РП ЭК Решение задач по химии 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена и принята
на заседании Педагогического
совета школы
Протокол № 1 от 30.08.2024

«Утверждаю»
директор МОУ
«Беломорская СОШ №1»
________ /Е.А. Захаркина/
Приказ № 402
от «30» августа 2024

Рабочая программа элективного курса
по химии «Решение задач по химии»
среднее общее образование
срок реализации 1 год

Программу разработала:
Набока Н.С.

Беломорск, 2024

Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса универсального профиля,
проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в
учебных заведениях естественнонаучного профиля.
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по неорганической химии,
развитие их познавательных интересов, целенаправленная предпрофессиональная
ориентация старшеклассников.
Задачи курса:
 систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах
неорганической химии;
 показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами
жизнедеятельности человека;
 создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно
работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации;
 объяснить на современном уровне свойства соединений и химические процессы,
протекающие в окружающем мире и используемые человеком;
 способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
 предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике;
 научить работать с тестовыми заданиями, решать задачи по неорганической химии.
 закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса
неорганической химии;
Курс рассчитан на 34 часа
Содержание курса
Электронная конфигурация атомов. Основное и возбуждённое состояние атомов.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам
Общая характеристика элементов I-III групп в связи с положением в ПСХЭ и строением
их атомов. Характеристика переходных элементов: меди, цинка, хрома, железа в связи с
положением в ПСХЭ и строением их атомов.
Общая характеристика неметаллов IV-VII групп в связи с положением в ПСХЭ и
особенностями строения их атомов
Ковалентная химическая связь, её разновидности и характеристики.
Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решёток.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения
Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Реакции ионного
обмена.
Гидролиз солей. Среда растворов: щелочная, нейтральная, кислотная
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия и способы защиты от коррозии.
Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные.
 осознанное построение индивидуальной образовательной траектории с учетом
устойчивых познавательных интересов;

 ориентация и самоопределение обучающихся на продолжение образования в
учебных заведениях естественнонаучного профиля (химико-технологические,
медицинские, сельскохозяйственные вузы и др.):
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
А также формирование:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических
экспериментов, создании учебных проектов;
3) ценности научного познания:
- мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие
современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности
научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих
закономерностей;
- познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии,
необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной,
информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы
с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
- интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных
знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения
образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных
интересов и потребностей;
6) экологического воспитания:
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике
Метапредметные:












овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать
определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить
эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и
заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов
и технических средств, ИКТ;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и
др.;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные

В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система,
процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных
предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о
целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки,
устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения
отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации
химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи
между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные,
по аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и
химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
- умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в
качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых
суждений;
- приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.

Работа с информацией:
-умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически
оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
-умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных
поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой
темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
- умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и
письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств
веществ, учебного проекта);
- умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта
общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах –
веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели,
умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
Предметные:
 знать смысл законов сохранения массы веществ, постоянство состава, атомномолекулярной теории;
 уметь раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров групп и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в
пределах малых периодов и главных подгрупп;
 понимать: зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической
решётки и вида химической связи, границы применимости указанных химических
теорий,
 применять основные положения химических теорий (строения атома, химической
связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения
органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств
веществ;
 объяснять обусловленность практического применения веществ их составом,
строением и свойствами;
 характеризовать практическое значение данного вещества;
 объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.

 выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для
объяснения отдельных фактов и явлений;
 определять принадлежность веществ к различным классам неорганических
соединений;
Применять изученные химические понятия и основные законы и теории химии
при решении задач по темам:
 Электронная конфигурация атомов
 Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и
группам
 Характеристика химических элементов
 Характеристика переходных элементов: меди, цинка, хрома, железа в связи с
положением в ПСХЭ и строением их атомов
 Ковалентная химическая связь, её разновидности и характеристики
 Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь
 Степень окисления и валентность химических элементов
 Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения
 Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов
 Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах
 Гидролиз солей
 Окислительно-восстановительные реакции
 Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)
Самоконтроль
Самоконтроль – это умение повысить результат своих действий и сопоставлять с ним
реально полученные результаты. Навыкам самоконтроля необходимо постепенно
обучать учащихся, постепенно расширяя спектр использования этих навыков. Долгое
время самоконтроль в обучении ограничивался применением в решении задач, когда
учащийся сверял свой ответ с ответом в учебнике. Сейчас самоконтроль этим не
ограничивается. Помимо правильного ответа должен быть правильный алгоритм
решения, а при ошибочном решении учащийся должен уметь найти, проанализировать
и исправить ошибку. То есть осуществить «внутреннюю обратную связь». Данное
умение корректировать свои ошибки повысит уровень успеваемости учащегося.
Таким образом, навыки самоконтроля – это прямой путь к развитию самостоятельности,
веры в себя, формированию убеждений, то есть к развитию личности.
Эмоциональный интеллект:
Новейшие исследования показывают, что во многом успешность взрослого человека в
обществе определяется не столько академическими знаниями и уровнем общего
интеллекта (IQ), сколько умением управлять своим эмоциональным состоянием и
предсказывать реакции окружающих (EQ), т.е. уровнем эмоционального интеллекта.
Эмоции формируют особый вид интеллекта, способный очень качественно поднять
учебные и иные личностные показатели развития ученика, даже на первый взгляд
неспособного или же недостаточно способного к тому или иному предмету, к тому или
иному виду деятельности.
«ЭИ» обычно определяют как «способность осознавать собственные чувства и чувства
других людей, вырабатывать для себя мотивацию и справляться с эмоциями как в самих
себе, так и в отношениях с другими людьми»
Эмоциональный интеллект включает:

1) познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение,
самоактуализация, независимость;
2)навыки межличностного общения:
социальная ответственность;

эмпатия,

межличностные

взаимоотношения,

3) способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость;
4) управление стрессовыми
импульсивностью;

ситуациями: устойчивость к стрессу,

контроль за

5) преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
Этот вид интеллекта очень много значит во всех областях жизни. В основном, это
способность понять чувства других в общении. Более конкретно эмоциональный и
социальный интеллект охватывает следующие основные способности:
в эмоциональной сфере:
не позволять своим чувствам переливаться через край;
сознательно влиять на свое поведение;
пользоваться чувствами позитивно;
действовать на основании этого.
в социальной сфере:
умение общаться с другими людьми;
находить общие точки соприкосновения;
признавать чувства других людей;
уметь представить себя на месте другого человека;
способность осуществлять свои собственные желания, добиваться поставленной
цели.
№
1

2

3

4

5

Тематическое планирование
Количество
Информационные ресурсы
часов
Электронная конфигурация
10
Библиотека
атомов.
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
Закономерности изменения
свойств элементов и их
соединений по периодам и
группам
Типы химических связей:
4
Библиотека
ионная, ковалентная,
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
металлическая, водородная.
Электроотрицательность.
2
Библиотека
Степень окисления и
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
валентность химических
элементов
Вещества молекулярного и
1
Библиотека
немолекулярного строения.
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
Типы кристаллических решёток
Классификация химических
3
Библиотека
реакций в неорганической и
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
органической химии
Тепловой эффект химической
реакции. Термохимические
уравнения
Тема

6

7

8

Скорость химической реакции,
её зависимость от различных
факторов
Электролитическая диссоциация
электролитов в водных
растворах. Реакции ионного
обмена.
Гидролиз солей

Реакции окислительновосстановительные. Коррозия и
способы защиты от коррозии.
10 Электролиз расплавов и
растворов (солей, щелочей,
кислот).
Итого:
9

2

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

4

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

2

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

3

3

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

34 часа

Поурочное планирование.
№
1
2
3
4

5
6
7
8

9
10

11
12

Тема
Электронная конфигурация атомов. Основное и возбуждённое
состояние атомов
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме: «Электронная конфигурация атомов»
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений
по периодам и группам
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме: «Закономерности изменения свойств элементов и их
соединений по периодам и группам»
Общая характеристика элементов I-III групп в связи с
положением в ПСХЭ и строением их атомов.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме:»Характеристика химических элементов»
Характеристика переходных элементов: меди, цинка, хрома,
железа в связи с положением в ПСХЭ и строением их атомов.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Характеристика переходных элементов: меди, цинка,
хрома, железа в связи с положением в ПСХЭ и строением их
атомов»
Общая характеристика неметаллов IV-VII групп в связи с
положением в ПСХЭ и особенностями строения их атомов.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Общая характеристика неметаллов IV-VII групп в связи с
положением в ПСХЭ и особенностями строения их атомов»
Ковалентная химическая связь, её разновидности и
характеристики.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме: «Ковалентная химическая связь, её разновидности и
характеристики»

Количество
часов
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1

13
14
15
16
17
18
19
20

21
22

23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь»
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность
химических элементов.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Степень окисления и валентность химических элементов»
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы
кристаллических решёток.
Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии.
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические
уравнения.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Тепловой эффект химической реакции. Термохимические
уравнения»
Скорость химической реакции, её зависимость от различных
факторов.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Скорость химической реакции, её зависимость от
различных факторов»
Электролитическая диссоциация электролитов в водных
растворах.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Электролитическая диссоциация электролитов в водных
растворах»
Реакции ионного обмена.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Реакции ионного обмена»
Гидролиз солей. Среда растворов: щелочная, нейтральная,
кислотная.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Гидролиз солей»
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия и способы
защиты от коррозии.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Окислительно-восстановительные реакции»
Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей,
кислот)»
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по
теме «Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей,
кислот)»
Учебно-методическое обеспечение курса.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1. Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2022. Химия. Эксперт в ЕГЭ / Ю.Н. Медведев, А.Э.
Антошин,М.А. Рябов. – М.: Издательство «Экзамен», 2022
2. Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2020. Химия. Эксперт в ЕГЭ / Ю.Н. Медведев, А.Э.
Антошин,Р.А. Лидин – М.: Издательство «Экзамен», 2020
3. Савинкина Е.В. ЕГЭ 2022: Химия : 10 тренировочных вариантов экзаменационных
работ для подготовки к единому государственному экзамену / Е.В. Савинкина, О.Г.
Живейнова. – М : Издательство АСТ, 2021
Информационные источники:
1) образовательный портал для подготовки к экзаменам.
https://chem-ege.sdamgia.ru/?ysclid=luck4x0gsf799527970
2) https://www.yoursystemeducation.com/егэ-2023-по-химии/
3) https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege?ysclid=luck987xb7499968032


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».