Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 «Утверждаю» директор МОУ «Беломорская СОШ №1» _______ /Е.А. Захаркина/ Приказ № 402 от « 30» августа 2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная мастерская» основное общее образование Срок реализации программы: 1 год Программу составила: Медведева О.В., заместитель директора по УВР г. Беломорск, 2024 год Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Беломорская СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1». Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Важность реализации программы обусловлена особенностью проектноисследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований — в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам проектно-исследовательской деятельности. Программа адресована школьникам, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т. п. Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности. Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот опыт будет необходим ему в средней школе, вузе и — в перспективе — во взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир: навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату; навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих профессий; навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной собственности; навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей; навык работы со специализированными компьютерными программами, техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника. Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки. Особенности реализации программы и формы проведения занятий Программа может быть реализована в работе со школьниками 9-го класса, а также в разновозрастных группах. В силу возрастных особенностей школьников, педагогу важно акцентировать внимание не столько на качестве результата проекта или исследования, выполненного ребенком (качественный результат проекта или исследования подростка — все-таки редкость, а не правило), сколько на том, чтобы ребенок научился делать проекты и исследования, то есть освоил основы проектно-исследовательской деятельности и приобрел, возможно, первый опыт такого рода деятельности. Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы занятий, как беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурс, итоговая научнопрактическая конференция. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рабочей программы воспитания в ООП ООО МОУ «Беломорская СОШ № 1» Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется: в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; возможности комплектования разновозрастных групп для организации проектноисследовательской деятельности школьников (воспитательное значение таких групп отмечается в примерной программе воспитания); высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина; ориентации школьников на социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и исследований; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей. Особенности работы педагога по программе На каждом этапе работы над проектом (исследованием) школьник вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог должен быть готов такую помощь оказать. Делать это нужно крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата. Результат проектноисследовательской деятельности — это забота школьника, а развитие личности школьника — забота педагога, педагогический результат. Примерная схема действий педагога: 1. Объяснение школьникам особенностей их работы на предстоящем этапе. Предупреждение возможных сложностей. Обращение к примерам из уже реализованных детских проектов или исследований. 2. Индивидуальные консультации для школьников, которые в них нуждаются. 3. Совместный анализ с ребенком той части работы, которая была выполнена им на данном этапе. Подчеркивание успехов школьника и сильных сторон его работы. Обращение внимания на слабые стороны. Предложение исправить, скорректировать, усилить их. Лучше, если сначала попытку анализа ребенок предпримет самостоятельно, затем при помощи других детей (если этот анализ проводится не индивидуально, а в группе и при условии, что автор будет не против), а затем уже с педагогом. 4. Повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе на следующем. Таким образом, шаг за шагом школьник при поддержке учителя осуществляет проектноисследовательскую деятельность, где-то ошибаясь, где-то преуспевая и — самое главное — обучаясь на своих ошибках и благодаря своим успехам. Оценка результатов проектно-исследовательской деятельности школьников осуществляется в процессе защиты ими подготовленных работ в рамках школьной научно-практической конференции. Содержание курса внеурочной деятельности Введение в проектно-исследовательскую деятельность (4 ч) Открытия и изобретения в нашей жизни. Любопытство и желание помочь людям как двигатели прогресса. Детские мечты школьников и педагога об открытиях и изобретениях, первые попытки их реализации — наивные и реалистичные, смешные и серьезные, удачные и неудачные. Мир взрослых как мир, построенный на проектах и исследованиях. Курс внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» как возможность воплотить детские мечты и подготовиться к успешной взрослой жизни. Суть проектно-исследовательской деятельности — решение актуальной исследовательской или практической проблемы, с которой сталкиваются люди; возможность получить (хотя бы отчасти) новое знание или создать (хотя бы отчасти) новый продукт, который поможет решить эту проблему. Два вида проектно-исследовательской деятельности: деятельность, направленная на получение нового знания (исследование), и деятельность, направленная на создание нового практического продукта (проект). Признаки проектно-исследовательской деятельности школьников: направленность на решение сложной практической или исследовательской проблемы, требующей совершения поэтапных действий; предложение нового или отчасти нового решения этой проблемы; получение результата в виде нового или отчасти нового (усовершенствованного) продукта/нового или отчасти нового (дополненного) знания, помогающего решить эту проблему; сложность или невозможность предопределения результата; самостоятельность выполнения с возможностью обратиться за консультациями к взрослым. Индивидуальные и групповые проекты и исследования. Особенности