РП Элективного курса Вещества вокруг нас

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена и принята
на заседании Педагогического
совета школы
Протокол № 1 от 30.08.2024

«Утверждаю»
директор МОУ
«Беломорская СОШ №1»
_______ /Е.А. Захаркина/
Приказ № 401 от « 30» августа 2024

Рабочая программа
элективного курса по химии
«Вещества вокруг нас»
основное общее образование
Срок реализации 1 год

Составитель:
Набока Н. С,
учитель химии

г. Беломорск
2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Вещества вокруг нас» предназначена для учащихся 9
класса и рассчитана на 34 часа.
Цель курса: Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли
химии в жизнедеятельности человека и современной естественнонаучной картине мира.
Задачи курса:
1) Углубить знания о веществах, окружающих нас.
2) Формировать знания учащихся о применении химических веществ в повседневной
жизни
3) Развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение
применять свои знания на практике.
4) Формировать такие творческие способности обучающихся, как:
- способность к выработке обобщающих стратегий и поиска аналогий, то есть умения
применять имеющиеся умения в решении задач одного типа к заданиям совершенно
другого (нового) типа;
- гибкость мышления и способность ассоциировать отдалённые понятия, увязывать новые
сведения с прежним багажом знаний.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Тема 1 «Первоначальные химические понятия»
Правила техники безопасности. Лабораторное оборудование и его предназначение.
Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ.
Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Химическая формула вещества.
Массовая доля элемента в веществе. Химическая реакция. Уравнения химических
реакций. Количество вещества.
Тема 2 «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева.
Строение атомов элементов первых трёх периодов Периодической системы Менделеева.
Строение электронных оболочек атомов.
Виды химических связей. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её
образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи.
Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования.
Свойства ионов. Металлическая связь Валентность и степень окисления
.
Тема 3 «Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Окислительновосстановительные реакции»
Электролиты и неэлектролиты. Катион, анион, электролитическая диссоциация.
Диссоциация кислот, щелочей, средних солей.
Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионные уравнения. Окислительновосстановительные реакции. Виды химических связей. Валентность и степень окисления
Качественные реакции на ионы. Задачи на количество вещества и на массовую долю
растворённого вещества
Тема 4 «Металлы и их соединения»
Состав и строение атомов металлов. Металлическая связь. Химические свойства
щелочных и щелочно - земельных металлов и их соединений Алюминий. Амфотерные
свойства оксида и гидроксида. Железо. Оксиды и гидроксиды железа (II) и (III).
Вычисление массовой доли элемента в образце сложного вещества, содержащего примеси

Тема 5 «Неметаллы и их соединения»
Электронное строение атомов –неметаллов. Физические и химические свойства
неметаллов Классификация и химические свойства оксидов.
Классификация и химические свойства кислот
Тема 6 «Познание и применение веществ и химических реакций»
Получение газообразных веществ. Признаки химических реакций Приготовление
растворов. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Изучение курса направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических
экспериментов, создании учебных проектов;
3) ценности научного познания:
- мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие
современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности
научной картины мира, представления об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих
закономерностей;
- познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии,
необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной,
информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы
с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
- интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных
знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения

образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных
интересов и потребностей;
6) экологического воспитания:
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система,
процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных
предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о
целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки,
устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения
отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации
химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи
между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные,
по аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и
химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
- умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в
качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых
суждений;
- приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
-умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически
оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
-умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных

поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой
темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
- умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и
письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств
веществ, учебного проекта);
- умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта
общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах –
веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели,
умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
Предметные результаты:
- Понимать химическую символику, формулы химических веществ и уравнения
химических реакций, смысл важнейших химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, химическая реакция, классификация веществ и химических реакций.
- Знать характерные признаки важнейших химических понятий, о существовании
взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями.
- Называть соединения изученных классов неорганических веществ; определять состав
веществ по их формулам, типы химических реакций.
- Характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ
(оксидов, кислот, оснований и солей).
- Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю
химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе,
проводить расчёты по уравнению химической реакции.
- Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
- Использовать приобретённые знания и умения для безопасного обращения с веществами
и материалами.
- Владеть основами методологических знаний и умений (различать/формулировать цели
проведения, порядок проведения, описание наблюдений и опытов, выводы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№

