РП ВД Семьеведение

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена и принята
на заседании Педагогического
совета школы
Протокол № 1 от 30.08.2024

«Утверждаю»
директор МОУ
«Беломорская СОШ №1»
_______ /Е.А. Захаркина/
Приказ № 402
от « 30» августа 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
среднее общее образование
Срок реализации программы: 1 год

Программу составила:
Сидорова М.П., педагог-психолог

г. Беломорск, 2024 год

Пояснительная записка
Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая
является одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и
демографического воспроизводства населения, основной социальной структурой общества.
Курс «Семьеведение» представляет собой одну из специальных дисциплин, которая
призвана дать обучающимся более детальное представление о семье как социальном институте
и малой социальной группе. Подобная конкретизация необходима в связи с тем
обстоятельством, что семья является одним из основных объектов социальной политики.
Государство как основной гарант функционирования семьи как социального института
осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные
службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются. Тем выше
роль семьеведения в ознакомлении учащейся молодёжи с такими вопросами, как понятия брака
и семьи, основные виды браков и типы семьи, социально-экономические, правовые, психологопедагогические, этноконфессиональные и духовно-нравственные основы её функционирования.
В начале нынешнего века осуществленная модернизация стандартов обучения в средней
и высшей школе привела к тому , что нарастание объема получаемой школьниками
интеллектуальной и развивающей информации привело к вытеснению нравственного,
этического компонента образования, и более всего – в сферах гендерных и брачно семейных
отношений.
Курс рассчитан для учащихся 10 класса в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного
семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации
здорового образа жизни в семье; способствует развитию поло ролевого поведения,
мужественности и женственности.
Актуальность.
Семья - один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая
социальная группа, которая оказывает первостепенное влияние на личность. Семья меняется не
только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в
силу внутренних процессов своего развития.
Семья ведение - как наука, нацеленная на осмысление сущности семьи, изучает
особенности развития семейных отношений, специфику внутренних и внешних связей семьи.
Изучение курса «Семья ведение» является важным этапом личностного развития
школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических
основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний
школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более
адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей,
которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.
Цели курса:
 Формирование системных представлений о системе брачных и семейных отношений в
современном обществе.
 Акцентирование преимуществ традиционных ценностей и поведенческих норм в сферах
брака и семьи.
 Приобщение учащихся к национальным и религиозным брачно-семейным традициям.

 Фокусировка внимания на вопросах целомудрия в добрачных и супружеской верности в
брачных семейных отношениях.
 Использование приобретенных знаний и умений учащимися при сдаче Единого
государственного экзамена по дисциплинам «История» и «Обществознание», в
собственной практике добрачных сексуальных отношений и в повседневной жизни.
Задачи:
 Формирование у учащихся исторически цельного представления о браке и семье.
 Воспитание социальной ответственности в таких сферах семейной жизни, как
заключение брака, рождение ребёнка и его воспитание, ведение домохозяйства, решение
семейных конфликтов.
 Обучение системе взаимодействий семьи с такими сферами общественной жизни как
экономика, право, религия, культура.
 Определение роли государства в поддержке семьи как социального института и
приоритетов в семейной политике.
 Формирование социальной, демографической, правовой, экономической, нравственной
культуры учащихся.
 Осознание важности и значимости семейных ценностей для общественного и
личностного развития поколений.
 Воспитание культуры поведения в межличностных отношениях в семье и в школе.
 Формирование терпимости к альтернативным формам брачных взаимоотношений в
ситуации предпочтительности традиционных моделей брака и семьи.
 Развитие положительных личностных качеств школьников - ответственности, долга,
серьёзного отношения к браку, семье, родительству.
 Определение жизненных важных ценностей для формирования брачных и семейных
отношений, среди которых - вступление в официальный брак, наличие уютного дома,
собственной семьи, нескольких детей, конструктивные отношения с прародителями,
забота о старших и младших членах семьи.
Содержание курса.
Тема 1. Брак как основа семьи
Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности
брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив
брака.
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи.
Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в
социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как
процесс, статус и структура. Гендерная идентичность как базовая структура социальной
идентичности.
Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и
«женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и
женщин в обществе и в супружестве. Представления о мужественности и женственности в
индивидуальном самосознании молодежи.
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей.
Тема 2. Семья как социальный институт и малая группа
Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.
Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и
моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии,

матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская
семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные
(альтернативные) модели семьи.
Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти,
социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава,
первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи.
Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи.
Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная и
супружеская (бездетная) семьи.
Тема 3. Семейное право в России: ХХI век
Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль
семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные
отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере.
Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского
законодательства.
Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов.
Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам.
Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах
ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей.
Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей.
Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление
родительских прав.
Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья.
Тема 4. Экономические модели семьи в рыночном обществе
Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня
жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи
как основополагающая в системе её социальных функций.
Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории
экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной,
воспитательной, социализационной.
Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства.
Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с
разными уровнем дохода в рыночных условиях.
Тема 5. Проблемы родительства в депопулирующей России
Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи,
социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях.
Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье.
Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль
матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки.
Положение единственного ребенка в семье.
Причины и последствия падения рождаемости. Проблема детности. Многодетность как
социальная категория. Факторы многодетности. Планирование рождаемости. Поддержка
многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной
работы с малодетными и многодетными семьями.

Тема 6.Воспитательный потенциал современной семьи
Воспитательный потенциал семьи каксистема эмоциональных отношений родителей к
ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда.
Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей: гипопротекция,
гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция.
Родительская позиция как основа семейного воспитания. Родительские позициикак
установки родителей на воспитание ребенка. Негативные родительские установки
(эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое
воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция.Гибкость
родительской позиции, прогностичность родительской позиции.
Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной
деморализацией; правонарушением; преступные.
Методы семейного воспитания как выражение личностной сущности каждого из
родителей. Методы убеждения, мягкого порицания; совместного решения экономических
проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и преобладания поощрений
морального характера (похвала, доброе замечание); включения детей в деятельность по ведению
семейного хозяйства.
Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной
литературы, материалов периодической печати, кино, радио.
Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания: диктат, опека, «мирное
сосуществование» на основе невмешательства, сотрудничество.
Тема 7. Внебрачная семья.
Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип автономии
как основа открытого брака. Групповой брак или жилые сообщества.
Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования.
Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода.
Модели внебрачной семьи: незарегистрированное сожительство, после развода,
материнская семья, после овдовения.
Мотивы создания внебрачных семей. Особенности их функционирования. Имидж
внебрачной семьи.
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Социальная
работа с внебрачными семьями: психологические и психофизические технологии работы с
ними.
Гендерные аспекты формирования брака и семьи. Критика концепции половых ролей и
применение феминистской методологии к анализу родительства и супружества. Роль
гендерного фактора в разводах. Гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.
Тема 8. Семья и религия. Иудаизм и православие о браке и семье
Этнические группы евреев в России: расселение и численность. Иудаизм как
традиционная религия евреев. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия.
Мужчина без жены или женщина без мужа как неполноценные личности в еврейском
обществе.
Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония. Детские браки в
иудаизме и их аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме, их законность и
легализация.
Развод и права женщины при разводе. «Связанные» женщины.