занятий в рамках курса «Проектная мастерская»: творчество и ориентация на получение конкретного результата работы, максимум посильной самостоятельности, сочетание индивидуальной работы и коллективного обсуждения ее этапов, мотивирующая и консультативная роль педагога. Индивидуальные взгляды, интересы, увлечения школьника как основа выбора направления проектно-исследовательской деятельности, повышающая вероятность ее успеха. Примеры исследовательских проблем в гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления исследовательской деятельности. Коммуникативная игра «Никто не знает, что я…», направленная на рефлексию и презентацию школьником своих взглядов, интересов и увлечений. Деловая игра-карусель «Проблемы, которые я хотел бы решить», направленная на определение школьником предварительного спектра исследовательских проблем, которые кажутся ему важными и посильными для решения в рамках исследовательской деятельности. Совместное обсуждение в группе предложенных школьниками проблем, поддержка педагогом по возможности каждого ребенка, акцентирование внимания на перспективных направлениях исследовательской деятельности, связанных с предложенными школьниками проблемами, замечания относительно труднорешаемых или малоактуальных проблем. Примеры практических проблем в гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления проектной деятельности. Виды проектов, которые подразумевают создание конкретного продукта, необходимого людям. Проект как дело или мероприятие для других: творческие, социальные, экологические, краеведческие, трудовые, спортивные проекты. Проект как преобразование виртуальной или реальной среды: создание сайта, оформление классной комнаты или пришкольной территории, создание наглядных пособий и т. п. Проект как инициирование новых видов деятельности: создание школьной медиастудии, организация танцевальных перемен в школе, создание игротеки для малышей и т. п. Консультации для школьников по вопросу определения проблемы, которую они хотели бы попытаться решить, и выбора соответствующего ей направления проектной или исследовательской деятельности. Общий замысел проектно-исследовательской работы (6 ч) Этапы работы над проектом или исследованием: выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы, формулировка цели и задач, разработка гипотезы (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), решение поставленных задач, формулирование выводов о полученных результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного исследования или реализованного проекта, защита работы. Выбор темы проектной или исследовательской работы. Требования к выбираемой теме будущего исследования или проекта: личная заинтересованность в теме, отражение в теме проблемы, которую школьник хочет решить, простота, четкость, однозначность, непротиворечивость формулировки темы. Тривиальность, многословие, наукообразие, избыток иноязычных аналогов слов русского языка как наиболее распространенные ошибки в формулировании темы исследовательских или проектных работ. Примеры удачных и неудачных тем исследовательских и проектных работ в гуманитарной сфере, в том числе тех, над которыми ранее работали другие школьники. Практикум: групповая работа «Коротко обо всем» — формулировка школьниками тем на основе предложенных педагогом исследовательских (1-я группа) или практических (2-я группа) проблем. Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу выбора темы проекта или исследования, а также первоначального замысла его реализации. Аргументация актуальности работы как важный социальный навык, дающий возможность взрослому человеку реализовать интересы, отстаивать свои взгляды, добиваться целей, находить единомышленников и продвигать результаты собственного труда. Примеры из бизнеса, политики, культуры, науки, демонстрирующие успех аргументации в том или ином начинании. Обоснование актуальности исследовательской или проектной работы: в чем суть решаемой в ходе работы проблемы, почему ее нужно решать, в чем будет новизна предлагаемого решения, кому поможет это решение, чем новое решение может быть полезно. Научная актуальность как важность и полезность пополнения недостающих знаний об изучаемом объекте или явлении или новом взгляде на изучаемый объект или явление. Как описать актуальность исследовательской работы. Социальная актуальность как важность и полезность решения той или иной практической задачи для конкретных людей (целевой аудитории проекта). Как определить целевую аудиторию проекта, возраст и масштаб аудитории, ориентация проекта на потребности аудитории. Примеры удачных и неудачных обоснований актуальности тем исследовательских и проектных работ в гуманитарной сфере, в том числе тех, над которыми ранее работали другие школьники. Обучающая игра «Кому это надо?» — работа в микрогруппах: определение адресата и обоснование актуальности тем, предложенных группами друг другу. Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу обоснования актуальности выбранной темы исследования или проекта, а также замысла его реализации. Цель как идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость ее достижения. Примеры удачных и неудачных формулировок целей исследований и проектов. Задачи исследовательской и проектной работы. Отличие задач от цели, соотношение цели и задач. Задачи как отражение этапов предстоящей работы, как преодолеваемые препятствия на пути к достижению цели. Поступательность и поэтапность формулируемых задач. Примеры удачных и неудачных формулировок задач исследований и проектов. Гипотеза в исследовательской работе и модель описания создаваемого продукта в проектной работе. Гипотеза как описанное в общих чертах предположение о будущих результатах исследовательской работы, как предполагаемая новая информация, которую школьник планирует получить в ходе исследования. Описание предполагаемых свойств создаваемого в ходе проектной работы продукта. Примеры удачных и неудачных гипотез и моделей. Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу целей, задач и гипотез/описания предполагаемых свойств создаваемого продукта, сформулированных ими для своих исследовательских/проектных работ. Консультации для школьников (по запросу) по вопросу первых шагов реализации проекта или исследования Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч) Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного. Приоритет самостоятельной работы школьника. