РП ВД Функциональная грамотность 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена и принята
на заседании Педагогического
совета школы
Протокол № 1 от 30.08.2024
Приказ № 402
от « 30» августа 2024

«Утверждаю»
директор МОУ
«Беломорская СОШ №1»
_______ /Е.А. Захаркина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Функциональная грамотность»
начальное общее образование
срок реализации программы: 1 год

Программу составили:
Жидких М.Д.
Мамаева Н.В.

г. Беломорск, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа учитывает возрастные, учебные и психологические
особенности младшего школьника, Программу воспитанияМОУ
«Беломорская СОШ №1».
Программа составлена из 4 блоков:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественно-научная грамотность
Цель
программы:формирование
функциональной
грамотностиобучающихся.
Задачей изучения блока «Читательская грамотность»
является развитие способности учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний
и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного
для осуществления жизненных целей.
Задачей изучения блока «Математическая грамотность»
является формирование у обучающихся способности определять
и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем
и
будущем
потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачей
изучения
блока
«Финансовая
грамотность»является
развитие
экономического
образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье,
2

формирование опыта применения полученных знаний и умений
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачейизучения
блока
«Естественно-научная
грамотность» является формирование у обучающихся
способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения
выводов,
основанных
на
наблюдениях
и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания
окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная грамотность» предназначена для реализации в
четвёртом классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при
1 часе в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста,
деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое
значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат,
болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох,
грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение
плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская
корзина, состав потребительской корзины, прожиточный
минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его
виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые
риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный
фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение
значений математических выражений в пределах 100000,
3

составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», сравнение различных вариантов
покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты:
1) патриотического воспитания:
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре,
истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения,
благодарности, ответственности по отношению к своим
близким;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
 ориентация в нравственном содержании и смысле
поступков – своих и окружающих людей;
 этические чувства – совести, вины, стыда – как
регуляторы морального поведения.
 умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
3) эстетического воспитания:
 чувство прекрасного – умение воспринимать красоту
природы, бережно относиться ко всему живому;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
4) ценности научного познания:
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
4



наличие собственных читательских приоритетов и
уважительное отношение к предпочтениям других людей;
 овладение смысловым чтением для решения различного
уровня учебных и жизненных задач;
 потребность
в
самостоятельной
читательской
деятельности, саморазвитии средствами литературы,
развитие
познавательного
интереса,
активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности
в познании произведений фольклора и художественной
литературы, творчества писателей.
5) формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции;
6) трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
7) экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, осознание проблем
взаимоотношений человека и животных, отражённых в
литературных произведениях;
Средством достижения этих результатов служат тексты
литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские
тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология
продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
В результате изучения курса у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:

5

базовые логические действия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли
(морали), жанру, соотносить произведение и его автора,
устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской
принадлежности;
 определять существенный признак для классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и
видам;
 находить закономерности и противоречия при анализе
сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
 устанавливать причинно-следственные связи в сюжете
фольклорного и
художественного текста,
при
составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев;
 строить рассуждения;
базовые исследовательские действия:
 формулировать с помощью учителя цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
 проводить по предложенному плану опыт, несложное
исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое,
причина – следствие);
работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 извлекать информацию, представленную в разных
формах
 (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация,
таблица, схема);
6






пользоваться словарями, справочниками;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;

Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с
учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью,
корректировать свою деятельность;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от
неверного;
 оценивать
правильность
выполнения
действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями
оценивания.
средством формирования регулятивных УУД служит
технология продуктивного чтения и
технология
оценивания учебных успехов.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с
учётом речевой ситуации;
 адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;


7






слушать и слышать других, пытаться принимать иную
точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
задавать вопросы.

Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в
прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных
текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и
письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
–
способность понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая грамотность»:
–
способность
формулировать,
применять
и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
8

–
способность использовать математические понятия,
факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
–
способность понимать роль математики в мире,
высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые
необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых
терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного
бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать
следующие показатели:
● степень помощи, которую оказывает учитель учащимся
при выполнении заданий;
● поведение детей на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
● результаты выполнения тестовых заданий и заданий из
конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;
● косвенным показателем эффективности занятий может
быть повышение качества успеваемости по математике, русскому
языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2

3

4

Тема урока

Кол-во Формы
часов
деятельности
Блок «Читательская грамотность»

Старинная
1
Работа с
женская одежда
текстом:
озаглавливать
Старинные
1
текст,
женские
определять тему,
головные уборы
определять
Старинная
1
главную мысль,
мужская одежда
составлять план
и головные

в виде вопросов,
уборы
определять
лексическое
значение слова с
помощью
словаря,
отвечать на
вопросы по
тексту,
вписывать
пропущенные
слова в текст,
находить ответ
на вопрос в
тексте,
объяснять
значение слова.
Жилище
крестьянской
семьи на Руси

1

10

ЭОР
Открытый банк
заданий на
образовательно
й платформе
«Российская
электронная
школа»
https://fg.resh.ed
u.ru/
Портал ФГБНУ
ИСРО РАО
http://skiv.instra
o.ru

5-6 Внутреннее
убранство и
предметы
обихода русской
избы
7
История посуды
на Руси
8
Какие деньги
были раньше в
России

9
10
11
12
13
14
15
16

Определять
лексическое
значение слова с
помощью
словаря;
рассуждать и
записывать своё
мнение о
различии между
предметами,
отвечать на
вопросы по
тексту,
рассуждать,
давать
определение
слова,

2

1
1

Блок «Естественно-научная грамотность»
1
Практическая  Открытый банк
заданий на
работа
образовательной
Болгарский перец
1
платформе
Картофель
1
Практическая
«Российская
работа
электронная
школа»
Баклажан. Семейство 1
https://fg.resh.edu.
Паслёновые
ru/
Лук
1
Практическая  Портал ФГБНУ
работа
ИСРО РАО
http://skiv.instrao.
Капуста
1
Практическая
ru
работа
Горох
1
Грибы
1
Игра
Творческое занятие
Томат

11

17

Творческая работа

Проект

1

Блок «Финансовая грамотность»

18- Потребительская
2
Работа с
19 корзина
текстом
20 Прожиточный
1
Решение
минимум
практических
задач
21 Инфляция
1
22- Распродажи, скидки, 2
Решение
23 бонусы
практических 
задач
24 Благотворительность 1
25 Страхование
1
Блок «Математическая грамотность»

26 В бассейне
1
27- Делаем ремонт
2
Практикум
28
29 Праздничный торт
1
30 Обустраиваем
1
Практикум
участок
31- Поход в кино
2
Решение
32
практических 
задач
33 Отправляемся в
1
путешествие
Творческая работа
34 Составляем словарик 1
Проект
по финансовой
грамотности
Итого
34

12

Открытый банк
заданий на
образовательной
платформе
«Российская
электронная
школа»
https://fg.resh.edu.
ru/
Портал ФГБНУ
ИСРО РАО
http://skiv.instrao.
ru
Открытый банк
заданий на
образовательной
платформе
«Российская
электронная
школа»
https://fg.resh.edu.
ru/
Портал ФГБНУ
ИСРО РАО
http://skiv.instrao.
ru

Учебно – методическое обеспечение программы.
1. Методические рекомендации по использованию и
включению в содержание процесса обучения и
воспитания государственных символов Российской
Федерации, направленных письмом
Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
2. Методические рекомендации по уточнению
понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной
деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
3. Программа курса внеурочной деятельности
«Грамотный читатель. Обучение смысловому
чтению» для учащихся 1-4 классов НОО
(автор:Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020 г
4. Банк заданий по функциональной грамотности:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/
5. Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
6. Математическая грамотность:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskayagramotnost/
7. Естественнонаучная грамотность:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
8. Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/globalnye-kompetentsii/
9. Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/
13

10. Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/kreativnoe-myshlenie/
11. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примерызадач-pisa
12. Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
13. Пошаговая инструкция, как получить доступ к
электронному банку заданий, представлена в
руководстве пользователя. Ознакомиться с
руководством пользователя можно по ссылке:
https://resh.edu.ru/instruction
14. Открытый банк заданий для оценки
естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
15. Лаборатория функциональной грамотности:
https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoygramotnosti/
16. Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ




https://learningapps.org/index.php?s=чтение
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/
https://multiurok.ru/files/sbornik-praktichieskikhmatierialov-po-formirovani.html
14









Открытый банк заданий на сайте федерального
государственного бюджетного научного
учреждения «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования»
Открытый банк заданий на образовательной
платформе «Российская электронная школа»
(https://fg.resh.edu.ru/).
Открытые задания PISAна официальном сайте
федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный институт качества
образования».
Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя,
мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа
внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. –
М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».