Брак и семья с позиций христианства: история и современность.
Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Первобытная
свобода половых отношений в контексте христианской традиции. Первые ограничения и
религиозные нормы. Иудаизм и брак (ветхозаветная традиция). Римская империя и
христианство: религиозная регламентация брака. Первые христиане и оформление семейных
отношений в рамках внегосударственных традиций.
Формирование таинства брака. Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов.
Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения
предпочтения?
Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью: православие, католичество,
протестантизм. Современные православные семьи в России: проблемы и решения.
Тема 9. Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе.
Буддизм в России: численность, места дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в
буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в
буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов
взаимоотношений.
Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и родителей в буддистской семье.
Супружество в буддизме. Обязанности и права мужа и жены в буддистской семье.
Буддизм о сексуальности и супружеской неверности.
Брак с точки зрения ислама. Условия брака согласно шариату, отличия
различных школ мусульманского права. Расторжение брака.
Совершеннолетие (проблема определения), традиция и современное законодательство,
историко-этнографические и регионально-географические различия.
Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям, особый статус матери.
Опекунство и приемные дети.
Полигамия: потенциальная дозволенность и реальное функционирование.
Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире.
Межконфессиональные браки.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) Патриотическое воспитание
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
 Патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие социально-активной
позиции молодежи, сохранение культурно-нравственных и исторических ценностей.
2) Гражданское и духовно-нравственное воспитание
-понимать значения семьи в жизни человека, нравственная культура:
-информировать обучающихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни;
- оценивать ситуации на основе общечеловеческих ценностей, делать свой выбор;
3) Эстетическое воспитание
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
техническоготворчества, спорта, труда и общественных отношений;

 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
4) Ценности научного познания
 сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровнюразвития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур,способствующегоосознаниюсвоегоместа вполикультурном мире;
 совершенствованиеязыковойичитательскойкультурыкаксредствавзаимодействия
междулюдьмиипознаниямира;
 осознаниеценностинаучнойдеятельности,готовностьосуществлятьпроектнуюиисслед
овательскую деятельностьиндивидуальноивгруппе.
5) Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
икомпетентного отношения к физическому и психологическому здоровью,
каксобственному,так идругихлюдей;
 потребностьвфизическом совершенствовании;
 активноенеприятиевредныхпривычекииныхформпричинениявредафизическомуипс
ихическомуздоровью;
6) Трудового воспитания
 Готовностьктруду,осознаниеценностимастерства,трудолюбие;
 Готовностькактивнойдеятельноститехнологическойисоциальнойнаправленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельновыполнятьтакую
деятельность;
 Интерескразличнымсферампрофессиональнойдеятельности,умениесовершатьосозн
анныйвыборбудущейпрофессиииреализовыватьсобственныежизненныепланы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжениивсейжизнисознательноеотношениекнепрерывномуобразованиюкакусло
виюуспешнойпрофессиональнойиобщественнойдеятельности;
7) Экологического воспитания
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономическихпроцессовнасостояниеприроднойисоциальнойсреды,осознание
глобальногохарактераэкологическихпроблем;
 активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;
 умениепрогнозироватьнеблагоприятныеэкологическиепоследствияпредпринимаем
ыхдействий,предотвращатьих;
8) Адаптация к имеющимся условиям социальной и природной среды
 Освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды.
 Способность взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других.
 Способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у

других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других.
 Умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики.
 Умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
 Способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
а) базовые логические действия:
Самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
Устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
Определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
Выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
Вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
Развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:

владеть навыками
получения
информации
из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной
безопасности личности.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий
Обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной
деятельности:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументировано вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов,
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведениев различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями
включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального
интеллекта, принятия себя и других людей:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
каждой темы
Наименование
разделов и тем

Общее
количество
часов на
изучение

Тема 1. Брак как основа семьи

Библиотека

Тема3. Семейное право в России: ХХI век

ЦОК

4

https://m.edsoo.ru

5

Электронная
библиотечная система
«РУКОНТ» - Режим
доступа:

Тема 2. Семья как социальный институт и
малая группа

ЭОР

8

Тема 4. Экономические модели семьи в

https://lib.rucont.ru/

рыночном обществе
5
Тема 5. Проблемы родительства в
депопулирующей России

2

Электронная
библиотечная система
ZNANIUM.COM
Режим
доступа:
http://znanium.com/

Тема 6. Воспитательный потенциал
современной семьи

4

Тема 7. Внебрачная семья.