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была выполнена им на каждом этапе; разбор успехов и неудач школьника; предложения педагога по исправлению или корректировке работы; помощь педагога (по запросу школьника) в преодолении имеющихся у школьника затруднений; повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе на следующем этапе; параллельное ознакомление школьников с необходимыми нюансами реализации проекта или исследования. Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ. Проблемы и потребности людей как исходный посыл для создания проекта. Инструменты изучения проблемных зон. Опросы как инструменты конкретизации проблемы. Составление опросников. Открытые и закрытые опросы. Выбор аудитории для опроса. Гугл-формы и их создание. Способы обработки полученных данных. Обратная связь от целевой аудитории в ходе реализации проекта и после его окончания. Механизмы получения обратной связи. Непосредственные и опосредованные методы получения обратной связи. Коррекция краткосрочных проектов в зависимости от обратной связи. Коррекция долгосрочных проектов в зависимости от обратной связи: создание регулирующих механизмов и инструментов. Негативная обратная связь от аудитории: как правильно ее воспринимать и как с ней работать. Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных работ. Обзор литературы и анализ литературы: отличие одного от другого. Анализ разработанности проблемы в научной литературе как важная часть настоящего исследования. Этика исследователя. Плагиат и цитирование высказываний других авторов. Правила оформления ссылок на использованную литературу. Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их исследовательских работ. Способы реализации проекта. План работы как исходная точка реализации проекта. Признаки хорошего плана работы. Формулировка конкретных этапов работы. Требования к результатам каждого этапа работы. Дедлайны и их значение. Визуализация плана и реализация задач. Что делать, если «не получается». Организация собственной работы над индивидуальным проектом. Организация работы проектной группы над групповым проектом: распределение поручений в группе в зависимости от особенностей исполнителей, исполнительские и организаторские поручения, сопровождение выполнения исполнительского поручения, привлечение специалистов не из состава проектной группы. Как стать хорошим организатором? Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных работ. Методы проведения исследования. Анализ исторических источников (для исторических работ), критика источника, тенденциозность источника. Контент-анализ. Анкетный опрос, правила составления опросников и этика проведения опроса, офлайн- и онлайн-опросы. Метод фокус-группы и правила беседы с ее участниками. Эксперимент. Особенности проведения эксперимента в гуманитарной сфере, этика экспериментатора. Оформление результатов. Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их исследовательских работ. Авторский путь реализации задуманного проекта. 1-й этап: проверка готовности к реализации задуманного. Демонстрация замысла проекта нескольким представителям целевой группы. Доработка проекта по итогам данного тестирования. Определение запасных вариантов в случае изменения обстоятельств реализации проекта. Намеренная мысленная проверка на прочность «А что если…». 2-й этап: предстартовая подготовка. Работа с проектной группой (если в реализации проекта задействовано несколько человек) по всему содержанию проекта, определение возможных страховок и замен. Подготовка необходимого оборудования. Настрой проектной группы. Определение способов связи членов проектной группы в случае реализации проекта как дела или мероприятия. 3-й этап: старт проекта. Педагогическое сопровождение проекта. Обратная связь от целевой аудитории. Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных работ. Сопровождение реализации проекта школьника. Авторское видение изучаемого объекта или явления: его возможного устройства, характерных признаков, особенностей функционирования, причин появления, этапов развития, последствий, классификации, связей с другими объектами или явлениями, внутренних закономерностей и т. п. Гуманитарное исследование как авторское видение изучаемого объекта или явления, представленное в его описательной модели. Модель как рассмотренный с определенной точки зрения упрощенный образ объекта — его интерпретация, где выделены существенные элементы объекта и определены ключевые связи между ними. Особенность гуманитарного исследования — трудность или невозможность объективного описания реальности, тенденциозность и субъективность исследовательского взгляда, гипотетичность предлагаемой исследователем описательной модели изучаемого им объекта или явления. Возможность сосуществования различных описательных моделей одного и того же объекта или явления, то есть множества его интерпретаций. Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их исследовательских работ. Оформление итогов проектно-исследовательской работы (10 ч) Анализ сделанного (групповое обсуждение): что удалось, что не удалось, почему не удалось, что можно было улучшить или сделать иначе, определение возможного последействия проекта или перспектив исследования, предложения по возможному развитию, улучшению, совершенствованию проекта или исследования. Описание проделанной проектной или исследовательской работы как способ самоанализа и возможность передать другим людям свои опыт и знание. Структура и правила оформления текста описания проектной или исследовательской работы: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), описание (возможно, разбитое на параграфы) процесса решения поставленных задач, заключение с формулированием выводов о полученных результатах, список использованной литературы (для исследовательских работ). Консультации для школьников (в режиме личных и/или онлайн-встреч) по вопросу оформления текста выполненных проектных или исследовательских работ. Защита проектной или исследовательской работы как возможность приобрести полезный навык публичного выступления, отстаивания и продвижения собственных идей. Мультимедийное сопровождение защиты, правила создания мультимедийной презентации в доступных компьютерных программах. Правила и