РП ЭК Учимся писать сочинение- рассуждение 9а класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена и принята
на заседании Педагогического
совета школы
Протокол № 1
от 30.08.2024

«Утверждаю»
Директор МОУ
«Беломорская СОШ№1»
_______/Захаркина Е.А.
Приказ № 402 от 30.08.24г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Учимся писать сочинение- рассуждение»
по предмету «Русский язык»
основное общее образование (9а класс)
Срок реализации 1 год

Программу разработала
Еремеева Т.И.,
учитель русского языка и литературы

Беломорск, 2024

Пояснительная записка

Программа элективного курса«Учимся писать сочинение- рассуждение» составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего
образования,ОсновнойобразовательнойпрограммыосновногообщегообразованияМОУ
«Беломорская СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1».
Врабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации.
Цель изучения курса:
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в сфере устной и письменной
речи в соответствии с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев.
Задачи курса:
1) совершенствовать навык устной речи: чтения текста, его пересказа,
монологического и диалогического высказывания;
2) совершенствовать навык представления результата своей умственной
деятельности в письменной форме;
3) способствовать развитию речи и мышления учащихся.
Место курса в учебном плане:курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 9а
класса.
Содержание курса
Язык и речь
Монологические высказывания: монолог-сообщение, монолог-описание, монолограссуждение, монолог-повествование.
Диалог. Диалогическое общение на бытовые, научно-учебные темы.
Чтение и его разновидности: просмотровое, ознакомительное, изучающее,
поисковое.
Пересказтекста.
Текст
Текст: тема, основная мысль, комментарий.
Функционально – смысловые типы речи.
Типичные фрагментытекста: описание, повествование, рассуждение-доказательство,
оценочные высказывания.
Высказывания на основе текста.
Тексты с опорой на жизненный и читательский опыт.

Планируемые результаты
В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие результаты:
Личностные:

ЛичностныерезультатыосвоенияООПООО отражаютготовностьобучающихсяруководство
ватьсясистемойпозитивныхценностныхориентацийирасширениеопытадеятельностинаееос
новеивпроцессереализацииосновныхнаправленийвоспитательнойдеятельности:
Вчастигражданскоговоспитания:


готовностьквыполнениюобязанностейгражданинаиреализацииегоправ;
уважениеправ, свободизаконныхинтересовдругихлюдей;

Вчастипатриотическоговоспитания:


ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины–России,
кнауке,искусству,
спорту, технологиям, боевымподвигамитрудовымдостижениямнарода;

Вчастидуховно-нравственноговоспитания:


ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыбора;

Вчастиэстетическоговоспитания:


восприимчивостькразнымвидамискусства,
традициямитворчествусвоегоидругихнародов,
пониманиеэмоциональноговоздействияискусства;

Вчастифизическоговоспитания:


осознаниепоследствийинеприятиевредныхпривычекииныхформвредадляфизичес
когоипсихическогоздоровья;

Вчаститрудовоговоспитания:


интерескпрактическомуизучениюпрофессийитрударазличногорода,
втомчисленаосновепримененияизучаемогопредметногознания;

Вчастиэкологическоговоспитания:


ориентациянаприменениезнанийизсоциальныхиестественныхнаукдлярешениязад
ачвобластиокружающейсреды,
планированияпоступковиоценкиивозможныхпоследствийдляокружающейсреды;

Вчастипринятияценностинаучногопознания:


ориентациявдеятельностинасовременнуюсистемунаучныхпредставленийобоснов
ныхзакономерностяхразвитиячеловека,природыиобщества,
взаимосвязяхчеловекасприроднойисоциальнойсредой.

Метапредметные:

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
 выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной
учебной задачи;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.


У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
 формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное.


У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных
целей;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.


У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
 в ходе работы над сочинением задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять результаты проведенного языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:


выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);


самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
 делать выбор и брать ответственность за решение.


У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных
действий:














владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с
учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ
выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:









понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговой штурм и др.);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;



оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчета перед группой.

