Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 «Утверждаю» директор МОУ «Беломорская СОШ №1» _______ /Е.А. Захаркина/ Приказ № 402 от «30» августа 2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Эколята - молодые защитники природы» начальное общее образование срок реализации программы: 1 год Программу составила: Бас И.В., учитель начальных классов г. Беломорск, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Эколята - молодые защитники природы» составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через формирование экологической культуры и природолюбия, с учетом рабочей Программы воспитания. Ключевой основой при разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята». Особенностью программы по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев– друзей и защитников Природы. В рамках Программы с использованием образов сказочных героев – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. Цель программы: Формирование у обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Обучающие: дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями; научиться применять на практике полученные знания. формировать представления о краеведческой работе. Развивающие: развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы; повышать общий интеллектуальный уровень подростков; развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге; развивать творческую деятельность. Воспитательные: прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям; воспитывать потребность в общении с природой; способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе. Программа рассчитана на учащихся 1 класса, 1 час в неделю, 33часа в год Формы организации внеурочных занятий: тематические занятия; чтение книг, беседы, наблюдения; творческие задания; экологические игры; просмотр фрагментов учебных, научно-популярных, документальных фильмов; викторины; экологические конкурсы; интеллектуальные соревнования; тематическое оформление класса; трудовые десанты на природе; экспериментальные мероприятия; экскурсии; экологические акции; экологические выставки; тематические мероприятия; минипроекты; исследовательские мероприятия. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ Поход на «Тропу Здоровья». Всероссийский урок Эколят Деревья твоего двора. Операция «Мой двор - моя забота». Птицы нашего двора. «Изготовление кормушек для птиц». Осенние явления в жизни растений и животных. Правила разумного поведения в природе. Рисуем свои иллюстрации к каждому правилу Природа готовится к зиме (подготовка зверей, птиц и растений к зиме). Зимующие птицы. Синичкин День. Проект «Домик для пернатых друзей». Познавательное занятие «Жители поднебесья», посвящённое Дню птиц. «Уход за комнатными растениями». Практическое занятие «маленький огород на подоконнике». Работа экологической мастерской. Вода в моем доме и в природе. Удивительные свойства водыВода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Солнце, Луна, звезды – источники света. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Проект «Моя первая Красная книга» Собирайся, детвора, начинается игра». Зимние игры на свежем воздухе. в краеведческий Музей Конкурс рисунков «Береги свой край» Экскурсия «Весна-Красавица». Экологическое мероприятие «Наш дом – Земля» Всероссийский урок Эколят Игровое занятие «Экологический калейдоскоп». Особенности содержания обучения. Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования ихв убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: в сфере экологического воспитания: основы экологической культуры и культуры природолюбия, внутренняя потребность любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; в сфере гражданского и духовно-нравственного воспитания: духовно богатый внутренний мир и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; в сфере патриотического воспитания: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, установка на здоровый образ жизни. ценности научного познания: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; - в сфере трудового воспитания: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; в сфере эстетического воспитания: умение приводить дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; примеры, - в сфере формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.установка на здоровый образ жизни Метапредметные результаты: Познавательные УУД: 1. Базовые логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; 2) Базовые исследовательские действия: проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); 3). Работа с информацией: смысловое чтение, извлечение информации; Регулятивные УУД: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; преодоление импульсивности, непроизвольности; понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем; Коммуникативные УУД: учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение договариваться, находить общее решение. Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира; приобретение обучающимися экологического опыта, через конкретную самостоятельную деятельность, для расширения базовых знаний; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 2 3 Кол-во часов Знакомство с программой, главными героями 1 Эколятами – друзьями и защитниками природы. Поход на «Тропу Здоровья» 1 Всероссийский урок Эколят 1 4 Деревья твоего двора. Операция 1 Тема занятия 1 ЭОР http://xn-80atdlv6dr.xn--p1ai/ http://xn-80atdlv6dr.xn--p1ai/ 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 - 30 31 32 33 «Мой двор - моя забота». Птицы нашего двора «Изготовление кормушек для птиц» Осенние явления в жизни растений и животных. Правила разумного поведения в природе. Рисуем свои иллюстрации к каждому правилу Природа готовится к зиме (подготовка зверей, птиц и растений к зиме) Зимующие птицы. Олимпиада Эколят Синичкин День «Уход за комнатными растениями» Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» Работа экологической мастерской. «Собирайся, детвора, начинается игра». Зимние игры на свежем воздухе. Экскурсия в краеведческий Музей Конкурс рисунков «Береги свой край» Проект «Домик для пернатых друзей». Экскурсия «Весна-Красавица». Познавательное занятие «Жители поднебесья», посвящённое Дню птиц. Вода в моем доме и в природе Удивительные свойства воды Вода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Солнце, Луна, звезды – источники света Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения Проект «Моя первая Красная книга» Экологическое мероприятие «Наш дом – Земля» Всероссийский урок Эколят Игровое занятие калейдоскоп». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 «Экологический 1 Учебно-методическое обеспечение программы Т.Зотова «Азбука» природолюбия. М., 2017 ЦОР http://xn--80atdlv6dr.xn--p1ai/ http://xn--80atdlv6dr.xn--p1ai/perechen-vserossiyskih-meropriyatiy/ https://vk.com/rdebc https://rovesnik.karelia.ru/ http://xn-80atdlv6dr.xn--p1ai/ http://xn-80atdlv6dr.xn--p1ai/