РП ЭК Сложные вопросы истории 11 кл

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена и принята
на заседании
Педагогического
совета школы
Протокол № 1
от 30.08.2024

«Утверждаю»
Директор МОУ
«Беломорская СОШ№1»
_______/Захаркина Е.А.
Приказ № 402 от 30.08.24г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Сложные вопросы истории»
по предмету «История»
среднее общее образование
срок реализации 1 год

Программу разработала
Ревина А.А., учитель истории

Беломорск,
2024

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Сложные вопросы истории» составлена на основе
Федерального
государственного
образовательного
стандартасреднего
общего
образования,ОсновнойобразовательнойпрограммысреднегообщегообразованияМОУ
«Беломорская СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1».
Врабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания учебного курса
«История России».
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 11
классауниверсального профиля.
Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается
расширение, дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для
изучения выбраны такие темы, которые в историко-культурном стандарте отмечены как
трудные.
На сегодняшний день значимость исторической науки в школьном образовании в
частности и в обществе в целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует
повышенный интерес органов государственной власти к данному учебному предмету.
Отправной точкой данного явления стало поручение В.В. Путина правительству
разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники
российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало появление
историко-культурного стандарта, призванного содействовать, по мнению Минобрнауки,
формированию единого культурно-исторического пространства.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с проблемами непрерывного
образования личности, связанными с формированием российской гражданской
идентичности обучающихся в рамках новых федеральных государственных
образовательных стандартов.
Но, несмотря на все вышеописанное, история остается достаточно сложным учебным
предметом. Первое, с чем сталкиваются все участники образовательного процесса, трудности усвоения фактического материла, являющегося базовым компонентом
исторического образования. Без знания фактического материала невозможно формировать
навыки анализа событий и явлений с их последующим объяснением, понимания
причинно-следственных связей между явлениями истории. Эти трудности определяются
особенностью теоретического материала, а также спецификой его восприятия конкретно
каждым учащимся.
Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется
рассогласованием между необходимостью рассмотрения всех аспектов исторического
пути России, необходимого для подготовки к ЕГЭ, и недостаточной возможностью
освещения всех проблемных тем в рамках учебного предмета, а также отсутствием
достоверной информации по ряду вопросов.
Преодоление данной проблемы возможно при условии овладения обучающимися
алгоритмами работы с историческими материалами и понятиями в рамках
систематических занятий.
Цель программы:углубление, повторение и систематизация знаний учащихся по истории
через детальное рассмотрение и разносторонний анализтрудных вопросов истории
России, посредством самостоятельной исследовательской работы.

Для
достижения
практических задач:

поставленных

целей

необходимо

решение

следующих



освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и
элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом
процессе;



формирование исторического мышления – способности рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять
историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и
аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным
проблемам истории;



воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого
и неделимого многонационального государства, построенного на основах
равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во
взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и
национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны;



формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе
осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и
интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности,
раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;



овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами
исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как
основы решения исследовательских задач.



развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и
проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности
и историзма.

Обязательным
требованием
достижения
соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность
преемственности обучения;

поставленных

занятий: 1 раз в

задач

является

неделю; обеспечение

- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии
развития современных научных знаний;
- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно
закрепить полученные знания и навыки;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к
известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их
развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ,
дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы,
поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается
самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.

