Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 Приказ № 402 от « 30» августа 2024 «Утверждаю» директор МОУ «Беломорская СОШ №1» _______ /Е.А. Захаркина/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Функциональная грамотность» начальное общее образование срок реализации программы: 1 год Программу составили: Жидких М.Д. Мамаева Н.В. г. Беломорск, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа учитывает возрастные, учебные и психологические особенности младшего школьника, Программу воспитанияМОУ «Беломорская СОШ №1». Программа составлена из 4 блоков: Читательская грамотность Математическая грамотность Финансовая грамотность Естественно-научная грамотность Цель программы:формирование функциональной грамотностиобучающихся. Задачей изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Задачей изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Задачей изучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, 2 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Задачейизучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в четвёртом классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Читательская грамотность (занятия 1-8): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, 3 составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты: 1) патриотического воспитания: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; 3) эстетического воспитания: чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; 4) ценности научного познания: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 4 наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 6) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 7) экологического воспитания: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметные результаты: В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: 5 базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; строить рассуждения; базовые исследовательские действия: формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); работа с информацией: выбирать источник получения информации; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); 6 пользоваться словарями, справочниками; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; 8 – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели: ● степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; ● поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; ● результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; ● косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 2 3 4 Тема урока Кол-во Формы часов деятельности Блок «Читательская грамотность» Старинная 1 Работа с женская одежда текстом: озаглавливать Старинные 1 текст, женские определять тему, головные уборы определять Старинная 1 главную мысль, мужская одежда составлять план и головные в виде вопросов, уборы определять лексическое значение слова с помощью словаря, отвечать на вопросы по тексту, вписывать пропущенные слова в текст, находить ответ на вопрос в тексте, объяснять значение слова. Жилище крестьянской семьи на Руси 1 10 ЭОР Открытый банк заданий на образовательно й платформе «Российская электронная школа» https://fg.resh.ed u.ru/ Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instra o.ru 5-6 Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы 7 История посуды на Руси 8 Какие деньги были раньше в России 9 10 11 12 13 14 15 16 Определять лексическое значение слова с помощью словаря; рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами, отвечать на вопросы по тексту, рассуждать, давать определение слова, 2 1 1 Блок «Естественно-научная грамотность» 1 Практическая Открытый банк заданий на работа образовательной Болгарский перец 1 платформе Картофель 1 Практическая «Российская работа электронная школа» Баклажан. Семейство 1 https://fg.resh.edu. Паслёновые ru/ Лук 1 Практическая Портал ФГБНУ работа ИСРО РАО http://skiv.instrao. Капуста 1 Практическая ru работа Горох 1 Грибы 1 Игра Творческое занятие Томат 11 17 Творческая работа Проект 1 Блок «Финансовая грамотность» 18- Потребительская 2 Работа с 19 корзина текстом 20 Прожиточный 1 Решение минимум практических задач 21 Инфляция 1 22- Распродажи, скидки, 2 Решение 23 бонусы практических задач 24 Благотворительность 1 25 Страхование 1 Блок «Математическая грамотность» 26 В бассейне 1 27- Делаем ремонт 2 Практикум 28 29 Праздничный торт 1 30 Обустраиваем 1 Практикум участок 31- Поход в кино 2 Решение 32 практических задач 33 Отправляемся в 1 путешествие Творческая работа 34 Составляем словарик 1 Проект по финансовой грамотности Итого 34 12 Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu. ru/ Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao. ru Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu. ru/ Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao. ru Учебно – методическое обеспечение программы. 1. Методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; 2. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; 3. Программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для учащихся 1-4 классов НОО (автор:Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020 г 4. Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/ 5. Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ 6. Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskayagramotnost/ 7. Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ 8. Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/globalnye-kompetentsii/ 9. Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/ 13 10. Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/kreativnoe-myshlenie/ 11. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примерызадач-pisa 12. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ 13. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction 14. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti 15. Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoygramotnosti/ 16. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://learningapps.org/index.php?s=чтение http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/ https://multiurok.ru/files/sbornik-praktichieskikhmatierialov-po-formirovani.html 14 Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/). Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования». Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением) 15