РП ЭК Решение географических задач

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена и принята
на заседании Педагогического
совета школы
Протокол № 1
от 30.08.2024

«Утверждаю»
Директор МОУ
«Беломорская СОШ№1»
_______/Захаркина Е.А.
Приказ № 402 от 30.08.24г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Решение географических задач»
по предмету «География»
основного общего образования

Программу разработала
Аникиева Л.М.,
учитель географии

Беломорск, 2024

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Решение географических задач» составлена на основе
Федерального
государственного
образовательного
стандартаосновного
общего
образования,ОсновнойобразовательнойпрограммысреднегообщегообразованияМОУ
«Беломорская СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1».
Врабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания географии в
Российской Федерации.
Цель изучения курса: формирование системы географических знаний как компонента
научной картины мира.
Задачи курса:
1. Совершенствовать умение работать с картографической, статистической информацией
.
2. Использовать полученную информацию в практической деятельности.
3.Развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и
умений, направленных на использование их в реальной действительности;
Место курса в учебном плане:
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 9 класса.

Содержание курса
Планы местности. Виды изображения земной поверхности. Виды масштаба. Способы
определения расстояний на местности.Изображение на планах местности неровностей
земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Ориентирование по плану
местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы,
военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных
приложениях) и области их применения.
Географические координаты.
Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное
пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской
Федерации.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической
широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к
климатическим условиям. Основные метеорологические данные и способы отображения
состояния погоды на метеорологической карте. Климатограммы. Стихийные явления в
атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за
глобальным климатом. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на
воздушную оболочку Земли.
Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности
с целью установления зависимости между данными элементами погоды.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия
движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего
равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение
солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Вращение Земли
вокруг своей оси. Следствия вращения Земли.

Миграции населения. Определение по статистическим данным общего, естественного
(или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов)
Российской Федерации или своего региона.
Состав хозяйства РФ: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая
структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их
формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.
Факторы производства.

Планируемые результаты
В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие результаты:
Личностные:
гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам.
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения.
эстетического воспитания:
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку.
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.

трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности,выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы
у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния,
видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
 саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
Метапредметные
Базовые логические действия:
- формулировать и актуализировать проблему;
- устанавливать существенные признаки для классификации и сравнения, выполнять эти
операции;
- выявлять закономерности ;
- планировать, корректировать и оценивать работу

Базовые исследовательские действия:
- владеть навыками исследовательской деятельности
Работа с информацией:
- владеть навыками получения информации по заданной проблеме
- читать картосхемы и анализировать статистическую информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
 оценивать приобретённый опыт;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы
рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
Предметные:
В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие результаты:
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,
процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;





выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Тематическое планирование
Раздел

Географические
координаты
Границы РФ
Часовые зоны
Климат
Население

Количество
Электронные образовательные ресурсы
часов
2
Презентации
1
1
7
3

План местности

5

Природа и хозяйство РФ
Решение аналитических
задач.

6
9

Сайт
100ballnik.comhttps://100ballnik.com/
Образовательные ресурсы интернета.
География.География. - alleng.me
https://multiurok.ru/files/zadachi-naopriedielieniie-tiempieraturyvozdukha.html?login=ok

34 часа

Поурочное планирование
№
урока
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10
11
12-13
14
15
16
17-18
19
20
21-23
24-25
26
27-29

Тема занятия
Географические координаты. Определение координат по разным типам карт
Границы России. Соседи РФ
Часовые зоны РФ. Определение местного и поясного времени
Климатические пояса и области мира.
Климатограммы. Чтение климатограмм
Создание климатограмм.
Чтение синоптических карт
Прогноз погоды.
Циклоны и антициклоны
Численность населения и его воспроизводство.
Урбанизация и миграции населения.
План местности.
Определение расстояний и направлений
Азимут
Создание профиля по плану местности
Природа России.
Стихийные природные явления. Геоэкологические проблемы
Хозяйство России
Культурно-бытовые особенности России
Объяснение особенностей географических объектов и явлений.
Расчет количественных показателей, характеризующих географические

30-31
32
33-34

объекты и явления.
Выявление географических зависимостей и закономерностей
Географические следствия движения Земли.
Определение географических объектов по краткому описанию

Учебно-методическое обеспечение курса
1. Пчелкина Е. Л. Дариз. Детский алгоритм решения изобретательских задач.КТК
«Галактика» Москва 2018
2. Кислов А. В., Пчелкина Е. Л. Новые задачи для изучающих ТРИЗ. КТК «Галактика»
Москва 2018
3.Низовцев В. А., Марченко Н. А. Школьные олимпиады география. Москва Айрис-пресс
2007
4.Банк заданий ФИПИ
https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=0FA4DA9E3AE2BA1547B75F0B08EF6445

5.Сайт 100ballnik.com https://100ballnik.com/
6 . Образовательные ресурсы интернет географияГеография. - alleng.me
7. География.Атласы 5-9классы
8. Задачи https://multiurok.ru/files/zadachi-na-opriedielieniie-tiempieraturyvozdukha.html?login=ok
9. Алгоритмы решения географических задач
https://domznaniya.ru/uploads/2023/11/08/1699401038_d45f2826a6e13a970a43.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».