РП ВД Школьный хор

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена и принята
на заседании Педагогического
совета школы
Протокол № 1 от 30.08.2024

«Утверждаю»
директор МОУ
«Беломорская СОШ №1»
_______ /Е.А. Захаркина/
Приказ № 402
от « 30» августа 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛЬНЫЙ ХОР »
Срок реализации программы: 1 год

Программу составила: Колотовкина А.А.

г. Беломорск, 2024 год

Пояснительная записка.
Среди различных видов музицирования хоровое пение стоит на первом месте, как
наиболее доступная и массовая форма музыкально-исполнительской деятельности. «Хоровое
пение» является органичным дополнением уроков предмета «Музыка», включённого в
обязательную часть учебного плана начального общего образования(1—4кл.) и основного
общего образования (5—8 кл.).
Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования и основного общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в Программе воспитания (одобрено
решением ФУМО от 02.06.2020 г.). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач
обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения
личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области
«Искусство» («Музыка»), учитывает Программу воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1»
Данная программа по вокалу предназначена для учащихся 4-9 классов
общеобразовательной школы, рассчитана на 68 часов.
Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является
подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее
доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это
одновременно воспитание чувств и эмоций.
Основными принципами при реализации программы следует считать: доступность и
последовательность обучения; соответствие содержания обучения возрастным особенностям.
Программа не создает учебных перегрузок обучающимся (нет домашних заданий).
Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребенка в детском
хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений).
Задачи:
-воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;
-развитие музыкальности, певческого голоса, музыкальной памяти;
-овладение практическими умениями и навыками в пении, музыкально-пластическом
движении.
Организационная форма – Общешкольный хор
Данная модель предполагает, что в едином коллективе занимаются обучающиеся разного
возраста и уровня подготовки. Различия в вокальных данных и певческих навыках компенсируются
за счёт репертуара, грамотного разделения хористов на партии, использования потенциала
творческого наставничества старших обучающихся над младшими товарищами. Количество
участников одного хорового коллектива может составлять от 15 до 60 человек. При необходимости
целесообразно распределить обучающихся на группы, сохранив возможность проведения сводных
репетиций перед выступлениями.
Содержание курса.
1. Установочное (вводное) занятие.
Правила техники безопасности на занятиях, правила пения, певческая установка, обсуждение
плана работы на новый учебный год.
Практическая работа. Прослушивание вокалистов, изучение особенностей голоса и выбор
репертуара.

2. Теория музыки.
Изучение средств музыкальной выразительности и применение их в вокальном творчестве.
Сущность и особенности музыкального вокального искусства. Практическая работа.
Прослушивание музыкальных фрагментов с последующим анализом музыки.
3. Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров,
двухголосное пение.
Развитие голосовых данных: распевки, соответствующих возрасту, голосовым данным, умение
владеть голосовым аппаратом. Развитие вокальных навыков. Практическая работа. Углубленная
работа над репертуаром. Работа над разножанровым вокальными произведениями. Индивидуальная
работа с солистами и, отработка навыков точного воспроизведения ритмического рисунка
одноголосного пения.
4. Произведения современных композиторов, исполнителей.
Знаменитые популярные композиторы и исполнители современности, специфика современной
музыки. Понятия «современность», «эстрада», «аранжировка», «ансамбль». Анализ популярных
произведен
5. Подготовка и участие в смотрах, мероприятиях, конкурсах и т.д.
Сценическая работа, работа над дикцией. Умение эмоционально, точно исполнять репертуар.
Практическая работа. Работа над песнями разной тематики, разных жанров, в соответствии с
календарными праздниками, массовыми мероприятиями по плану МОУ «Беломорская СОШ №1»
Участие в районных мероприятиях, а так же смотрах художественной самодеятельности .
6. Итоговое занятие.
Последнее занятие строится как итоговое. Закрепление теоретических знаний, повторение
изученного песенного материала.
Типы и виды занятий, формы работы.
По форме проведения занятия подразделяются на четыре типа:
1) индивидуальное и/или мелкогрупповое прослушивание/занятие:
• при наборе в хор;
• при переходе из одного класса/уровня в другой;
• для периодической оценки индивидуального темпа развития вокально-хоровых

