Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 «Утверждаю» Директор МОУ «Беломорская СОШ№1» _______/Захаркина Е.А. Приказ № 402 от 30.08.24г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Текст. Теория и практика» по предмету «Русский язык» среднее общее образование Срок реализации 1 год Программу разработала Еремеева Т.И., учитель русского языка и литературы Беломорск, 2024 Пояснительная записка Программа элективного курса «Текст. Теория и практика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандартасреднего общего образования,ОсновнойобразовательнойпрограммысреднегообщегообразованияМОУ «Беломорская СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1». Врабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Цель изучения курса:Обеспечениеразвития коммуникативной компетенции учащихся, необходимой для личностного роста и успешной самореализации. Задачи курса: 1. Совершенствовать умение анализировать, трансформировать и интерпретировать различные тексты. 2. Использовать полученную информацию в практической деятельности. 3. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Место курса в учебном плане: Курс рассчитан на 34 часа(1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10 классауниверсального профиля. Содержание курса Текст, его основные признаки:Понятие о тексте как о результате мотивированной и целенаправленной деятельности. Признаки текста с точки зрения содержания. Признаки текста с точки зрения формы. Логико-смысловые отношения в тексте:Единицы текста.Абзац как единица текста. Строение абзаца.Способы распространения темы в абзаце. Функции абзаца. Смысловая и грамматическая связь абзацев. Функции абзацев. Текст как объект речевой деятельности. Речемыслительные необходимые для восприятия информации, заключенной в тексте. операции и действия, Фазы речевой деятельности: предтекстовые этапы работы над сочинением (фаза ориентировки, литературоведческая, выделение аспекта и предмета обсуждения, формы реализации категории информативности текста, формы реализации категории целостности текста) Информационно-смысловая переработка прочитанного текста:Сочинение как форма вторичного текста. Тема, ее разновидности: понятие, вопрос, суждение. Форма сочинения: традиционная (жанр: литературно – критическая статья в форме рассуждения). Рассуждение как особая форма речевой деятельности.Элементы содержания рассуждений. Суждение. Доказательство. Виды доказательства. Языковые нормы: синтаксические нормы и грамматические ошибки, лексические нормы и речевые ошибки. Логические ошибки. Орфографические и пунктуационные нормы. Планируемые результаты В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие результаты: Личностные: гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам. патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения. эстетического воспитания: способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. Метапредметные Базовые логические действия: - формулировать и актуализировать проблему; - устанавливать существенные признаки для классификации и сравнения, выполнять эти операции; - выявлять закономерности языковых явлений; - планировать, корректировать и оценивать работу Базовые исследовательские действия: - владеть навыками исследовательской деятельности по русскому языку Работа с информацией: - владеть навыками получения информации по заданной проблеме - создавать тексты в различных форматах. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. Предметные: К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике. Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух. Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие). Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки. Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике. Тематическое планирование Раздел Текст, его основные признаки Логико-смысловые отношения в тексте Текст как объект речевой деятельности Фазы речевой деятельности Рассуждение как особая форма речевой деятельности Количество Электронные образовательные ресурсы часов 2 Интенсив. Сочинение.ДоскаMiro/ https://miro.com/app/board/o9J_kzEAFaA=/ 4 2 6 Сочинение в формате ЕГЭ. Сайт учителя «Полигон» http://studyground.ru/course/view.php?id=6 2 Сайт 100ballnik.com https://100ballnik.com/ Информационносмысловая переработка прочитанного текста 10 Образовательные ресурсы интернета. Русский язык. https://all.alleng.me/d/rusl/rus_gia-tr.htm Языковые нормы 4 Орфографические и пунктуационные нормы. 4 34 часа Учебно-методическое обеспечение курса 1. И. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования. М.: URSS, 2019. 2. . И. Гальперин. Информативность единиц языка. М.: URSS, 2018. 3. В. Шмид. Нарратология. М.: Языки славянской культуры., 2018. 4. М. Дымарский. Проблемы текстообразования и художественный текст. М.: URSS, 2020. 5. В. Мещеряков. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М: Наука, 2015. 6. Бьюзен Т. Научи себя думать. Мн.,ООО «Попурри». 2004. 7. Учимся формулировать проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование. 8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. М. ФлинтаНаука. 2008. 9. Провоторов В.И.. Аннотирование и реферирование как методические приемы в обучении работе над специальными текстами. Курский государственный университет, 2006. 10. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие. М,Логос. 2003. 11. Вспомогательные материалы для подготовки к сочинению ЕГЭ от РУСТЬЮТОРС. 12. Интенсив. Сочинение.ДоскаMiro/ https://miro.com/app/board/o9J_kzEAFaA=/ 13. Сочинение в формате ЕГЭ. Сайт учителя «Полигон» http://studyground.ru/course/view.php?id=6 14.Сайт 100ballnik.com https://100ballnik.com/ 15 . Образовательные ресурсы интернета. Русский язык. https://all.alleng.me/d/rusl/rus_gia-tr.htm