2

Тема 8. Семья и религия. Иудаизм и
православие о браке и семье

2

Информационносправочная
система
"Консультант Плюс" Режим
доступа:
http://www.consultant.ru/

Тема 9. Буддистские основы брака и семьи.
Брак и семья и исламе
1
Итоговый урок

1

Итого

34
Тематическое планирование внеурочной деятельности

№
урока
1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12

13

Наименование разделов и тем
Брак как основа семьи
Брак как основа семьи.
Понятия брака, его функции и типы
Гендерные аспекты формирования брака и семьи
Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодёжи.
Структура, динамика, добрачного поведения
Особенности
добрачного
поведения
у
учащихся
и
молодёжиГендерные стратегии "молодых взрослых
Семья как социальный институт и малая группа
Роль семьи в обществе и место индивида в системе семейных
отношений
Супружество, родительство, родство, поколение
Идеальная модель семьи
Происхождение формы и модели семьи
Функции современной семьи
Семейное право в России: ХХI век
Семейные отношения как предмет правового регулирования .Роль
семейного права в социальной жизни
Личные права и обязанности супругов. Законный режим
имущества супругов. Брачный договор
Установление происхождения детей. Добровольное признание
отцовства в органах ЗАГСА и установление отцовства в судебном
порядке.
Права несовершеннолетних детей. Родительские права и
обязанности

Количество
часов
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
8
1
1

1
1

14

Лишение и ограничение родительских прав

1

15

Алименты обязательство супругов, родителей и детей. Порядок
уплаты и взыскания алиментов
Усыновление(удочерение) детей и его отмена
Опека и попечительство над детьми. Приемная семья
Экономические модели семьи в рыночном обществе
Социально-экономическое положение семьи в кризисном
обществе
Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека
Ценность мужчины, женщины и ребёнка в семье.
Экономико-демографическое развитие семьи.
Основные направления государственной семейной политикти.
Проблемы родительства в депопулирующей России
Демографическая ситуация мире и в России
Рождаемость и репродуктивное поведение семьи. Рождение
первенца и планирование рождаемости
Воспитательный потенциал современной семьи
Отношение к детям в современной семье. Ответственное
родительство и единственный ребёнок в семье.
Роль отца и матери в социализации детей
Типы воспитания
Семейные ценности
Внебрачная семья
Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных
отношений
Модели внебрачных союзов
Семья и религия. Иудаизм и православие о браке и семье
Брак в семье с позиции иудаизма
Православие о браке и семье
Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе
Традиции брака и семьи в буддизме,исламе
Итоговый урок

1

16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1

Учебно – методическое обеспечение программы.
Использованная литература
1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра - М, 2010.
2. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический Проект, Альма
Матер, 2011. 592 с.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
4. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. – М., 2000. 414 с.
5. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ
/Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85-96.
6. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // THESIS.1994. № 6.
7. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во
"Алетейя", 1996.
8. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). – М.: Знание,
1990. 64 с.
9. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и
др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.
10. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар.- изд.
центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.

11. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. –
М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.
12. Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Савич Л.Е. Семьеведение:
Учеб.-метод. пособие. – Казань, 2015. 199 с.
13. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. –№ 1. –Ст. 16.
14. Безнощенко Е.А. Семья как социальная ценность в основных религиозных конфессиях России
// Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и
правовые исследования, 2008
15. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди,
которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988.
17. Берсенева Т.А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской традиции:
монография. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 172 с.
18. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. – М.: Когито-центр, 2011.
19.
Велента Т.Ф. Супружеские отношения в молодой семье при разных уровнях
сплоченности супругов с родителями: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.Ф. Велента. – Минск,
2008
ЭОР
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru
Электронная библиотечная система «РУКОНТ» - Режим доступа: https://lib.rucont.ru/
Электронная библиотечная система ZNANIUM.COM - Режим доступа: http://znanium.com/
Электронно-библиотечная система издательства "Юрайт" - Режим доступа: https://urait.ru/
Информационно-справочная система "Консультант Плюс" - Режим доступа: http://www.consultant.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».