навыков обучающихся;
• для работы с неточно интонирующими обучающимися («гудошниками»);
• для работы с солистами, одарёнными обучающимися;
2) комбинированное занятие—групповая (по партиям) и коллективная вокально-хоровая
работа;
3) сводная репетиция;
4) концертное выступление.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты
1.Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
- знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

- стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2.Гражданское воспитание
- готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей;
- осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произ ведениях
мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с
эталонами нравственного само определения, отражённым и в них;
- активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих
конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных
мероприятий.
3.Духовно – нравственное воспитание
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики
и эстетики;
- придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества
в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов,
фестивалей, конкурсов.
4. Эстетическое воспитание.
- восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;
- осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как
средства коммуникации и самовыражения; пони- мание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценность научного познания
- ориентация на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной,
социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыка- ми познания
музыки как искусства интонируемого смысла
- овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале
самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о
различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в
процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
7. Трудовое воспитание
- установка на посильное активное участие в практической де- ятельности;
- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной и
творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
- стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в
том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
- устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать
основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов,
других элементов музыкального языка;
- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и
стили музыкального искусства;
- обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных
средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра,
стиля.
Базовые исследовательские действия:
- следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание
музыки;
- использовать вопросы как инструмент познания;
- формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих
задач;.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной или творческой задачи заданных критериев;
- понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
- использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видео форматах, текстах, таблицах, схемах;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное
исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от
коммуникативной установки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы
реализуется в первую очередь через совместную певческую деятельность. Она предполагает не
только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность
обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видов учебной
деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с
ценностью общего результата совместных усилий.
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не
только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным
переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности».
Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно
особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных
действий.
Невербальная коммуникация:
- воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность
словесной передачи смысла музыкального произведения;
- передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
- эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного
выступления;
- распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе
дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно
включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
- выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в
устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать
благожелательный тон диалога;
- публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные ре- зультаты обучающихся
обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового
коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы регулятивные универсальные
учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия
приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку

личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого
коллектива в целом.
Самоорганизация:
- ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в
том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво
продвигаться к поставленной цели;
- планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного
характера;
- выявлять наиболее важные проблемы для решения вучебных и жизненных ситуациях;
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать
причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
Предметные результаты:
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном
музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;

пении

—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь погружаться в
музыкальный образ, идентифицировать себя с «лирическим героем» музыкального
произведения (по В. Медушевскому);
—осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового
исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций
отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения
различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и
многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов
России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать
специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами
хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать
значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале
изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и
конкурсах
результаты
коллективной
музыкально-исполнительской,
творческой
деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.

Тематическое планирование.
№

Наименование тем

п.п.

Общее кол-во учебных
часов

1. Установочное (вводное) занятие:
- инструктаж по технике безопасности
- индивидуальная проверка голоса.
- правила пения
-выбор репертуара
- обсуждения плана работы на год

4

2. Теория музыки:
- средства музыкальной выразительности
-легато, нонлегато, стаккато

6

3. Индивидуальная работа по постановке голоса,
подготовка сольных номеров, двухголосное пение

18

4. Произведения современных композиторов и
исполнителей.

2

5. Подготовка и участие в смотрах, мероприятиях,
конкурсах и т.д.

36

6. Итоговое занятие

2

Итого:

ЭОР
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo
https://www.yaklass.r
u/
Единая коллекция http://collection. crossedu.ru/catalog/rubr/
Российский
общеобразовательны
й портал http://music. edu. ru

68
Учебно – методическое обеспечение программы.

Соколов В. Г. Работа с хором. — М., 1983.
Струве Г. А. Музыка для всех. — М., 1978. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио.—М.,1986. Струве Г.
А. Школьный хор. — М., 1981.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.
Единая коллекция - http://collection. cross- edu.ru/catalog/rubr/
Российский общеобразовательный портал - http://music. edu. ru/3
Библиотека ЦОК https://m.edsoo
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».