Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 «Утверждаю» директор МОУ «Беломорская СОШ №1» _______ /Е.А. Захаркина/ Приказ № 401 от « 30» августа 2024 Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Совершенствование видов речевой деятельности в процессе изучения английского языка в старшей школе» среднее общее образование срок реализации 1 год Программу разработала: Росткова О.Ю. г. Беломорск 2024г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс «Совершенствование видов речевой деятельности в процессе изучения английского языка в старшей школе» создан для системного развития у учащихся речевой, социокультурной и языковой компетенции, формирования умений межкультурного общения на английском языке. Данный курс способствует систематизации языковых и социокультурных знаний, расширяет познания учащихся о лингвостилистической и лингвокультурологической вариативности английского языка в условиях официального и неофициального общения, развивает умение использовать английский язык как инструмент межкультурного общения, и призван реализовать следующие функции: развить умения понимать на слух (с различной степенью полноты и точности) высказывания собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудиои видеотекстов различных жанров; углубить знания английского языка и расширить лингвистический кругозор обучающихся; совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию за счет вовлечения школьников в активный творческий процесс языковой деятельности, во взаимодействие с текстом, книгой, учителем, друг с другом. Программа элективного курса обеспечивает: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Основная цель: системное развитие речевой, социокультурной и языковой компетенции обучающихся, формирования умений межкультурного общения на английском языке. Основные задачи: овладение умениями и навыками понимать основное содержание устных диалогов, монологов, теле- и радиопередач по знакомой и частично незнакомой тематике; овладение умениями и навыками относительно полно понимать высказывания носителей языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения и элементарного профессионального общения; овладение умениями и навыками обобщать содержащуюся в аудио-, телетексте фактическую и оценочную информацию, определяя свое отношение к ней; совершенствование умений читать тексты с использованием различных стратегий чтения; развитие умений выделять необходимые факты/сведения; определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий; прогнозировать развитие/результат излагаемых событий; определять замысел автора; понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; овладение умениями и навыками обобщать грамматический и лексический материал, усвоенный учащимися в предыдущие годы обучения; овладение умениями и навыками активно использовать грамматические конструкции и лексику в повседневной иноязычной речи; развитие способности рассказывать, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики, приводя примеры, аргументы; развитие способности описывать события, излагать факты; развитие способности высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы, оценивать факты/события современной жизни. Программа рассчитана на 34 часа в 11 классе. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание элективного курса «Совершенствование видов речевой деятельности в процессе изучения английского языка в старшей школе» представлено модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули, включённые в данную программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать под любые условия организации учебного процесса. Модуль «Обучение различным видам аудирования» Все занятия практико-ориентированы. Основной формой проведения занятий является практикум, на котором происходит формирование, систематизация и совершенствование аудитивных умений и навыков, необходимых для решения коммуникативной задачи и расширения словарного запаса. Тема 1. Навыки и умения аудирования. Характеристики текстов Тема 2. Аудирование с основным пониманием текста Тема 3. Аудирование с поминанием запрашиваемой информации Тема 4. Аудирование с полным пониманием Тема 5. Итоговый зачет по аудированию Модуль «Современные технологии работы с текстом» Каждое занятие является практико-ориентированным. Содержание модуля реализуется по принципам последовательности и системности. В модуле предусмотрен новый материал, который позволит учащимся лучше осознать ранее изученный материал, углубить лингвистические знания по всем видам речевой деятельности и расширить представление об английской литературе. Тема 1. Виды чтения Тема 2. Чтение газетной статьи Тема 3. Чтение отрывка из художественного текста Тема 4 Чтение научно-популярного текста Тема 5. Упражнения раздела «Чтение» в формате ЕГЭ Модуль «Практикум по грамматике и лексике» Все занятия практико-ориентированы. Основной формой проведения занятий является практикум, на котором происходит формирование и систематизация грамматических навыков через изучение проблемных и сложных тем. Тема 1. Формы с суффиксом - ing. Инфинитив. Verb/noun/adjective+ -ing form; Verb/noun/adjective+ full infinitive; Verb+ bare infinitive; Verb+ full infinitive or -ing form with little or no change in meaning; Verb +full infinitive or -ing form with a change in meaning; Prefer, would rather, had better. Тема 2. Косвенная речь. Reported speech: tense and modal changes; Reported speech: pronoun and determiner changes; Reported speech: time and place changes; Reported questions; Reporting verbs. Тема 3 Фразовые глаголы Тема 4. Итоговый тест (раздел «Грамматика и лексика» экзамена ЕГЭ) Модуль «Интеграция в развитии навыков устной и письменной речи» Все занятия направлены на развитие и совершенствование письменных навыков. Тема 1. Написание письменного высказывания