РП ЭК Текст.Теория и практика. 10а класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Утверждено
приказом директора
МОУ «Беломорская СОШ №1»
от «30» августа 2024 г. № 401

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Текст. Теория и практика»
по предмету «Русский язык»
среднее общее образование

Программу разработала
Медведева О.В.,
учитель русского языка и литературы

Беломорск, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Текст. Теория и практика» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ «Беломорская
СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1». В рабочей программе
учтены идеи и положения Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации.
Цель изучения курса: Обеспечение развития коммуникативной компетенции учащихся,
необходимой для личностного роста и успешной самореализации.
Задачи курса:
1. Совершенствовать умение анализировать, трансформировать и интерпретировать
различные тексты.
2. Использовать полученную информацию в практической деятельности.
3. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Место курса в учебном плане:
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10 класса
универсального профиля.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Требования к итоговому сочинению
Знакомство с требованиями к итоговому сочинению. Требование 1 – объем итогового
сочинения. Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по
требованию 1. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по
требованию 1, и пути их преодоления.
Требование 2 – самостоятельность написания сочинения. Положительные стороны
сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 2. Типичные недостатки
сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 2, и пути их преодоления.
Раздел 2. Критерии оценки итогового сочинения
Знакомство с критериями оценки итогового сочинения.
Критерий 1 – соответствие теме. Положительные стороны сочинений, выявленные при их
оценивании по критерию 1. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их
оценивании по критерию 1, и пути их преодоления.

Критерий 2 – аргументация, привлечение литературного материала. Положительные
стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2. Типичные недостатки
сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2, и пути их преодоления.
Критерий 3 – композиция и логика рассуждения. Положительные стороны сочинений,
выявленные при их оценивании по критерию 3. Типичные недостатки сочинений,
выявленные при их оценивании по критерию 3, и пути их преодоления.
Критерий 4 – качество письменной речи. Положительные стороны сочинений, выявленные
при их оценивании по критерию 4. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их
оценивании по критерию 4, и пути их преодоления.
Критерий 5 – грамотность. Положительные стороны сочинений, выявленные при их
оценивании по критерию 5. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их
оценивании по критерию 5, и пути их преодоления.
Раздел 3. Типичные ошибки выпускников в итоговом сочинении
Фактические ошибки. Непродуманная композиция, подмена рассуждения пересказом.
Непонимание темы. Подмена темы. Расширение темы до тематического направления. Слабая
аргументация. Логические ошибки. Грамматические и речевые ошибки. Употребление
клише и штампов. Невнимательность при проверке.
Раздел 5. Тренировочное итоговое сочинение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие результаты:
Личностные:
гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам.
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России;



ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения.
эстетического воспитания:
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку.
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;




совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:


самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния,
видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным
в себе;
 саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
Метапредметные
Базовые логические действия:
- формулировать и актуализировать проблему;
- устанавливать существенные признаки для классификации и сравнения, выполнять эти
операции;
- выявлять закономерности языковых явлений;
- планировать, корректировать и оценивать работу
Базовые исследовательские действия:
- владеть навыками исследовательской деятельности по русскому языку
Работа с информацией:
- владеть навыками получения информации по заданной проблеме
- создавать тексты в различных форматах.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:


осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;





пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:








самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия
себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:






давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы
рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:




понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;



оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.



Предметные:










вести аналитическую работу с чужим и собственным текстом: определять
коммуникативную задачу (главную информацию, тему и микротемы, логику и
композиционный замысел), результаты воздействия текста на человека; выявлять
способы создания текста и путь от мысли к словесному воплощению;
характеризовать стилевое и жанровое своеобразие текста;
применять знания о нормах русского литературного языка в речевой практике;
владеть навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владеть умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;
знать содержание произведений русской и мировой литературы;
выявлять в текстах художественной литературы образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных письменных
высказываниях;
владеть навыками
анализа
художественных
произведений
в
единстве
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по курсу составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Раздел

Количество ЭОР
часов

Требования к итоговому сочинению

2

Критерии оценки итогового сочинения

5

Текст. Теория.

9

Текст. Практика.

9

Типичные ошибки выпускников в
итоговом сочинении

3

Тренировочное итоговое сочинение

6

Итого:

34

https://fipi.ru/otkrytyy-bankotsenochnykh-sredstv-porusskomu-yazyku
https://100ballnik.com/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. И. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования. М.: URSS, 2019.

2. И. Гальперин. Информативность единиц языка. М.: URSS, 2018.
3. В. Шмид. Нарратология. М.: Языки славянской культуры., 2018.
4. М. Дымарский. Проблемы текстообразования и художественный текст. М.: URSS, 2020.
5. В. Мещеряков. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М: Наука,
2015.
6. Бьюзен Т. Научи себя думать. Мн.,ООО «Попурри». 2004.
7. Учимся формулировать проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование.
8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. М. Флинта- Наука.
2008.
9. Провоторов В.И. Аннотирование и реферирование как методические приемы в обучении
работе над специальными текстами. Курский государственный университет, 2006.
10. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие. М,Логос. 2003.
11. Вспомогательные материалы для подготовки к сочинению ЕГЭ от РУСТЬЮТОРС.

12.Сайт 100ballnik.comhttps://100ballnik.com/
13. Образовательные ресурсы интернета. Русский язык.
https://all.alleng.me/d/rusl/rus_gia-tr.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».