Содержание курса.
Курс освещает период отечественной истории с IX по XX век, содержит трудный
материал по истории России. Курс состоит из четырех частей.
Первая часть «Древняя Русь» охватывает период с 862 по 1547 гг. – время образования
Руси, ее расцвет, тяжелый период татаро-монгольского ига и собирания земель вокруг
Москвы.
Во второй части «Московская Русь. Российская империя» рассматриваются события
1547-1762гг., то есть с момента правления Иоанна IV до конца дворцовых переворотов.
Третья часть «Советская Россия» дает широкую панораму жизни страны с 1917 по
1991гг.
Четвертая часть «Российская Федерация» раскрывает период с 1991 по 2000-е гг.
Графическая форма представления содержания курса в виде взаимосвязанных блоков (или
модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.
Модуль 1 «Древняя Русь» (862 по 1547 гг.)
Тема 1. Древнерусское государство.
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Существование
древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента
истории России, Украины и Беларуси.
Тема 2. Период феодальной раздробленности.
Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Исторический выбор Александра
Невского.
Модуль 2 «Московская Русь. Российская империя» (1547-1762гг.)
Тема 1. Российское государство в правлении Ивана Грозного. Смута.
Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена. Смутное время начала
XVII в., дискуссия о его причинах. Попытки ограничения власти главы государства в
период Смуты и возможные причины неудач этих попыток.
Тема 2. Первые Романовы. Петр Великий. Дворцовые перевороты.
Присоединение Украины к России (причины и последствия). Фундаментальные
особенности социального и политического строя России (крепостное право,
самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Причины, особенности,
последствия и цена петровских преобразований. Попытки ограничения власти главы
государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.
Модуль 3 «Советская Россия» (1917 по 1991гг.)
Тема 1. Свержение монархии. Гражданская война. НЭП.
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти
большевиков и их победы в Гражданской войне. Причины свертывания нэпа, оценка
результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.
Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

Тема 2. Диктатура И.В. Сталина.
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия
И.В. Сталина. Причины репрессий. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале
Второй мировой войны. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Оценка
СССР в условиях «холодной войны».
Тема 3. После «сталинское» руководство.
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. Оценка периода правления Л.И.
Брежнева и роли диссидентского движения. Причины, последствия и оценка
«перестройки» и распада СССР.
Модуль 4 «Российская Федерация» (1991 по 2000-е гг.)
Тема 1. Период президентства Б.Н. Ельцина.
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг.
(«шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в
политических схватках 1990-х гг.
Тема 2. 2000-е годы XXI века.
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России
в 2000-е гг.
Данный курс позволит сформировать навыки систематизации теоретического
материала в графическом виде, в виде таблиц и схем, развивать у учащихся умения
самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать
навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа
помогает отрабатывать навык работы с проблемными вопросами. Значительное внимание
уделено системному изложению учебного материала. При изучении курса предполагается
использование цивилизационного, антропологического, культурологического подходов,
используемых в исторической науке.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая
учебную мотивацию.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть
на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно
участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению
самостоятельно организовать своё свободное время.
Творческие работы, используемые в системе работы, основаны на любознательности
детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная практика поможет
успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более
сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в
различных конкурсах.
Методология занятий предполагает усложнение материала от составления схем к
дополнению их теоретическим материалом, который учащиеся самостоятельно находят в
различных источниках информации (первичных, вторичных).
Методы реализации программы преподавания обусловлены его целями и задачами:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных
вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с текстами, иллюстрирование
исторических сюжетов).
2.Словесный (чтение исторических источников с последующим обсуждением и
творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под
руководством учителя).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов происходит при помощи ведения
диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к
моделированию ситуаций.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных
лекций (лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов
и др.).
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа
учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации
электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
сфере гражданского воспитания:
осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения
Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества; осознание исторического значения
конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
в сфере патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой
край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
в сфере духовно-нравственного воспитания:
личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и
развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; сформированность
нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуации
нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание
значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к

своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания
семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
в сфере эстетического воспитания:
представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и
мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание
значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества; эстетическое отношение к
миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
в сфере физического воспитания:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе
примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного
развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
в сфере трудового воспитания:
понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника
развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности
человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных
профессий; формирование интереса к различным сферам профессиональной
деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни;
в сфере экологического воспитания:
осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его
позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей природной и социальной среде;
в понимании ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте
предшествующих поколений; совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира; овладение основными
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к
осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории.
Изучение истории способствует также развитию эмоционального интеллекта школьников,
в том числе самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических
ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное
состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях);
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять

гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей; эмпатии (способность понимать другого человека, оказавшегося в
определенных обстоятельствах); социальных навыков (способность выстраивать
конструктивные отношения с другими людьми, регулировать способ выражения своих
суждений и эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения).
Метапредметные результаты освоения курса:.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный
признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели
деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные
черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения
проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владение базовыми исследовательскими действиями:
определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом
историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и
обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий
прошлого и настоящего;сравнивать события, ситуации, определяя основания для
сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный
проект и др.); объяснять сферу применения и значение проведенного учебного
исследования в современном общественном контексте;
работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники,
исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) –
извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать
виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и
значении
информации
источника (по
предложенным
или
самостоятельно
сформулированным критериям); рассматривать комплексы источников, выявляя
совпадения и различия их свидетельств; использовать средства современных
информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических
норм, требований информационной безопасности; создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации.
В сфере универсальных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и

современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть
способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в
школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров
значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения
поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое
участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;
проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы – выявлять
проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ
решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др.; владение
приемами самоконтроля – осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку
полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей; принятие себя и других – осознавать свои достижения и
слабые стороны в учении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со
сверстниками и людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при
анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку;
вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем.
Предметные:
В результате освоения курса обучающийся:
- знает особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- умеет локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события и основные
этапы отечественной истории;
- соотносит хронологию истории России и всеобщей истории;
- использует историческую карту как источник информации о границах России, об
основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий,
направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализирует информацию различных источников по отечественной истории;
- составляет описание положения и образа жизни основных социальных групп в России,
памятников материальной и художественной культуры;
- рассказывает о значительных событиях и личностях отечественной истории;
- систематизирует исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной истории;
- раскрывает характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России;
б) эволюции политического строя;

в) развития общественного движения;
г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры;
- объясняетпричины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории
(социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставляетразвитие России и других стран, сравнивает исторические ситуации и
события;
- проводит поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществляет внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризует авторство
источника, время, обстоятельства, цели его создания степень достоверности);
анализирует
историческую
информацию,
представленную
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различает в исторической информации
описания и исторические объяснения;

факты

и

мнения,

в

разных

исторические

- использует принципы причинно-следственного, структурно-функционального,
временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и
явлений.
- дает оценку событиям и личностям отечественной истории.
Тематическое планирование.
№

Наименование раздела

Количество
часов
4

ЭОР
История РФ РЭШ
ФИПИ
История РФ РЭШ
ФИПИ

1

Модуль 1 «Древняя Русь» (862 по 1547 гг.)

2

Модуль 2 «Московская Русь. Российская
империя» (1547-1762гг.)

7

3

Модуль 3 «Советская Россия» (1917 по
1991гг.)

17

История РФ РЭШ
ФИПИ

4

Модуль 4 «Российская Федерация» (1991 по
2000-е гг.)

6

История РФ РЭШ
ФИПИ

Итого

34
Поурочное планирование.

№ п/п Наименование тем

Всего
часов

Лекции Практика
1

Введение в содержание
курса «Сложные

Формы контроля

В том числе

1

Семинары
Конспект, работа
с текстом,

вопросы истории»

составление схем

2

Образование
1
Древнерусского
государства и роль
варягов в этом процессе.

3

Существование
1
древнерусской
народности и восприятие
наследия Древней Руси
как общего фундамента
истории России,
Украины и Беларуси.

4

Исторический выбор
Александра Невского.

5

Смутное время начала
1
XVII в., дискуссия о его
причинах

1

Письменная
работа

6

Попытки ограничения
власти главы
государства в период
Смуты и возможные
причины неудач этих
попыток.

1

Конспект, работа
с текстом,
составление схем

7

Присоединение Украины 1
к России (причины и
последствия).

8-9

Фундаментальные
2
особенности
социального и
политического строя
России (крепостное
право, самодержавие) в
сравнении с
государствами Западной
Европы.

