Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 «Утверждаю» директор МОУ «Беломорская СОШ №1» _______ /Е.А. Захаркина/ Приказ № 401 от « 30» августа 2024 Рабочая программа элективного курса по химии «Вещества вокруг нас» основное общее образование Срок реализации 1 год Составитель: Набока Н. С, учитель химии г. Беломорск 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Вещества вокруг нас» предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 34 часа. Цель курса: Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в жизнедеятельности человека и современной естественнонаучной картине мира. Задачи курса: 1) Углубить знания о веществах, окружающих нас. 2) Формировать знания учащихся о применении химических веществ в повседневной жизни 3) Развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике. 4) Формировать такие творческие способности обучающихся, как: - способность к выработке обобщающих стратегий и поиска аналогий, то есть умения применять имеющиеся умения в решении задач одного типа к заданиям совершенно другого (нового) типа; - гибкость мышления и способность ассоциировать отдалённые понятия, увязывать новые сведения с прежним багажом знаний. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Тема 1 «Первоначальные химические понятия» Правила техники безопасности. Лабораторное оборудование и его предназначение. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ. Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Химическая формула вещества. Массовая доля элемента в веществе. Химическая реакция. Уравнения химических реакций. Количество вещества. Тема 2 «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов элементов первых трёх периодов Периодической системы Менделеева. Строение электронных оболочек атомов. Виды химических связей. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь Валентность и степень окисления . Тема 3 «Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Окислительновосстановительные реакции» Электролиты и неэлектролиты. Катион, анион, электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, щелочей, средних солей. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионные уравнения. Окислительновосстановительные реакции. Виды химических связей. Валентность и степень окисления Качественные реакции на ионы. Задачи на количество вещества и на массовую долю растворённого вещества Тема 4 «Металлы и их соединения» Состав и строение атомов металлов. Металлическая связь. Химические свойства щелочных и щелочно - земельных металлов и их соединений Алюминий. Амфотерные свойства оксида и гидроксида. Железо. Оксиды и гидроксиды железа (II) и (III). Вычисление массовой доли элемента в образце сложного вещества, содержащего примеси Тема 5 «Неметаллы и их соединения» Электронное строение атомов –неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов Классификация и химические свойства оксидов. Классификация и химические свойства кислот Тема 6 «Познание и применение веществ и химических реакций» Получение газообразных веществ. Признаки химических реакций Приготовление растворов. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Изучение курса направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. Личностные результаты: 1) патриотического воспитания: ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 2) гражданского воспитания: представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов; 3) ценности научного познания: - мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей; - познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; - интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 4) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни; 5) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; 6) экологического воспитания: способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Метапредметные результаты В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения; умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях. Базовые исследовательские действия: - умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; - приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе. Работа с информацией: -умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию; -умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями. Коммуникативные универсальные учебные действия: - умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; - умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта); - умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие). Регулятивные универсальные учебные действия: - умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий. Предметные результаты: - Понимать химическую символику, формулы химических веществ и уравнения химических реакций, смысл важнейших химических понятий: химический элемент, атом, молекула, химическая реакция, классификация веществ и химических реакций. - Знать характерные признаки важнейших химических понятий, о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями. - Называть соединения изученных классов неорганических веществ; определять состав веществ по их формулам, типы химических реакций. - Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей). - Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции. - Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. - Использовать приобретённые знания и умения для безопасного обращения с веществами и материалами. - Владеть основами методологических знаний и умений (различать/формулировать цели проведения, порядок проведения, описание наблюдений и опытов, выводы). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № Тема 1 Первоначальные химические понятия Периодический закон и 2 Количество часов 7 9 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Библиотека 4 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Электролитическая диссоциация. 7 Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции Металлы и их соединения 4 5 Неметаллы и их соединения 5 6 Познание и применение веществ и химических реакций ИТОГО: 2 3 ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 34 часа Поурочное планирование: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема 1 « Первоначальные химические понятия» Правила техники безопасности. Лабораторное оборудование и его предназначение. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Разделение смесей и очистка веществ» Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Химическая формула вещества. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Химическая формула вещества» Массовая доля элемента в веществе. Химическая реакция. Уравнения химических реакций. Количество вещества. Решение заданий на вычисление массовой доли элемента в веществе. Решение задач на вычисление количества вещества по формулам Тема 2 «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» Строение атомов элементов первых трёх периодов Периодической системы Менделеева. Строение электронных оболочек атомов Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Строение электронных оболочек атомов» Виды химических связей. Валентность и степень окисления. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Виды химических связей» Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «. Валентность и степень окисления Решение заданий по составлению химических формул по валентности и по степени окисления. Окислительно-восстановительные реакции Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Окислительновосстановительные реакции» Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Окислительновосстановительные реакции» Тема 3 «Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Окислительновосстановительные реакции» Электролиты и неэлектролиты. Катион, анион, электролитическая диссоциация. 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Диссоциация кислот, щелочей, средних солей. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Диссоциация кислот, щелочей, средних солей» Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионные уравнения. Окислительновосстановительные реакции. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Реакции ионного обмена и условия их протекания» Качественные реакции на ионы. Задачи на количество вещества и на массовую долю растворённого вещества. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Качественные реакции на ионы» Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Качественные реакции на ионы» Тема 4 «Металлы и их соединения» Состав и строение атомов металлов. Металлическая связь. Химические свойства щелочных и щелочно-земельных металлов и их соединений. Алюминий. Амфотерные свойства оксида и гидроксида . Железо. Оксиды и гидроксиды железа (II) и (III)/ Вычисление массовой доли элемента в образце сложного вещества, содержащего примеси. Тема 5 «Неметаллы и их соединения» Электронное строение атомов –неметаллов. Физические и химические свойства неметаллов Классификация и химические свойства оксидов. Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме: « Классификация и химические свойства оксидов». Классификация и химические свойства кислот Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Классификация и химические свойства кислот» Тема 6 «Познание и применение веществ и химических реакций» Получение газообразных веществ. Признаки химических реакций. Приготовление растворов. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Методы контроля знаний учащихся: 1) Проверочные работы 2) Тесты Учебно-методическое обеспечение программы. 1) Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. Я сдам ОГЭ! Химия. Практикум и диагностика: учебное пособие для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2017 – 208с. 2) Корощенко А.С., Медведев. ОГЭ 2018. Химия. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ. - М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 126 с. 3) Корощенко А.С., Яшукова А.В., Иванова Р.Г. ОГЭ (ГИА-9) Химия. Диагностическая рабочая тетрадь для подготовки к экзамену. 9 клас.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.110 с. 4) ОГЭ. Химия: Тематические и типовые экзаменационные варианты: 34 варианта / Под ред. Д.Ю.Добротина.- М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 176 с. 5) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c 6) Подготовка к ОГЭ по химии http://4oge.ru/himija/331-podgotovka-k-oge-po-himii.html