Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 «Утверждаю» директор МОУ «Беломорская СОШ №1» ________ /Е.А. Захаркина/ Приказ № 402 от «30» августа 2024 Рабочая программа элективного курса по химии «Решение задач по химии» среднее общее образование срок реализации 1 год Программу разработала: Набока Н.С. Беломорск, 2024 Пояснительная записка. Данный курс предназначен для учащихся 10 класса универсального профиля, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля. Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по неорганической химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленная предпрофессиональная ориентация старшеклассников. Задачи курса: систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах неорганической химии; показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека; создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации; объяснить на современном уровне свойства соединений и химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком; способствовать развитию познавательных интересов учащихся; предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике; научить работать с тестовыми заданиями, решать задачи по неорганической химии. закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса неорганической химии; Курс рассчитан на 34 часа Содержание курса Электронная конфигурация атомов. Основное и возбуждённое состояние атомов. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам Общая характеристика элементов I-III групп в связи с положением в ПСХЭ и строением их атомов. Характеристика переходных элементов: меди, цинка, хрома, железа в связи с положением в ПСХЭ и строением их атомов. Общая характеристика неметаллов IV-VII групп в связи с положением в ПСХЭ и особенностями строения их атомов Ковалентная химическая связь, её разновидности и характеристики. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решёток. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Среда растворов: щелочная, нейтральная, кислотная Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия и способы защиты от коррозии. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Планируемые результаты освоения курса. Личностные. осознанное построение индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; ориентация и самоопределение обучающихся на продолжение образования в учебных заведениях естественнонаучного профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы и др.): формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. А также формирование: 1) патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 2) гражданского воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов; 3) ценности научного познания: - мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей; - познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; - интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 4) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни; 5) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; 6) экологического воспитания: способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств, ИКТ; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения; умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях. Базовые исследовательские действия: - умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; - приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе. Работа с информацией: -умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; -умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями. Коммуникативные универсальные учебные действия: - умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; - умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта); - умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие). Регулятивные универсальные учебные действия: - умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий. Предметные: знать смысл законов сохранения массы веществ, постоянство состава, атомномолекулярной теории; уметь раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров групп и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; понимать: зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки и вида химической связи, границы применимости указанных химических теорий, применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ; объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами; характеризовать практическое значение данного вещества; объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ. выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; определять принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; Применять изученные химические понятия и основные законы и теории химии при решении задач по темам: Электронная конфигурация атомов Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам Характеристика химических элементов Характеристика переходных элементов: меди, цинка, хрома, железа в связи с положением в ПСХЭ и строением их атомов Ковалентная химическая связь, её разновидности и характеристики Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь Степень окисления и валентность химических элементов Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах Гидролиз солей Окислительно-восстановительные реакции Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) Самоконтроль Самоконтроль – это умение повысить результат своих действий и сопоставлять с ним реально полученные результаты. Навыкам самоконтроля необходимо постепенно обучать учащихся, постепенно расширяя спектр использования этих навыков. Долгое время самоконтроль в обучении ограничивался применением в решении задач, когда учащийся сверял свой ответ с ответом в учебнике. Сейчас самоконтроль этим не ограничивается. Помимо правильного ответа должен быть правильный алгоритм решения, а при ошибочном решении учащийся должен уметь найти, проанализировать и исправить ошибку. То есть осуществить «внутреннюю обратную связь». Данное умение корректировать свои ошибки повысит уровень успеваемости учащегося. Таким образом, навыки самоконтроля – это прямой путь к развитию самостоятельности, веры в себя, формированию убеждений, то есть к развитию личности. Эмоциональный интеллект: Новейшие исследования показывают, что во многом успешность взрослого человека в обществе определяется не столько академическими знаниями и уровнем общего интеллекта (IQ), сколько умением управлять своим эмоциональным состоянием и предсказывать реакции окружающих (EQ), т.