с элементами рассуждения (эссе). Формат задания. Образцы эссе. Чтение: чтение образцов эссе. Ознакомительное чтение. Тема 2. Особенности правильного написания введения и заключения эссе. Тема 3. Универсальный способ генерирования аргументов и контраргументов для эссе на любую тему. Тема 4. Практикум по написанию письменного высказывания с элементами рассуждения. Модуль «Совершенствование навыков устной речи» Все занятия практико-ориентированы. Основной формой проведения занятий является практикум, на котором происходит формирование, систематизация и совершенствование навыков и умений, необходимых для решения коммуникативной задачи и расширения словарного запаса. Тема 1. Особенности английской фонетической системы. Основной интонационный рисунок предложений разного типа. Смысловое ударение. Особенности произношения имен собственных в английском языке. Порядковые числительные, даты, меры веса, денежные эквиваленты. Тема 2. Типы вопросов. Порядок слов при построении разных типов вопросов. Тема 3. Основные принципы построения монологического высказывания с использованием визуальных опор. Тема 4. Стратегия эффективного использования различных лексических единиц для решения поставленной коммуникативной задачи. Перифраз и использование стилистических приемов в монологическом высказывании по предложенной теме. Тема5. Основные принципы построения монологического высказывания для сравнения двух фотографий и высказывания своего отношения по предложенным визуальным опорам. Тема 6. Ознакомление учащихся с заданиями в формате ЕГЭ. Критерии оценивания устной части экзамена. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Планируемые личностные результаты: осознание феномена иностранного языка, как одного из способов приобщения к ценностям мировой науки и культуры через средства информации, в том числе мультимедийные; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения английским языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности; представление о языке как части общечеловеческой культуры, о его взаимосвязи с историей и культурой русского и других народов; существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. В результате изучения английского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России и страны/стран изучаемого языка, достижениям России и страны/стран изучаемого языка в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации на иностранном (английском) языке, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности. 5) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, осознание возможностей самореализации средствами иностранного (английского) языка; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, в том числе с использованием изучаемого иностранного языка. 6) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 7) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, с использованием изучаемого иностранного (английского) языка. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по английскому языку для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с представителями страны/стран изучаемого языка, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения английского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц и языковых явлений изучаемого иностранного языка; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности в языковых явлениях изучаемого иностранного (английского) языка; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. Базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием иностранного (английского) языка, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; владеть научной лингвистической терминологией и ключевыми понятиями; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативных решений. Работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, в том числе на иностранном (английском) языке, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты на иностранном (английском) языке в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (текст, таблица, схема, диаграмма и другие); оценивать достоверность информации, её соответствие морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия на иностранном (английском) языке, аргументированно вести диалог и полилог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль давать оценку новым ситуациям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать соответствие создаваемого устного/письменного текста на иностранном (английском) языке выполняемой коммуникативной задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае необходимости; оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Совместная деятельность понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты по английскому языку ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной. К концу 11 класса обучающийся научится: 1) владеть основными видами речевой деятельности: говорение: вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках отобранного тематического содержания речи с вербальными и/или зрительными опорами с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка (до 9 реплик со стороны каждого собеседника); создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование/сообщение, рассуждение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией с вербальными и/или зрительными опорами или без опор в рамках отобранного тематического содержания речи; излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения без вербальных опор (объём монологического высказывания – 14–15 фраз); устно излагать результаты выполненной проектной работы (объём – 14–15 фраз). аудирование: воспринимать на слух и понимать аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации (время звучания текста/текстов для аудирования – до 2,5 минут) смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием прочитанного (объём текста/текстов для чтения – до 600–800 слов); читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы, графики) и понимать представленную в них информацию. письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объём сообщения – до 140 слов); создавать письменные высказывания на основе плана, иллюстрации, таблицы, графика, диаграммы и/или прочитанного/прослушанного текста с использованием образца (объём высказывания – до 180 слов); заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного/прослушанного текста или дополняя информацию в таблице, письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объём – до 180 слов). 2) владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правило отсутствия фразового ударения на служебных словах; выразительно читать вслух небольшие тексты объёмом до 150 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста. 3) владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова. 4) владеть пунктуационными навыками: использовать запятую при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; апостроф, точку, вопросительный и восклицательный знаки; не ставить точку после заголовка; пунктуационно правильно оформлять прямую речь; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера; распознавать в устной речи и письменном тексте 1500 лексических единиц (слов, фразовых глаголов, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1400 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в английском языке нормы лексической сочетаемости. 5) распознавать и употреблять в устной и письменной речи: родственные слова, образованные с использованием аффиксации: глаголы при помощи префиксов dis-, mis-, re-, over-, under- и суффиксов -ise/-ize, -en; имена существительные при помощи префиксов un-, in-/im-, il-/ir- и суффиксов ance/-ence, -er/-or, -ing, -ist, -ity, -ment, -ness, -sion/-tion, -ship; имена прилагательные при помощи префиксов un-, in-/im-, il-/ir-, inter-, non-, post-, pre- и суффиксов -able/-ible, -al, -ed, -ese, -ful, -ian/ -an, -ical, -ing, -ish, -ive, -less, -ly, -ous, y; наречия при помощи префиксов un-, in-/im-, il-/ir- и суффикса -ly; числительные при помощи суффиксов -teen, -ty, -th; с использованием словосложения: сложные существительные путём соединения основ существительных (football); сложные существительные путём соединения основы прилагательного с основой существительного (bluebell); сложные существительные путём соединения основ существительных с предлогом (father-in-law); сложные прилагательные путём соединения основы прилагательного/числительного с основой существительного с добавлением суффикса -ed (blue-eyed, eight-legged); сложные прилагательные путём соединения наречия с основой причастия II (wellbehaved); сложные прилагательные путём соединения основы прилагательного с основой причастия I (nice-looking); с использованием конверсии: образование имён существительных от неопределённых форм глаголов (to run – a run); имён существительных от прилагательных (rich people – the rich); глаголов от имён существительных (a hand – to hand); глаголов от имён прилагательных (cool – to cool); распознавать и употреблять в устной и письменной речи имена прилагательные на ed и -ing (excited – exciting); распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные многозначные лексические единицы, синонимы, антонимы, интернациональные слова, наиболее частотные фразовые глаголы, сокращения и аббревиатуры; распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания; знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений английского языка; распознавать и употреблять в устной и письменной речи: предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке; предложения с начальным It; предложения с начальным There + to be; предложения с глагольными конструкциями, содержащими глаголы-связки to be, to look, to seem, to feel; предложения cо сложным подлежащим – Complex Subject; предложения cо сложным дополнением – Complex Object; сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and, but, or; сложноподчинённые предложения с союзами и союзными словами because, if, when, where, what, why, how; сложноподчинённые предложения с определительными придаточными с союзными словами who, which, that; сложноподчинённые предложения с союзными словами whoever, whatever, however, whenever; условные предложения с глаголами в изъявительном наклонении (Conditional 0, Conditional I) и с глаголами в сослагательном наклонении (Conditional II); все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present/Past/Future Simple Tense, Present/Past Continuous Tense, Present/Past Perfect Tense, Present Perfect Continuous Tense); повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени, согласование времён в рамках сложного предложения; модальные глаголы в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени; предложения с конструкциями as … as, not so … as, both … and …, either … or, neither … nor; предложения с I wish; конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing smth; конструкции c глаголами to stop, to remember, to forget (разница в значении to stop doing smth и to stop to do smth); конструкция It takes me … to do smth; конструкция used to + инфинитив глагола; конструкции be/get used to smth, be/get used to doing smth; конструкции I prefer, I’d prefer, I’d rather prefer, выражающие предпочтение, а также конструкций I’d rather, You’d better; подлежащее, выраженное собирательным существительным (family, police), и его согласование со сказуемым; глаголы (правильные и неправильные) в видовременных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present/Past/Future Simple Tense, Present/Past/Future Continuous Tense, Present/Past Perfect Tense, Present Perfect Continuous Tense, Future-in-thePast Tense) и