секреты публичного выступления: грамотная речь, темп речи и дикция, мимика и жесты, краткость и яркие примеры, уместный юмор, внешний вид и умение держать себя перед аудиторией. Особенности предстоящей научно-практической конференции школьников и проводимого в ее рамках конкурса проектно-исследовательских работ. Критерии оценки проектноисследовательской работы школьника. Консультации для школьников (в режиме личных и/или онлайн-встреч) по вопросу публичной защиты своих проектных или исследовательских работ. Научно-практическая конференция школьников. Торжественное открытие конференции. Объявление регламента работы конференции и выступлений школьников. Объявление регламента конкурса проектно-исследовательских работ школьников, проводимого в рамках конференции. Выступления авторов проектов и исследований. Вопросы авторам и выступления с комментариями со стороны других школьников, педагогов, приглашенных специалистов. Работа жюри конкурса. Подведение итогов конференции. Благодарности. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты В сфере гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется школьник во время проведения исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во время реализации проекта; активное участие посредством реализации социально ориентированных исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны. В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук; ценностное отношение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследователя; готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе проектно-исследовательской деятельности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для проектных работ; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с реализуемым школьником социальным проектом или публичной защитой собственного исследования, осмысляя собственный опыт проектно-исследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных или групповых проектов; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знания, полученного в ходе исследования. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. В сфере понимания ценности научного познания: ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности через практическую проектную и исследовательскую деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других); навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать собственные исследовательские или проектные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты 1. Овладение универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; Базовые исследовательские действия: с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать вопросы как исследовательский инструмент; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации; эффективно систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной или исследовательской работы при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать собственные действия с другими членами команды; оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями: владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской и проектной работы (выявление проблемы, требующей решения); составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля — осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской или проектной работы; вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей. Предметные результаты Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности (основное общее образование) представлены с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей, затрагиваемых в ходе проектно-исследовательской деятельности школьников. Русский язык: извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме; выбор языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом; обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения; осознанное расширение речевой практики; овладение основными нормами современного русского литературного языка. Литература: умение участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов); умение использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи; применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности. Тематическое планирование Тема Кол - во часов Основное содержание Деятельность ученика ЭОР Введение в проектно-исследовательскую деятельность (4 ч) На пороге интересных открытий 1 Открытия и изобретения в нашей жизни. Любопытство и желание помочь людям как двигатели прогресса. Детские мечты школьников и педагога об открытиях и изобретениях, первые попытки их реализации — наивные и реалистичные, смешные и серьезные, удачные и неудачные. Мир взрослых как мир, построенный на проектах и исследованиях. Курс внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» как возможность воплотить детские мечты и подготовиться к успешной взрослой жизни. Суть проектно-исследовательской деятельности — решение актуальной исследовательской или практической проблемы, с которой сталкиваются люди; возможность получить (хотя бы отчасти) новое Знакомство с основами проектноисследовательской деятельности. Российск ая электрон ная школа: Обсуждение ее роли https://res в жизни человека и h.edu.ru общества. Участие в общей беседе о мечтах, планах на будущее и детском опыте открытий и изобретений знание или создать (хотя бы отчасти) новый продукт, который поможет решить эту проблему. Два вида проектноисследовательской деятельности: деятельность, направленная на получение нового знания (исследование), и деятельность, направленная на создание нового практического продукта (проект). Признаки проектноисследовательской деятельности школьников: направленность на решение сложной практической или исследовательской проблемы, требующей совершения поэтапных действий; предложение нового или отчасти нового решения этой проблемы; получение результата в виде нового или отчасти нового (усовершенствованного) продукта/нового или отчасти нового (дополненного) знания, помогающего решить эту проблему; сложность или невозможность предопределения результата; самостоятельность выполнения с возможностью обратиться за консультациями к взрослым. Индивидуальные и групповые проекты и исследования. Особенности занятий в рамках курса «Проектноисследовательская деятельность»: творчество и ориентация на получение конкретного результата работы, максимум посильной самостоятельности, сочетание индивидуальной