РП ЭК Текст. Теория и практика. 10б класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена и принята
на заседании Педагогического
совета школы
Протокол № 1
от 30.08.2024

«Утверждаю»
Директор МОУ
«Беломорская СОШ№1»
_______/Захаркина Е.А.
Приказ № 402 от 30.08.24г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Текст. Теория и практика»
по предмету «Русский язык»
среднее общее образование
Срок реализации 1 год

Программу разработала
Еремеева Т.И.,
учитель русского языка и литературы

Беломорск, 2024

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Текст. Теория и практика» составлена на основе
Федерального
государственного
образовательного
стандартасреднего
общего
образования,ОсновнойобразовательнойпрограммысреднегообщегообразованияМОУ
«Беломорская СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1».
Врабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации.
Цель изучения курса:Обеспечениеразвития коммуникативной компетенции учащихся,
необходимой для личностного роста и успешной самореализации.
Задачи курса:
1. Совершенствовать умение анализировать, трансформировать и интерпретировать
различные тексты.
2. Использовать полученную информацию в практической деятельности.
3. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Место курса в учебном плане:
Курс рассчитан на 34 часа(1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10
классауниверсального профиля.

Содержание курса
Текст, его основные признаки:Понятие о тексте как о результате мотивированной и
целенаправленной деятельности. Признаки текста с точки зрения содержания. Признаки
текста с точки зрения формы.

Логико-смысловые отношения в тексте:Единицы текста.Абзац как единица текста.
Строение абзаца.Способы распространения темы в абзаце. Функции абзаца. Смысловая и
грамматическая связь абзацев. Функции абзацев.
Текст как объект речевой деятельности. Речемыслительные
необходимые для восприятия информации, заключенной в тексте.

операции и действия,

Фазы речевой деятельности: предтекстовые этапы работы над сочинением (фаза
ориентировки, литературоведческая, выделение аспекта и предмета обсуждения, формы
реализации категории информативности текста, формы реализации категории целостности
текста)
Информационно-смысловая переработка прочитанного текста:Сочинение как форма
вторичного текста. Тема, ее разновидности: понятие, вопрос, суждение. Форма сочинения:
традиционная (жанр: литературно – критическая статья в форме рассуждения).
Рассуждение
как особая форма речевой деятельности.Элементы содержания
рассуждений. Суждение. Доказательство. Виды доказательства.
Языковые нормы: синтаксические нормы и грамматические ошибки, лексические нормы
и речевые ошибки. Логические ошибки.
Орфографические и пунктуационные нормы.

Планируемые результаты
В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие результаты:
Личностные:
гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском
языке;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам.
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения.
эстетического воспитания:
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку.
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;



готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы
у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
 саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
Метапредметные
Базовые логические действия:
- формулировать и актуализировать проблему;
- устанавливать существенные признаки для классификации и сравнения, выполнять эти
операции;
- выявлять закономерности языковых явлений;

- планировать, корректировать и оценивать работу
Базовые исследовательские действия:
- владеть навыками исследовательской деятельности по русскому языку
Работа с информацией:
- владеть навыками получения информации по заданной проблеме
- создавать тексты в различных форматах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
 оценивать приобретённый опыт;
 стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;






принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение,
быть инициативным.

Предметные:
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
 Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
 Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух.
 Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
 Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения —
не менее 150 слов).
 Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв,
рецензия и другие).
 Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические,
грамматические и речевые ошибки.
 Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.
Тематическое планирование
Раздел
Текст, его основные
признаки
Логико-смысловые
отношения в тексте
Текст как объект речевой
деятельности
Фазы речевой
деятельности
Рассуждение как особая
форма речевой
деятельности

Количество
Электронные образовательные ресурсы
часов
2
Интенсив. Сочинение.ДоскаMiro/
https://miro.com/app/board/o9J_kzEAFaA=/
4
2
6

Сочинение в формате ЕГЭ. Сайт
учителя «Полигон»
http://studyground.ru/course/view.php?id=6

2

Сайт 100ballnik.com
https://100ballnik.com/

Информационносмысловая переработка
прочитанного текста

10

Образовательные ресурсы интернета.
Русский язык.
https://all.alleng.me/d/rusl/rus_gia-tr.htm

Языковые нормы

4

Орфографические и
пунктуационные нормы.

4

34 часа

Учебно-методическое обеспечение курса
1. И. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования. М.: URSS, 2019.
2. . И. Гальперин. Информативность единиц языка. М.: URSS, 2018.
3. В. Шмид. Нарратология. М.: Языки славянской культуры., 2018.
4. М. Дымарский. Проблемы текстообразования и художественный текст. М.: URSS, 2020.
5. В. Мещеряков. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М: Наука,
2015.
6. Бьюзен Т. Научи себя думать. Мн.,ООО «Попурри». 2004.
7. Учимся формулировать проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование.
8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. М. ФлинтаНаука. 2008.
9. Провоторов В.И.. Аннотирование и реферирование как методические приемы в
обучении работе над специальными текстами. Курский государственный университет,
2006.
10. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие. М,Логос. 2003.
11. Вспомогательные материалы для подготовки к сочинению ЕГЭ от РУСТЬЮТОРС.
12. Интенсив. Сочинение.ДоскаMiro/ https://miro.com/app/board/o9J_kzEAFaA=/

13. Сочинение в формате ЕГЭ. Сайт учителя «Полигон»
http://studyground.ru/course/view.php?id=6
14.Сайт 100ballnik.com https://100ballnik.com/
15 . Образовательные ресурсы интернета. Русский язык.
https://all.alleng.me/d/rusl/rus_gia-tr.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».