наиболее употребительных формах страдательного залога (Present/Past Simple Passive, Present Perfect Passive); конструкция to be going to, формы Future Simple Tense и Present Continuous Tense для выражения будущего действия; модальные глаголы и их эквиваленты (can/be able to, could, must/have to, may, might, should, shall, would, will, need); неличные формы глагола – инфинитив, герундий, причастие (Participle I и Participle II), причастия в функции определения (Participle I – a playing child, Participle II – a written text); определённый, неопределённый и нулевой артикли; имена существительные во множественном числе, образованных по правилу, и исключения; неисчисляемые имена существительные, имеющие форму только множественного числа; притяжательный падеж имён существительных; имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованных по правилу, и исключения; порядок следования нескольких прилагательных (мнение – размер – возраст – цвет – происхождение); слова, выражающие количество (many/much, little/a little, few/a few, a lot of); личные местоимения в именительном и объектном падежах, притяжательные местоимения (в том числе в абсолютной форме), возвратные, указательные, вопросительные местоимения; неопределённые местоимения и их производные, отрицательные местоимения none, no и производные последнего (nobody, nothing, и другие); количественные и порядковые числительные; предлоги места, времени, направления, предлоги, употребляемые с глаголами в страдательном залоге. 6) владеть социокультурными знаниями и умениями: знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексикограмматические средства с учётом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (государственное устройство, система образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения и другие); иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной̆ страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и её культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении. 7) владеть компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств: использовать различные приёмы переработки информации: при говорении – переспрос, при говорении и письме – описание/перифраз/толкование, при чтении и аудировании – языковую и контекстуальную догадку; владеть метапредметными умениями, позволяющими совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком; сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические); использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме; участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на английском языке и применением информационно-коммуникационных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Количество часов Модуль I. Обучение различным видам аудирования Прогнозирование содержания аудиотекста по заданным утверждениям Задания на снятие языковых трудностей при аудировании Соотнесение заголовков с содержанием прослушанных аудиотекстов Аудирование с пониманием основного содержания 8часов Прогнозирование содержания текста и запрашиваемой информации Аудирование с поминанием запрашиваемой информации Интерпретация заданных вопросов и утверждений. Обсуждение возможных вариантов ответа Итоговый зачет Электронные образовательные ресурсы 1 www. fipi.ru; 1 www. fipi.ru; 1 www. fipi.ru; 1 https://ege.sdamgia.ru. 1 https://ege.sdamgia.ru. 1 www. fipi.ru; 1 https://ege.sdamgia.ru. 1 https://ege.sdamgia.ru. www. fipi.ru; 2 Модуль II. Современные технологии работы с 8 часов текстом Необходимые навыки и умения при работе с 1 текстом Ознакомительное и просмотровое чтение 1 3 Изучающее и поисковое чтение 1 https://ege.sdamgia.ru. 4 5 6 7-8 Чтение газетной статьи Чтение отрывка из художественного текста Чтение научно-популярного текста Упражнения раздела «Чтение» в формате ЕГЭ Модуль III. Практикум по грамматике и лексике Инфинитив и причастие Косвенная речь 1 1 1 2 4 часа www. fipi.ru; www. fipi.ru; www. fipi.ru; www. fipi.ru; www. fipi.ru; 1 1 www. fipi.ru; www. fipi.ru; 1 1 2 15 https://ege.sdamgia.ru. https://ege.sdamgia.ru. 3 4 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6-7 Фразовые глаголы Практикум Модуль IV. Интеграция в развитии навыков устной и письменной речи Написание e-mail Написание доклада. Как представить доклад? Написание личного письма. Написание монологического высказывания с элементами рассуждения. Перифраз и дискуссионность во введении. Как подобрать синонимы. Генерирование аргументов и контраргументов для эссе на любую тему Практикум в написании эссе. 1 1 7 часов www. fipi.ru; www. fipi.ru; www. fipi.ru; 1 1 1 1 www. fipi.ru; www. fipi.ru; 1 https://ege.sdamgia.ru. 1 https://ege.sdamgia.ru. Контроль написания эссе Модуль V.Совершенствование навыков устной речи Особенности английской фонетической системы. Слова, вызывающие сложности при озвучивании Грамматические навыки, необходимые для условного диалога-расспроса Умения и навыки, необходимые для описания картинки Генерирование идей для описания любых картинок Основные принципы построения монологического высказывания Практикум по выполнению заданий в формате ЕГЭ. Критерии оценивания устной части экзамена. Итог 1 7 часов www. fipi.ru; www. fipi.ru; 1 www. fipi.ru; 1 www. fipi.ru; 1 www. fipi.ru; 1 https://ege.sdamgia.ru. 1 https://ege.sdamgia.ru. 2 https://ege.sdamgia.ru. www. fipi.ru; 34 часа Учебно-методическое обеспечение программы. 1. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд./ Е.И. Пассов. - М.: Просвещение 2. «Английский язык: типовые тестовые задания»,Е.Н.Соловова, J.Parsons, Е.С.Маркова, 2016; 3. «Английский язык: комплекс материалов для подготовки учащихся», под ред. М.В.Вербицкой, 2018; 16 4. «Устная часть ЕГЭ по английскому языку, 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций», под ред. М.В.Вербицкой, 2016; 5. www. fipi.ru; 6. https://ege.sdamgia.ru. 17