работы и коллективного обсуждения ее этапов, мотивирующая и консультативная роль педагога Где найти свой 1 интерес и принести пользу людям: возможные направления исследовательс Индивидуальные взгляды, интересы, увлечения школьника как основа выбора направления проектно-исследовательской деятельности, повышающая вероятность успеха. Знакомство с примерами исследовательских проблем, которые могут быть решены или решались другими Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru кой деятельности Примеры исследовательских проблем в гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления исследовательской деятельности. школьниками в рамках исследовательской деятельности. Участие в коммуникативной игре «Никто не Коммуникативная игра «Никто не знает, что я…»: знает, что я…», направленная на работа в кругу — рефлексию и презентацию завершение тезиса школьником своих взглядов, из названия игры с перечислением интересов и увлечений. одного—трех самых Деловая игра-карусель «Проблемы, значимых и малоизвестных которые я хотел бы решить», другим школьникам направленная на определение собственных школьником предварительного увлечений или спектра исследовательских проблем, которые кажутся ему интересов. важными и посильными для решения в рамках Участие в деловой игре «Проблемы, исследовательской деятельности. которые я хотел бы Совместное обсуждение в группе решить»: работа в парах — предложенных школьниками проблем, поддержка педагогом по высказывание собственной возможности каждого ребенка, акцентирование внимания на позиции по актуальным перспективных направлениях исследовательской деятельности, проблемам, которые могут быть решены связанных с предложенными школьниками проблемами, в рамках исследовательской замечания относительно труднорешаемых или деятельности, получение обратной малоактуальных проблем связи в виде советов или предложений от партнера, выслушивание позиции партнера по проблемам, которые хотелось бы решать ему, помощь партнеру в виде советов или предложений, смена пары и т. д. Общее итоговое обсуждение предлагаемых школьниками проблем, требующих решения в рамках исследовательской деятельности, поиск сильных и слабых сторон предлагаемых для решения проблем, корректное и уважительное по отношению к другим высказывание предложений и замечаний Где найти свой 1 интерес и принести пользу людям: возможные направления проектной деятельности Примеры практических проблем в гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее решались другими школьниками) и соответствующие им возможные направления проектной деятельности. Виды проектов, которые подразумевают создание конкретного продукта, необходимого людям. Проект как дело или мероприятие для других: творческие, социальные, экологические, краеведческие, трудовые, спортивные проекты. Знакомство с проектами различных видов. Участие в мозговом штурме по выдвижению идей конкретных проектов по каждому из предложенных педагогом видов Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Вопросы школьника педагогу по поводу выбора направления проектной или исследовательской деятельности. Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Проект как преобразование виртуальной или реальной среды: создание сайта, оформление классной комнаты или пришкольной территории, создание наглядных пособий и т. п. Проект как инициирование новых видов деятельности: создание школьной медиастудии, организация танцевальных перемен в школе, создание игротеки для малышей и т. п. Индивидуальн ые консультации 1 Консультации для школьников по вопросу определения проблемы, которую они хотели бы попытаться решить, и выбора соответствующего ей направления проектной или исследовательской деятельности Формулирование своих интересов в сфере проектной или исследовательской деятельности. Описание конкретных практических или исследовательских проблем, требующих, по мнению школьника, решения. Аргументация необходимости и возможности их решения оригинальным способом. Согласование направления проектной или исследовательской деятельности с педагогом Общий замысел проектно-исследовательской работы (6 ч) Как одной 1 фразой сказать обо всем: формулируем тему работы Этапы работы над проектом или исследованием: выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы, формулировка цели и задач, разработка гипотезы (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), решение поставленных задач, формулирование выводов о полученных результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного исследования или реализованного проекта, защита работы. Выбор темы проектной или исследовательской работы. Требования к выбираемой теме будущего исследования или проекта: личная Знакомство с правилами выбора и формулировки темы исследования или проекта. Обсуждение примеров тем исследовательских и проектных работ, над которыми ранее работали другие школьники, дискуссия об их сильных и слабых сторонах. Работа в группах (метод мозгового штурма): формулировка тем на основе предложенных исследовательских или практических проблем Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru заинтересованность в теме, отражение в теме проблемы, которую школьник хочет решить, простота, четкость, однозначность, непротиворечивость формулировки темы. Тривиальность, многословие, наукообразие, избыток иноязычных аналогов слов русского языка как наиболее распространенные ошибки в формулировании темы исследовательских или проектных работ. Примеры удачных и неудачных тем исследовательских и проектных работ в гуманитарной сфере, в том числе тех, над которыми ранее работали другие школьники. Практикум: групповая работа «Коротко обо всем» — формулировка школьниками тем на основе предложенных педагогом исследовательских (1-я группа) или практических (2-я группа) проблем Индивидуальн ые консультации 1 Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу выбора темы проекта или исследования, а также первоначального замысла его реализации Вопросы школьника педагогу на понимание или уточнение отдельных аспектов выбора темы проекта или исследования. Формулирование школьником нескольких вариантов темы своего проекта или исследования. Их обоснование. Беседа с педагогом по вопросам грамотности формулировки темы, ее соответствия собственным интересам и уровню подготовки, Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru адекватности отражения в ней той проблемы, которую школьник хотел бы решить. Согласование темы проектной или исследовательской работы с педагогом. Обсуждение с педагогом первоначального замысла реализации проекта или исследования Кому и зачем нужна моя работа: обосновываем актуальность 1 Аргументация актуальности работы как важный социальный навык, дающий возможность взрослому человеку реализовывать интересы, отстаивать свои взгляды, добиваться целей, находить единомышленников и продвигать результаты собственного труда. Примеры из бизнеса, политики, культуры, науки, демонстрирующие успех аргументации в том или ином начинании. Обоснование актуальности исследовательской или проектной работы: в чем суть решаемой в ходе работы проблемы, почему ее нужно решать, в чем новизна предлагаемого решения, кому поможет это решение, чем новое решение может быть полезно. Знакомство с правилами обоснования актуальности работы. Обсуждение с другими школьниками и педагогом роли убедительной аргументации в продвижении проекта или исследования. Обсуждение примеров описаний актуальности исследовательских и проектных работ, над которыми ранее работали другие школьники, дискуссия об их Научная актуальность как важность и полезность пополнения сильных и слабых недостающих знаний об изучаемом сторонах. объекте или явлении или новом взгляде на изучаемый объект или Участие в деловой игре: придумывание явление. тем проектов и исследований для Как описать актуальность группы-партнера, исследовательской работы. определение адресата и Социальная актуальность как обоснование важность и полезность решения той или иной практической задачи актуальности тем, придуманных для конкретных людей (целевой Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru аудитории проекта). Как определить целевую аудиторию проекта, возраст и масштаб аудитории, ориентация проекта на потребности аудитории. группой-партнером Примеры удачных и неудачных обоснований актуальности тем исследовательских и проектных работ в гуманитарной сфере, в том числе тех, над которыми ранее работали другие школьники. Обучающая игра «Кому это надо?» — работа в микрогруппах: определение адресата и обоснование актуальности тем, предложенных группами друг другу Индивидуальн ые консультации 1 Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу обоснования актуальности выбранной темы исследования или проекта, а также замысла его реализации Вопросы школьника педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов обоснования актуальности своей работы. Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Беседа с педагогом по вопросам обоснования актуальности. Продолжение обсуждения с педагогом замысла реализации проекта или исследования Заглянем в 1 будущее: ставим цель, задачи и разрабатываем исследовательс кую гипотезу или описываем предполагаемы е свойства создаваемого продукта Цель как идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или проектной работы. Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость достижения. Примеры удачных и неудачных формулировок целей исследований и проектов. Знакомство с правилами и примерами постановки цели, задач, разработки исследовательской гипотезы или описания предполагаемых свойств Задачи исследовательской и создаваемого проектной работы. Отличие задач продукта. Участие в от цели, соотношение цели и задач. дискуссии о сильных и слабых Задачи как отражение этапов предстоящей работы, как сторонах Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru преодолеваемые препятствия на пути к достижению цели. Поступательность и поэтапность формулируемых задач. Примеры удачных и неудачных формулировок задач исследований и проектов. приводимых педагогом примеров из проектных и исследовательских работ, выполненных другими школьниками Гипотеза в исследовательской работе и модель описания создаваемого продукта в проектной работе. Гипотеза как описанное в общих чертах предположение о будущих результатах исследовательской работы, как предполагаемая новая информация, которую школьник планирует получить в ходе исследования. Описание предполагаемых свойств создаваемого в ходе проектной работы продукта. Примеры удачных и неудачных гипотез и моделей Индивидуальн ые консультации 1 Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по вопросу целей, задач и гипотез/описания предполагаемых свойств создаваемого продукта, сформулированных ими для своих исследовательских/проектных работ. Консультации для школьников (по запросу) по вопросу первых шагов реализации проекта или исследования Вопросы школьника педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов целеполагания, определения задач, гипотезы/описаний предполагаемых свойств создаваемого продукта. Формулирование школьником цели, задач и гипотезы/описания предполагаемых свойств создаваемого продукта исследования/проек та. Их обоснование. Беседа с педагогом по вопросам грамотности формулировок и согласование окончательного варианта. Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Обсуждение с педагогом первых шагов реализации проекта или исследования Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч) Шаг за шагом: 1 этапы и общая схема работы над основной частью проекта и исследования Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных задач и описание сделанного. Приоритет самостоятельной работы школьника. Знакомство с основными этапами реализации замысла проектной или исследовательской работы. Общий план работы: Вопросы школьника педагогу о предстоящем самостоятельном периоде работы над проектом или исследованием, режиме консультаций, возможностях офлайн- и онлайнконсультаций. 1. Поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была выполнена им на каждом ее этапе. 2. Разбор успехов и неудач школьника; предложения педагога по исправлению или корректировке работы. 3. Помощь педагога (по запросу школьника) в преодолении имеющихся у школьника затруднений. 4. Повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка к работе на следующем этапе. 