениях. Использование приобретенных знаний и умений учащимися при сдаче Единого государственного экзамена по дисциплинам «История» и «Обществознание», в собственной практике добрачных сексуальных отношений и в повседневной жизни. Задачи: Формирование у учащихся исторически цельного представления о браке и семье. Воспитание социальной ответственности в таких сферах семейной жизни, как заключение брака, рождение ребёнка и его воспитание, ведение домохозяйства, решение семейных конфликтов. Обучение системе взаимодействий семьи с такими сферами общественной жизни как экономика, право, религия, культура. Определение роли государства в поддержке семьи как социального института и приоритетов в семейной политике. Формирование социальной, демографической, правовой, экономической, нравственной культуры учащихся. Осознание важности и значимости семейных ценностей для общественного и личностного развития поколений. Воспитание культуры поведения в межличностных отношениях в семье и в школе. Формирование терпимости к альтернативным формам брачных взаимоотношений в ситуации предпочтительности традиционных моделей брака и семьи. Развитие положительных личностных качеств школьников - ответственности, долга, серьёзного отношения к браку, семье, родительству. Определение жизненных важных ценностей для формирования брачных и семейных отношений, среди которых - вступление в официальный брак, наличие уютного дома, собственной семьи, нескольких детей, конструктивные отношения с прародителями, забота о старших и младших членах семьи. Содержание курса. Тема 1. Брак как основа семьи Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака. Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура. Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности. Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в супружестве. Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании молодежи. Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей. Тема 2. Семья как социальный институт и малая группа Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи. Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии, матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи. Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти, социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава, первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи. Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная и супружеская (бездетная) семьи. Тема 3. Семейное право в России: ХХI век Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере. Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского законодательства. Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам. Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав. Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья. Тема 4. Экономические модели семьи в рыночном обществе Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций. Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной. Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства. Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях. Тема 5. Проблемы родительства в депопулирующей России Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях. Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки. Положение единственного ребенка в семье. Причины и последствия падения рождаемости. Проблема детности. Многодетность как социальная категория. Факторы многодетности. Планирование рождаемости. Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями. Тема 6.Воспитательный потенциал современной семьи Воспитательный потенциал семьи каксистема эмоциональных отношений родителей к ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда. Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей: гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция. Родительская позиция как основа семейного воспитания. Родительские позициикак установки родителей на воспитание ребенка. Негативные родительские установки (эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция.Гибкость родительской позиции, прогностичность родительской позиции. Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной деморализацией; правонарушением; преступные. Методы семейного воспитания как выражение личностной сущности каждого из родителей. Методы убеждения, мягкого порицания; совместного решения экономических проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и преобладания поощрений морального характера (похвала, доброе замечание); включения детей в деятельность по ведению семейного хозяйства. Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио. Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невмешательства, сотрудничество. Тема 7. Внебрачная семья. Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип автономии как основа открытого брака. Групповой брак или жилые сообщества. Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования. Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода. Модели внебрачной семьи: незарегистрированное сожительство, после развода, материнская семья, после овдовения. Мотивы создания внебрачных семей. Особенности их функционирования. Имидж внебрачной семьи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Социальная работа с внебрачными семьями: психологические и психофизические технологии работы с ними. Гендерные аспекты формирования брака и семьи. Критика концепции половых ролей и применение феминистской методологии к анализу родительства и супружества. Роль гендерного фактора в разводах. Гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи. Тема 8. Семья и религия. Иудаизм и православие о браке и семье Этнические группы евреев в России: расселение и численность. Иудаизм как традиционная религия евреев. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа как неполноценные личности в еврейском обществе. Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония. Детские браки в иудаизме и их аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме, их законность и легализация. Развод и права женщины при разводе. «Связанные» женщины. Брак и семья с позиций христианства: история и современность. Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Первобытная свобода половых отношений в контексте христианской традиции. Первые ограничения и религиозные нормы. Иудаизм и брак (ветхозаветная традиция). Римская империя и христианство: религиозная регламентация брака. Первые христиане и оформление семейных отношений в рамках внегосударственных традиций. Формирование таинства брака. Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов. Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения предпочтения? Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью: православие, католичество, протестантизм. Современные православные семьи в России: проблемы и решения. Тема 9. Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе. Буддизм в России: численность, места дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений. Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и родителей в буддистской семье. Супружество в буддизме. Обязанности и права мужа и жены в буддистской семье. Буддизм о сексуальности и супружеской неверности. Брак с точки зрения ислама. Условия брака согласно шариату, отличия различных школ мусульманского права. Расторжение брака. Совершеннолетие (проблема определения), традиция и современное законодательство, историко-этнографические и регионально-географические различия. Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям, особый статус матери. Опекунство и приемные дети. Полигамия: потенциальная дозволенность и реальное функционирование. Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире. Межконфессиональные браки. Планируемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1) Патриотическое воспитание сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; Патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие социально-активной позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей. 2) Гражданское и духовно-нравственное воспитание -понимать значения семьи в жизни человека, нравственная культура: -информировать обучающихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни; - оценивать ситуации на основе общечеловеческих ценностей, делать свой выбор; 3) Эстетическое воспитание эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и техническоготворчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; 4) Ценности научного познания сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,способствующегоосознаниюсвоегоместа вполикультурном мире; совершенствованиеязыковойичитательскойкультурыкаксредствавзаимодействия междулюдьмиипознаниямира; осознаниеценностинаучнойдеятельности,готовностьосуществлятьпроектнуюиисслед овательскую деятельностьиндивидуальноивгруппе. 5) Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного икомпетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, каксобственному,так идругихлюдей; потребностьвфизическом совершенствовании; активноенеприятиевредныхпривычекииныхформпричинениявредафизическомуипс ихическомуздоровью; 6) Трудового воспитания Готовностьктруду,осознаниеценностимастерства,трудолюбие; Готовностькактивнойдеятельноститехнологическойисоциальнойнаправленности, способность инициировать, планировать и самостоятельновыполнятьтакую деятельность; Интерескразличнымсферампрофессиональнойдеятельности,умениесовершатьосозн анныйвыборбудущейпрофессиииреализовыватьсобственныежизненныепланы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжениивсейжизнисознательноеотношениекнепрерывномуобразованиюкакусло виюуспешнойпрофессиональнойиобщественнойдеятельности; 7) Экологического воспитания сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономическихпроцессовнасостояниеприроднойисоциальнойсреды,осознание глобальногохарактераэкологическихпроблем; активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде; умениепрогнозироватьнеблагоприятныеэкологическиепоследствияпредпринимаем ыхдействий,предотвращатьих; 8) Адаптация к имеющимся условиям социальной и природной среды Освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды. Способность взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других. Способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. Умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики. Умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: а) базовые логические действия: Самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; Устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; Определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; Выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; Вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; Развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; в) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий Обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументировано вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведениев различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта, принятия себя и других людей: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; г) принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы Наименование разделов и тем Общее количество часов на изучение Тема 1. Брак как основа семьи Библиотека Тема3. Семейное право в России: ХХI век ЦОК 4 https://m.edsoo.ru 5 Электронная библиотечная система «РУКОНТ» - Режим доступа: Тема 2. Семья как социальный институт и малая группа ЭОР 8 Тема 4. Экономические модели семьи в https://lib.rucont.ru/ рыночном обществе 5 Тема 5. Проблемы родительства в депопулирующей России 2 Электронная библиотечная система ZNANIUM.COM Режим доступа: http://znanium.com/ Тема 6. Воспитательный потенциал современной семьи 4 Тема 7. Внебрачная семья. 2 Тема 8. Семья и религия. Иудаизм и православие о браке и семье 2 Информационносправочная система "Консультант Плюс" Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Тема 9. Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе 1 Итоговый урок 1 Итого 34 Тематическое планирование внеурочной деятельности № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наименование разделов и тем Брак как основа семьи Брак как основа семьи. Понятия брака, его функции и типы Гендерные аспекты формирования брака и семьи Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодёжи. Структура, динамика, добрачного поведения Особенности добрачного поведения у учащихся и молодёжиГендерные стратегии "молодых взрослых Семья как социальный институт и малая группа Роль семьи в обществе и место индивида в системе семейных отношений Супружество, родительство, родство, поколение Идеальная модель семьи Происхождение формы и модели семьи Функции современной семьи Семейное право в России: ХХI век Семейные отношения как предмет правового регулирования .Роль семейного права в социальной жизни Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГСА и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности Количество часов 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 14 Лишение и ограничение родительских прав 1 15 Алименты обязательство супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов Усыновление(удочерение) детей и его отмена Опека и попечительство над детьми. Приемная семья Экономические модели семьи в рыночном обществе Социально-экономическое положение семьи в кризисном обществе Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека Ценность мужчины, женщины и ребёнка в семье. Экономико-демографическое развитие семьи. Основные направления государственной семейной политикти. Проблемы родительства в депопулирующей России Демографическая ситуация мире и в России Рождаемость и репродуктивное поведение семьи. Рождение первенца и планирование рождаемости Воспитательный потенциал современной семьи Отношение к детям в современной семье. Ответственное родительство и единственный ребёнок в семье. Роль отца и матери в социализации детей Типы воспитания Семейные ценности Внебрачная семья Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений Модели внебрачных союзов Семья и религия. Иудаизм и православие о браке и семье Брак в семье с позиции иудаизма Православие о браке и семье Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе Традиции брака и семьи в буддизме,исламе Итоговый урок 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 Учебно – методическое обеспечение программы. Использованная литература 1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра - М, 2010. 2. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. 592 с. 3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с. 4. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. – М., 2000. 414 с. 5. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ /Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85-96. 6. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // THESIS.1994. № 6. 7. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996. 8. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). – М.: Знание, 1990. 64 с. 9. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009. 10. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с. 11. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с. 12. Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Савич Л.Е. Семьеведение: Учеб.-метод. пособие. – Казань, 2015. 199 с. 13. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. –№ 1. –Ст. 16. 14. Безнощенко Е.А. Семья как социальная ценность в основных религиозных конфессиях России // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2008 15. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с. 16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988. 17. Берсенева Т.А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской традиции: монография. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 172 с. 18. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. – М.: Когито-центр, 2011. 19. Велента Т.Ф. Супружеские отношения в молодой семье при разных уровнях сплоченности супругов с родителями: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.Ф. Велента. – Минск, 2008 ЭОР Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru Электронная библиотечная система «РУКОНТ» - Режим доступа: https://lib.rucont.ru/ Электронная библиотечная система ZNANIUM.COM - Режим доступа: http://znanium.com/ Электронно-библиотечная система издательства "Юрайт" - Режим доступа: https://urait.ru/ Информационно-справочная система "Консультант Плюс" - Режим доступа: http://www.consultant.ru/