10

Причины, особенности,
последствия и цена
петровских
преобразований.

11

Попытки ограничения
1
власти главы
государства в эпоху
дворцовых переворотов,
возможные причины
неудач этих попыток

Конспект, работа
с текстом,
составление схем

1

1

1

1

1

Конспект, работа
с текстом,
составление схем

1

1

2

Письменная
работа

Конспект,
сравнительная
таблица

1

1

Конспект, работа
с текстом,
составление схем

12-13 Причины, последствия и 2
оценка падения
монархии в России,
прихода к власти
большевиков и их
победы в Гражданской
войне.
14-16 Причины свертывания
3
нэпа, оценка результатов
индустриализации,
коллективизации и
преобразований в сфере
культуры

17

1

1

Письменная
работа
Участие в
семинаре

1

1

1

Конспект, работа
с текстом,
составление схем
Письменная
работа

Характер национальной 1
политики большевиков и
ее оценка.

1

18-19 Причины, последствия и 2
оценка установления
однопартийной
диктатуры и
единовластия И.В.
Сталина. Причины
репрессий.

1

1

Работа с текстом,
составление
схем.
Участие в
обсуждении

20

Оценка внешней
политики СССР
накануне и в начале
Второй мировой войны.

1

1

Конспект,
сравнительная
таблица

21

Цена победы СССР в
1
Великой Отечественной
войне.

1

Конспект,
сравнительная
таблица

22

Оценка СССР в условиях 1
«холодной войны».

1

Конспект, работа
с текстом,
составление схем

23

Причины, последствия и 1
оценка реформ Н.С.
Хрущева.

1

24-25 Оценка периода
2
правления Л.И. Брежнева
и роли диссидентского
движения.

1

26-27 Причины, последствия и 2
оценка «перестройки» и
распада СССР.

1

1

Письменная
работа
Участие в
семинаре

1

Письменная
работа

28-29 Оценка причин,
2
характера и последствий
экономических реформ
начала 1990- х гг.
(«шоковая терапия»,
методы приватизации);
причины и последствия
побед Б.Н. Ельцина в
политических схватках
1990-х гг.

1

1

Конспект, работа
с текстом,
составление
схем.

30-31 Причины, последствия и 2
оценка стабилизации
экономики и
политической системы
России в 2000-е гг.

1

1

Конспект, работа
с текстом,
составление
схем.

32-34 Итоговое занятие

1

1

3

34

9

14

Итого

Конспект, работа
с текстом,
составление
схем.
11

Учебно-методическое обеспечение курса
1. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной
дисциплине. – М., 1994.
2. Историко-культурный стандарт // URL: http://school.historians.ru/wpcontent/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf
3. Кларин Н.В. Инновации в обучении. – М., 2006.
4. Коротаева, Е.В. / Обучающие технологии в познавательной деятельности
школьников. Директор школы. 2003. №2
5. Коротаева, Е.В. / Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы
теории и практики). Екатеринбург, 1995
6. Коротаева, Е.В. / Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы
организации. Директор школы. 2002. №2.
7. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.:
Педагогическое общество России, 2001, С. 8-11.
8.

Ксензова, Г.Ю. / Оценочная деятельность учителя - М., 2001.

9. Сергеева, В.П. / Современные средства оценивания результатов обучения. - М.,
2008.
10. Баранов П.А. История: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. –М.:
АСТ, 2024. – 495 с.

11. ЕГЭ по истории. Отличный результат/сост. И.А.Артасов. – М., 2024. – 460 с. 3.
Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.:
Проспект, 2023.
12. Историко-культурный стандарт // URL:
http://school.historians.ru/wpcontent/uploads/2013/08/Историко-культурныйстандарт.pdf 5
13. Пазин Р.В. История. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь – тренажер. 1011 классы: учебное пособие. Ростов н/Д: Легион, 2017. – 224 с.
14. Рязанова Т.В. История. Работа с иллюстративным материалом: пособие для
подготовки к ЕГЭ. –Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 239 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».