Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. Утверждено приказом директора МОУ «Беломорская СОШ №1» от «30» августа 2024 г. № 401 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Текст. Теория и практика» по предмету «Русский язык» среднее общее образование Программу разработала Медведева О.В., учитель русского языка и литературы Беломорск, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Текст. Теория и практика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ «Беломорская СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1». В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Цель изучения курса: Обеспечение развития коммуникативной компетенции учащихся, необходимой для личностного роста и успешной самореализации. Задачи курса: 1. Совершенствовать умение анализировать, трансформировать и интерпретировать различные тексты. 2. Использовать полученную информацию в практической деятельности. 3. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Место курса в учебном плане: Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10 класса универсального профиля. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Требования к итоговому сочинению Знакомство с требованиями к итоговому сочинению. Требование 1 – объем итогового сочинения. Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 1. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 1, и пути их преодоления. Требование 2 – самостоятельность написания сочинения. Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 2. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по требованию 2, и пути их преодоления. Раздел 2. Критерии оценки итогового сочинения Знакомство с критериями оценки итогового сочинения. Критерий 1 – соответствие теме. Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 1. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 1, и пути их преодоления. Критерий 2 – аргументация, привлечение литературного материала. Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 2, и пути их преодоления. Критерий 3 – композиция и логика рассуждения. Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 3. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 3, и пути их преодоления. Критерий 4 – качество письменной речи. Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 4. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 4, и пути их преодоления. Критерий 5 – грамотность. Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 5. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 5, и пути их преодоления. Раздел 3. Типичные ошибки выпускников в итоговом сочинении Фактические ошибки. Непродуманная композиция, подмена рассуждения пересказом. Непонимание темы. Подмена темы. Расширение темы до тематического направления. Слабая аргументация. Логические ошибки. Грамматические и речевые ошибки. Употребление клише и штампов. Невнимательность при проверке. Раздел 5. Тренировочное итоговое сочинение ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие результаты: Личностные: гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам. патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения. эстетического воспитания: способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. Метапредметные Базовые логические действия: - формулировать и актуализировать проблему; - устанавливать существенные признаки для классификации и сравнения, выполнять эти операции; - выявлять закономерности языковых явлений; - планировать, корректировать и оценивать работу Базовые исследовательские действия: - владеть навыками исследовательской деятельности по русскому языку Работа с информацией: - владеть навыками получения информации по заданной проблеме - создавать тексты в различных форматах. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. Предметные: вести аналитическую работу с чужим и собственным текстом: определять коммуникативную задачу (главную информацию, тему и микротемы, логику и композиционный замысел), результаты воздействия текста на человека; выявлять способы создания текста и путь от мысли к словесному воплощению; характеризовать стилевое и жанровое своеобразие текста; применять знания о нормах русского литературного языка в речевой практике; владеть навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владеть умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров; знать содержание произведений русской и мировой литературы; выявлять в текстах художественной литературы образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных письменных высказываниях; владеть навыками анализа художественных произведений в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование по курсу составлено с учетом рабочей программы воспитания. Раздел Количество ЭОР часов Требования к итоговому сочинению 2 Критерии оценки итогового сочинения 5 Текст. Теория. 9 Текст. Практика. 9 Типичные ошибки выпускников в итоговом сочинении 3 Тренировочное итоговое сочинение 6 Итого: 34 https://fipi.ru/otkrytyy-bankotsenochnykh-sredstv-porusskomu-yazyku https://100ballnik.com/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1. И. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования. М.: URSS, 2019. 2. И. Гальперин. Информативность единиц языка. М.: URSS, 2018. 3. В. Шмид. Нарратология. М.: Языки славянской культуры., 2018. 4. М. Дымарский. Проблемы текстообразования и художественный текст. М.: URSS, 2020. 5. В. Мещеряков. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. М: Наука, 2015. 6. Бьюзен Т. Научи себя думать. Мн.,ООО «Попурри». 2004. 7. Учимся формулировать проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование. 8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. М. Флинта- Наука. 2008. 9. Провоторов В.И. Аннотирование и реферирование как методические приемы в обучении работе над специальными текстами. Курский государственный университет, 2006. 10. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие. М,Логос. 2003. 11. Вспомогательные материалы для подготовки к сочинению ЕГЭ от РУСТЬЮТОРС. 12.Сайт 100ballnik.comhttps://100ballnik.com/ 13. Образовательные ресурсы интернета. Русский язык. https://all.alleng.me/d/rusl/rus_gia-tr.htm