Тема

1

Первоначальные химические
понятия
Периодический закон и

2

Количество
часов
7
9

Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека

4

Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Электролитическая диссоциация.
7
Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные
реакции
Металлы и их соединения
4

5

Неметаллы и их соединения

5

6

Познание и применение веществ и
химических реакций
ИТОГО:

2

3

ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c

34 часа

Поурочное планирование:
№
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

Тема 1 « Первоначальные химические понятия»
Правила техники безопасности. Лабораторное оборудование и его предназначение.
Чистые вещества и смеси. Разделение смесей и очистка веществ.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Разделение
смесей и очистка веществ»
Атомы и молекулы. Простые и сложные вещества. Химическая формула вещества.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Атомы и
молекулы. Простые и сложные вещества. Химическая формула вещества»
Массовая доля элемента в веществе. Химическая реакция. Уравнения химических
реакций. Количество вещества.
Решение заданий на вычисление массовой доли элемента в веществе.
Решение задач на вычисление количества вещества по формулам
Тема 2 «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева»
Строение атомов элементов первых трёх периодов Периодической системы
Менделеева. Строение электронных оболочек атомов
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Строение
электронных оболочек атомов»
Виды химических связей. Валентность и степень окисления.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Виды
химических связей»
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «. Валентность и
степень окисления
Решение заданий по составлению химических формул по валентности и по степени
окисления.
Окислительно-восстановительные реакции
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Окислительновосстановительные реакции»
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Окислительновосстановительные реакции»
Тема 3 «Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Окислительновосстановительные реакции»
Электролиты и неэлектролиты. Катион, анион, электролитическая диссоциация.

18
19
20
21
22
23

24
25
26
27

28
29
30
31
32

33
34

Диссоциация кислот, щелочей, средних солей.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Диссоциация
кислот, щелочей, средних солей»
Реакции ионного обмена и условия их протекания. Ионные уравнения. Окислительновосстановительные реакции.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Реакции
ионного обмена и условия их протекания»
Качественные реакции на ионы. Задачи на количество вещества и на массовую долю
растворённого вещества.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Качественные
реакции на ионы»
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Качественные
реакции на ионы»
Тема 4 «Металлы и их соединения»
Состав и строение атомов металлов. Металлическая связь. Химические свойства
щелочных и щелочно-земельных металлов и их соединений.
Алюминий. Амфотерные свойства оксида и гидроксида
. Железо. Оксиды и гидроксиды железа (II) и (III)/
Вычисление массовой доли элемента в образце сложного вещества, содержащего
примеси.
Тема 5 «Неметаллы и их соединения»
Электронное строение атомов –неметаллов. Физические и химические свойства
неметаллов
Классификация и химические свойства оксидов.
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме: «
Классификация и химические свойства оксидов».
Классификация и химические свойства кислот
Решение заданий из контрольно-измерительных материалов по теме «Классификация
и химические свойства кислот»
Тема 6 «Познание и применение веществ и химических реакций»
Получение газообразных веществ. Признаки химических реакций.
Приготовление растворов. Вычисление массовой доли растворённого вещества в
растворе.

Методы контроля знаний учащихся:
1) Проверочные работы
2) Тесты
Учебно-методическое обеспечение программы.
1) Добротин Д.Ю., Молчанова Г.Н. Я сдам ОГЭ! Химия. Практикум и диагностика: учебное
пособие для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2017 – 208с.
2) Корощенко А.С., Медведев. ОГЭ 2018. Химия. 14 вариантов. Типовые тестовые задания
от разработчиков ОГЭ. - М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 126 с.
3) Корощенко А.С., Яшукова А.В., Иванова Р.Г. ОГЭ (ГИА-9) Химия. Диагностическая
рабочая тетрадь для подготовки к экзамену. 9 клас.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.110 с.

4) ОГЭ. Химия: Тематические и типовые экзаменационные варианты: 34 варианта /
Под ред. Д.Ю.Добротина.- М.: Издательство «Национальное образование», 2015. –
176 с.
5) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41837c
6) Подготовка к ОГЭ по химии http://4oge.ru/himija/331-podgotovka-k-oge-po-himii.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».