5. Параллельное ознакомление школьников с необходимыми нюансами реализации проекта или исследования Индивидуальн ые консультации 1 Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Согласование сроков представления работ, очередности и времени консультаций Вопросы школьников педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов или исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru сомнений, связанных с работой. Согласование позиций Как лучше понять проблемы и потребности тех, на кого ориентирован проект: изучение целевой аудитории проекта 1 Проблемы и потребности людей как исходный посыл для создания проекта. Инструменты изучения проблемных зон. Практикум по составлению опросника для определения потребностей целевой аудитории. Практикум получения обратной связи от аудитории Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных работ Вопросы школьников педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Обзор литературы и анализ литературы: отличие одного от Знакомство с жанром анализа Российск ая Опросы как инструменты конкретизации проблемы. Составление опросников. Открытые и закрытые опросы. Выбор аудитории для опроса. Гуглформы и их создание. Способы обработки полученных данных. Обратная связь от целевой аудитории в ходе реализации проекта и после его окончания. Механизмы получения обратной связи. Непосредственные и опосредованные методы получения обратной связи. Коррекция краткосрочных проектов в зависимости от обратной связи. Коррекция долгосрочных проектов в зависимости от обратной связи: создание регулирующих механизмов и инструментов. Негативная обратная связь от аудитории: как правильно ее воспринимать и как с ней работать Индивидуальн ые консультации 1 Как не открыть 1 Америку и не изобрести велосипед: изучение научной литературы по проблеме исследования другого. Анализ разработанности проблемы в научной литературе как важная часть настоящего исследования. научной литературы. Дискуссия о культуре цитирования: «Идея Этика исследователя. Плагиат и принадлежит всем цитирование высказываний других или ее автору?» авторов. Правила оформления ссылок на использованную Практикум: литературу оформление цитирований и ссылок на использованную литературу в рамках предложенных педагогом кейсов электрон ная школа: https://res h.edu.ru Индивидуальн ые консультации 1 Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их исследовательских работ Вопросы школьников педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Как сделать проект успешным: поговорим о способах его реализации 1 Способы реализации проекта. План Создание карты работы как исходная точка дедлайнов по реализации проекта. Признаки проекту. хорошего плана работы. Учебное Формулировка конкретных этапов упражнение на работы. Требования к результатам расстановку сил в каждого этапа работы. Дедлайны и проектной группе в их значение. Визуализация плана и зависимости от личностных реализация задач. особенностей Что делать, если «не получается». каждого участника («Ваша проектная Организация собственной работы группа решила над индивидуальным проектом. организовать Организация работы проектной группы над групповым проектом: танцевальную распределение поручений в группе разминку на перемене для ребят в зависимости от особенностей исполнителей, исполнительские и начальной школы: распределите задачи организаторские поручения, Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru сопровождение выполнения исполнительского поручения, привлечение специалистов не из состава проектной группы. Как стать хорошим организатором в вашей группе между шестиклассником, который любит музыку и танцевать, но плохо контактирует с людьми, восьмиклассником, который не любит танцевать, но хорошо общается с техникой и умеет разговаривать с аудиторией, девятиклассницей, которая обладает хорошим художественным вкусом, но не любит танцы, и семиклассником, который любит танцевать, имеет хороший вкус, но не очень хорошо общается с людьми») 1 Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных работ Вопросы школьников педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Как сделать 1 исследование успешным: поговорим об исследовательс ких методах Методы проведения исследования. Анализ исторических источников (для исторических работ), критика источника, тенденциозность источника. Контент-анализ. Анкетный опрос, правила составления опросников и этика проведения опроса, офлайн- и Знакомство с наиболее распространенными методами исследования. Обсуждение вопроса о применимости того или иного метода в Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Индивидуальн ые консультации онлайн-опросы. собственной работе Метод фокус-группы и правила беседы с ее участниками. Эксперимент. Особенности проведения эксперимента в гуманитарной сфере, этика экспериментатора. Оформление результатов Индивидуальн ые консультации 1 Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их исследовательских работ Вопросы школьников педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Мой путь решения проблемы: реализация задуманного 1 Авторский путь реализации задуманного проекта. Знакомство с основными этапами реализации проекта и их особенностями. Составление в микрогруппах списка требуемого оборудования для реализации вымышленного учебного проекта, предложенного педагогом. Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru 1-й этап: проверка готовности к реализации задуманного. Демонстрация замысла проекта нескольким представителям целевой группы. Доработка проекта по итогам данного тестирования. Определение запасных вариантов в случае изменения обстоятельств реализации проекта. Намеренная мысленная проверка на прочность «А что если…». 2-й этап: предстартовая подготовка. Работа с проектной группой (если в реализации проекта задействовано несколько человек) по всему содержанию проекта, определение возможных страховок и замен. Подготовка необходимого оборудования. Настрой проектной группы. Определение способов связи Участие в работе малых групп по моделированию чрезвычайных обстоятельств и проверке на прочность вымышленного учебного проекта, предложенного педагогом: решение кейсов на быстрое членов проектной группы в случае реализации проекта как дела или мероприятия. реагирование в случае непредвиденных ситуаций при реализации проекта 3-й этап: старт проекта. Педагогическое сопровождение (внезапное проекта. Обратная связь от целевой отключение аудитории электричества во время организуемого концерта для малышей; испортилась погода во время организуемых соревнований на свежем воздухе; заболел один из организаторов дела, отвечавший за аудио- и видеосопровождени е КВН; вышли из строя все микрофоны; количество участников организуемого дела оказалось гораздо больше/меньше запланированного и т. п.) Индивидуальн ые консультации 1 Моя 1 исследовательс кая позиция: описание изучаемого Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их проектных работ. Сопровождение реализации проекта школьника Вопросы школьников к педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими проектов. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Авторское видение изучаемого объекта или явления: его возможного устройства, характерных признаков, особенностей функционирования, Знакомство с особенностями исследований в гуманитарной сфере. Дискуссия о Российск ая электрон ная школа: объекта или явления причин появления, этапов развития, последствий, классификации, связей с другими объектами или явлениями, внутренних закономерностей и т. п. Гуманитарное исследование как авторское видение изучаемого объекта или явления, представленное в его описательной модели. Модель как рассмотренный с определенной точки зрения упрощенный образ объекта — его интерпретация, где выделены существенные элементы объекта и определены ключевые связи между ними. Особенность гуманитарного исследования — трудность или невозможность объективного описания реальности, тенденциозность и субъективность исследовательского взгляда, гипотетичность предлагаемой исследователем описательной модели изучаемого им объекта или явления. Возможность сосуществования различных описательных моделей одного и того же объекта или явления, то есть множества его интерпретаций Индивидуальн ые консультации 1 Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их исследовательских работ возможных причинах сложностей в объективном исследовании человека и человеческих сообществ https://res h.edu.ru Вопросы школьников к педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов реализуемых ими исследований. Высказывание и аргументация своих идей, затруднений, сомнений, связанных с работой. Согласование позиций Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Оформление итогов проектно-исследовательской работы (10 ч) Что я оставлю людям: анализ результатов 2 Анализ сделанного (групповое обсуждение): что удалось, что не удалось, почему не удалось, что Поочередные выступления с самоанализом Российск ая электрон реализованных проектов и исследований можно было улучшить или сделать иначе, определение возможного последействия проекта или перспектив исследования, предложения по возможному развитию, улучшению, совершенствованию проекта или исследования проделанной работы, групповое обсуждение каждой работы ная школа: https://res h.edu.ru Оформление 1 итогового текста проектной или исследовательс кой работы Описание проделанной проектной или исследовательской работы как способ самоанализа и возможность передать другим людям свои опыт и знание. Структура и правила оформления текста описания проектной или исследовательской работы: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), описание (возможно, разбитое на параграфы) процесса решения поставленных задач, заключение с формулированием выводов о полученных результатах, список использованной литературы (для исследовательских работ) Знакомство с правилами оформления итогового текста проектной или исследовательской работы Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Индивидуальн ые консультации Консультации для школьников (в режиме личных и/или онлайнвстреч) по вопросу оформления текста выполненных проектных или исследовательских работ Вопросы школьника к педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов оформления текста проектной или исследовательской работы. Получение обратной связи от педагога, внесение коррективов в текст работы, согласование итогового варианта Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Защита проектной или исследовательской работы как возможность приобрести полезный навык публичного выступления, отстаивания и продвижения своих идей. Мультимедийное сопровождение защиты, правила создания мультимедийной Дискуссия в группе на тему «Есть ли польза от публичной защиты проектноисследовательской работы для ее автора?». Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru 1 Подготовка к 1 публичной защите проектноисследовательс кой работы презентации в доступных компьютерных программах. Правила и секреты публичного выступления: грамотная речь, темп речи и дикция, мимика и жесты, краткость и яркие примеры, уместный юмор, внешний вид и умение держать себя перед аудиторией. Практикум по использованию доступных компьютерных программ для создания презентаций Особенности предстоящей научнопрактической конференции школьников и проводимого в ее рамках конкурса проектноисследовательских работ. Критерии оценки проектноисследовательской работы Индивидуальн ые консультации 2 Консультации для школьников (в режиме личных и/или онлайнвстреч) по вопросу публичной защиты их проектных или исследовательских работ Вопросы школьника педагогу — на понимание или уточнение отдельных аспектов публичной защиты своей проектной или исследовательской работы. Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru Возможная репетиция собственного выступления на защите. Получение обратной связи от педагога, внесение коррективов в текст выступления и/или слайды презентации, согласование итогового варианта выступления Научнопрактическая конференция школьников 3 Торжественное открытие конференции. Выступление с докладом об основных идеях и результатах своей проектной или исследовательской работы. Объявление регламента работы конференции и выступлений школьников. Объявление регламента конкурса проектноисследовательских работ школьников, проводимого в рамках Ответы на вопросы. Участие в Российск ая электрон ная школа: https://res h.edu.ru конференции. Выступления авторов проектов и исследований. Вопросы авторам и выступления с комментариями со стороны других школьников, педагогов, приглашенных специалистов. дискуссиях по выступлениям других авторов Работа жюри конкурса. Подведение итогов конференции. Всего часов по 34 курсу УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Электронные образовательные ресурсы Российская электронная школа: https://resh.edu.ru Российская электронная школа: https://resh.edu.ru