е. уровнем эмоционального интеллекта. Эмоции формируют особый вид интеллекта, способный очень качественно поднять учебные и иные личностные показатели развития ученика, даже на первый взгляд неспособного или же недостаточно способного к тому или иному предмету, к тому или иному виду деятельности. «ЭИ» обычно определяют как «способность осознавать собственные чувства и чувства других людей, вырабатывать для себя мотивацию и справляться с эмоциями как в самих себе, так и в отношениях с другими людьми» Эмоциональный интеллект включает: 1) познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; 2)навыки межличностного общения: социальная ответственность; эмпатия, межличностные взаимоотношения, 3) способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость; 4) управление стрессовыми импульсивностью; ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за 5) преобладающее настроение: счастье, оптимизм. Этот вид интеллекта очень много значит во всех областях жизни. В основном, это способность понять чувства других в общении. Более конкретно эмоциональный и социальный интеллект охватывает следующие основные способности: в эмоциональной сфере: не позволять своим чувствам переливаться через край; сознательно влиять на свое поведение; пользоваться чувствами позитивно; действовать на основании этого. в социальной сфере: умение общаться с другими людьми; находить общие точки соприкосновения; признавать чувства других людей; уметь представить себя на месте другого человека; способность осуществлять свои собственные желания, добиваться поставленной цели. № 1 2 3 4 5 Тематическое планирование Количество Информационные ресурсы часов Электронная конфигурация 10 Библиотека атомов. ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам Типы химических связей: 4 Библиотека ионная, ковалентная, ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c металлическая, водородная. Электроотрицательность. 2 Библиотека Степень окисления и ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c валентность химических элементов Вещества молекулярного и 1 Библиотека немолекулярного строения. ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Типы кристаллических решёток Классификация химических 3 Библиотека реакций в неорганической и ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c органической химии Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения Тема 6 7 8 Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей Реакции окислительновосстановительные. Коррозия и способы защиты от коррозии. 10 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Итого: 9 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 3 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 34 часа Поурочное планирование. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема Электронная конфигурация атомов. Основное и возбуждённое состояние атомов Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме: «Электронная конфигурация атомов» Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме: «Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам» Общая характеристика элементов I-III групп в связи с положением в ПСХЭ и строением их атомов. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме:»Характеристика химических элементов» Характеристика переходных элементов: меди, цинка, хрома, железа в связи с положением в ПСХЭ и строением их атомов. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Характеристика переходных элементов: меди, цинка, хрома, железа в связи с положением в ПСХЭ и строением их атомов» Общая характеристика неметаллов IV-VII групп в связи с положением в ПСХЭ и особенностями строения их атомов. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Общая характеристика неметаллов IV-VII групп в связи с положением в ПСХЭ и особенностями строения их атомов» Ковалентная химическая связь, её разновидности и характеристики. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме: «Ковалентная химическая связь, её разновидности и характеристики» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь» Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Степень окисления и валентность химических элементов» Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решёток. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения» Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов» Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах» Реакции ионного обмена. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Реакции ионного обмена» Гидролиз солей. Среда растворов: щелочная, нейтральная, кислотная. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Гидролиз солей» Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия и способы защиты от коррозии. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Окислительно-восстановительные реакции» Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Окислительно-восстановительные реакции» Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)» Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)» Учебно-методическое обеспечение курса. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2022. Химия. Эксперт в ЕГЭ / Ю.Н. Медведев, А.Э. Антошин,М.А. Рябов. – М.: Издательство «Экзамен», 2022 2. Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2020. Химия. Эксперт в ЕГЭ / Ю.Н. Медведев, А.Э. Антошин,Р.А. Лидин – М.: Издательство «Экзамен», 2020 3. Савинкина Е.В. ЕГЭ 2022: Химия : 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Е.В. Савинкина, О.Г. Живейнова. – М : Издательство АСТ, 2021 Информационные источники: 1) образовательный портал для подготовки к экзаменам. https://chem-ege.sdamgia.ru/?ysclid=luck4x0gsf799527970 2) https://www.yoursystemeducation.com/егэ-2023-по-химии/ 3) https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege?ysclid=luck987xb7499968032