Предметные:
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на
основе наблюдений, впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение,
монолог-повествование.
Участвовать в диалогическом общении на бытовые, научно-учебные (в том числе
лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными протоколами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 150
слов.
Анализировать текст: определять и комментировать тему текста, основную мысль;
Установить принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
Нахождение в тексте типичных фрагментов – описание, повествование,
рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Создавать высказывания на основе текста: выражать свое отношение к
прочитанному или прослушанному тексту в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт.
Тематическое планирование
Раздел
Язык и речь

Количество
часов
17

Текст

17

Итого

34

ЭОР
Интенсив. Сочинение.ДоскаMiro/
https://miro.com/app/board/o9J_kzEAFaA=/
Сочинение в формате ОГЭ. Сайт учителя
«Полигон»
http://studyground.ru/course/view.php?id=6
Сайт 100ballnik.com https://100ballnik.com/
13 .
Образовательные ресурсы интернета.
Русский язык.
https://all.alleng.me/d/rusl/rus_gia-tr.htm

Поурочное планирование
Раздел

Содержание

Принципы смыслового чтения:
Язык и речь
Чтение и пересказ Орфоэпические и грамматические ошибки.
Подготовка текста для пересказа текста.

Количество
часов
4

текста
Монологическое
высказывание

Диалог

Стратегии выполнения задания в режиме
ограниченного времени.
Рассуждение как тип речи. Особенности
структуры рассуждения в формате устного
собеседования. Конструирование
рассуждения.
Повествование как тип речи. Два типа
повествования: динамическое и линейное.
Конструирование повествований разного типа.
Описание как тип речи. Описание фотографии.
Что нужно знать об особенностях фотографии.
Термины по теме. Конструирование описания
фотографии.

8

1

Практикум.

Диалог как разновидность устной речи.
Принципы построения диалога.
Конструирование диалога.
Ролевая игра «Устное собеседование»

Текст
Текст как объект
речевой
деятельности

Текст как единица языка. Признаки текста.
Виды информации в тексте. Стилевые
особенности текста. Сочинение как способ
обработки текста.

2

Способ выражения
авторской позиции в
тексте.

Алгоритм определения авторской позиции.
Разновидности учебных заданий. Форма
выражения Структурные элементы. Алгоритм
выполнения задания в зависимости от
модификации. Взаимооценка и самооценка по
заданным критериям.

2

Анализ текста с
содержательной
точки зрения.

Особенности анализа текста с содержательной
точки зрения. Разновидности учебных
заданий. Структурные элементы. Алгоритм
выполнения задания.

6

Анализ текста с
лингвистической
точки зрения

Лингвистика и ее разделы: грамматика,
лексика, речеведение. Выразительные
возможности каждого раздела. Особенности
анализа текста с лингвистической точки зрения
в соответствии с учебной задачей.
Структурные элементы сочинения.
Конструктор для написания сочинения на
лингвистическую тему.

3

Орфографические и
пунктуационные
нормы.
Практикум

Алгоритмы решения орфографических и
пунктуационных задач.

2

Создание текста. Взаимооценка по заданным
критериям.
Итого

2

4

34 часа

Учебно – методическое обеспечение курса.
1. О. Казарцева. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. М.: Флинта,
Наука, 2003.
2. Т. Ладыженская. Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта, Наука,
1998.
3. Цыбулько И.П., Малышева Т.Н. Русский язык, методические рекомендации по
оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку.
4. Горланова О.В. Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к устной
части. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М., «Просвещение»,
2018.
5. Егораева Г.Т. ОГЭ. Итоговое собеседование по русскому языку. М. «Экзамен», 2020
6. Кашканов А. Фотографируем на мыльницу красиво! Электронная книга.
7. Г. Канакина, И. Родионова. Учимся работать с текстом.М: Флинта, 2019.
8. В.Капинос, Л.Пучкова. Комплексный анализ и создание текста. В кн: ЕГЭ: шаг за
шагом. 9 класс. М.: Дрофа,2011.
9.Г.Граник, С.Шаповал. Учимся понимать текст. М.: Просвящение, 2000.
10. Интенсив. Сочинение.ДоскаMiro/ https://miro.com/app/board/o9J_kzEAFaA=/
11. Сочинение в формате ОГЭ. Сайт учителя «Полигон»
http://studyground.ru/course/view.php?id=6
12.Сайт 100ballnik.com https://100ballnik.com/
13 . Образовательные ресурсы интернета. Русский язык. https://all.alleng.me/d/rusl/rus_giatr.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».