Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. Утверждено приказом директора МОУ «Беломорская СОШ №1» от «30» августа 2024 г. № 402 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматы» начальное общее образование срок реализации программы: 1 год Программу составила: Мамаева Н.В., учитель начальных классов г. Беломорск, 2024 Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа учитывает возрастные, учебные и психологические особенности младшего школьника, Программу воспитанияМОУ «Беломорская СОШ №1». Программа разработанана основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы - школе» и модифицирует данную программу(И.Г. Сухина «Шахматы» первый год, Обнинск, «Духовное возрождение», 1999г.). Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервноэмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы. Достигаются указанные цели через решение следующих задач: o познакомить с историей шахмат, o дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения. o привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом, o научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно, o научить уважать соперника, o развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности, o ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире. Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей 7-9 лет. Программа предусматривает 34 часапо 1 часу в неделю. Содержание курса I. Шахматная доска. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. II. Шахматные фигуры. Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). III. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило “Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. V. Цель шахматной партии. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила. VI. Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии. Содержание курса I. Шахматная доска. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. II. Шахматные фигуры. Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). III. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило “Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. V. Цель шахматной партии. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила. VI. Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии. Основные формы и методы работы: 1. 2. 3. 4. 5. Практическая игра. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. Участие в турнирах и соревнованиях. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Планируемые результаты освоения учащимися программы. Предметные результаты К концу 1 года обучения учащиеся должны: • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая), шах, мат, пат, ничья; • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры. • знать шахматные правила FIDE; • знать обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; • знать ценность шахматных фигур. • знать принципы игры в дебюте, основные тактические приемы; • владеть терминами дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. • иметь представление о некоторых дебютах (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.). • знать правила игры в миттельшпиле; • правильно разыгрывать дебют; • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие; • проводить элементарно анализ позиции; • составлять простейший план игры; • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации; • • • • • • • • • • • • • • • точно разыгрывать простейшие окончания; пользоваться шахматными часами; ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса; правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию; различать горизонталь, вертикаль и диагональ; рокировать; объявлять шах, мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. правильно вести себя за доской; записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей. грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические приемы; точно разыгрывать простейшие окончания. Личностные результаты: 1) патриотического воспитания: • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; 3) эстетического воспитания: • формированиечувствапрекрасногоиэстетическогочувстванаосновезнакомствас мировой и отечественной шахматной культурой; • формированиеосновшахматнойкультуры; 4) ценности научного познания: • ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; • приоритетность знания, установления истины; • самопознание как ценность • интерес к чтению, к ведению диалога, потребность в чтении; 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • пониманиенеобходимостиличногоучастиявформированиисобственн ого здоровья; • пониманиеосновныхпринциповкультурыбезопасного,здоровогообразажизни; 6) трудового воспитания: • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; • наличиемотивацииктворческомутруду,работена результат; • готовностьиспособностьксаморазвитиюисамообучению; 7) экологического воспитания: • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и природы. Метапредметные результаты: В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: • умение спомощью педагога и самостоятельновыделять,иформулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; • овладениеспособомструктурированияшахматныхзнаний; • овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; • умениесовместнос учителемсамостоятельноставитьиформулировать • проблему,самостоятельносоздаватьалгоритмыдеятельностиприрешениипроблемы творческого или поискового характера; • овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; • умениестроитьлогическиецепирассуждений; • умениеанализироватьрезультатсвоих действий; базовые исследовательские действия: • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; • умениеустанавливатьпричинно–следственныесвязи; • умениелогическирассуждать,просчитыватьсвоидействия,предвидеть реакциюсоперника,сравнивать,развиватьконцентрациювнимания,умениенаходить нестандартные решения. работа с информацией: • выбирать источник получения информации; • овладениеспособомпоисканеобходимойинформации; • извлекать информацию, представленную в разных формах; • умениевоспроизводитьпопамятьинформацию; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; КоммуникативныеУУД: - находитькомпромиссыиобщиерешения,разрешатьконфликтынаоснове согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию,обсуждатьсодержаниеирезультатысовместнойдеятельности; - умениедонестисвоюпозициюдо других; - уменияучитыватьпозициюпартнера(собеседника),организовыватьи осуществлятьсотрудничествоикооперациюсучителемисверстниками,адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельностивречи. РегулятивныеУУД: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - способностьприниматьисохранятьучебнуюцельизадачу,планироватьее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. КоммуникативныеУУД: - находитькомпромиссыиобщиерешения,разрешатьконфликтынаоснове согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию,обсуждатьсодержаниеирезультатысовместнойдеятельности; - умениедонестисвоюпозициюдо других; - уменияучитыватьпозициюпартнера(собеседника),организовыватьи осуществлятьсотрудничествоикооперациюсучителемисверстниками,адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельностивречи. РегулятивныеУУД: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - способностьприниматьисохранятьучебнуюцельизадачу,планироватьее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Формы контроля Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио Тематическое планирование. № п/п I. II. III. IV. V. VI. Наименование разделов и тем Шахматная доска. Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. Ходы и взятие фигур. Цель шахматной партии. Игра всеми фигурами из начального положения. Количество часов ЭОР 4 2 1 17 6 4 https://chessway.ru /video/ 34 ч. Методическое и материально-техническое обеспечение программы. На занятиях используются: • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука; • шахматные часы – 2 штуки; • словарь шахматных терминов; • комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук. Методическое обеспечение Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969. 5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984. 6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991. 7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980. 8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986. 9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985. 10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990. 11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986. 12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983. 13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990. 14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992. 15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987. 16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984. 17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986. 18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980. 19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960. 20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984. 21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002. 22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994. 23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991; 24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991; 25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997. 26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. 27. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999. 28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. 29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999. 30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. 31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981. 32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979. 33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986. 34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990. 35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976. 36. Шахматные видеоуроки . https://chessway.ru/video/ 1. 2. 3. 4. Тематическое планирование № Раздел, тема занятия 1 Вводное занятие. 2 Шахматная доска. Планируемые результаты Личностные Предметные Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Ориентироваться на становление гуманистических ценностей. Формировать Социальноориентированный взгляд на мир. Метапредметные /УУД/ Коммуникативн Познавательные ые Чтение дидактической Осваивать Активно сказки "Удивительные начальные формы использовать приключения шахматной познавательной и речевые средства доски". Знакомство с личностной в процессе шахматной доской. рефлексии. общения с Белые и черные поля. Учится использовать товарищами во Чередование белых и знаковремя занятий в черных полей на символические кружке. шахматной доске. средства Учится слушать Шахматная доска и представления собеседника, шахматные поля информации. напарника по игре квадратные. быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения. Расположение доски Умение осознано Постановка между партнерами. строить речевое вопросов; Горизонтальная линия. высказывание в Умение выражать Количество полей в устной форме; свои мысли полно горизонтали. Количество Выделение и точно; горизонталей на доске. познавательной Разрешение Вертикальная линия. цели; конфликтов. Количество полей в Выбор наиболее Управление вертикали. Количество эффективного действиями вертикалей на доске. способа решения; партнера( оценка, Чередование белых и коррекция) Регулятивные Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролировать свои действия. Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. Целеполагание; Волевая саморегуляция Прогнозирование уровня усвоения Оценка; Коррекция. 3 Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Диагонали 4 Шахматная доска. Центр шахматной доски. Развитие любознательности и сообразительности; -развитие целеустремлённост и, внимательности, умения контролировать свои действия; 5 Шахматные фигуры. Белые фигуры. Черные фигуры. Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Ориентироваться на становление 6 черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль". Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе. Формировать умение контролировать свои действия. Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и гуманистических ценностей. 7 8 9 10 Начальное положение. Расположение каждой из фигур в начальном положении. Формировать Социальноориентированный взгляд на мир. Формировать уважительное отношение К иному мнению и культуре других народов. Связь между Учиться понимать горизонталям свою социальную и, роль развивать вертикалями, самостоятельность диагоналями и и начальной ответственность. расстановкой фигур. Ладья. Развивать навыки Ход ладьи. сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям. шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая". Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). кружке. осуществления поставленных задач. Формировать умение контролировать свои действия. Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения. Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция). Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролировать свои действия. 11 12 13 Слон. Развитие Ход слона, любознательности и взятие. сообразительности; Развитие целеустремлённост и, внимательности, умения контролировать свои действия; Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Ладья против Определять и выск слона. азывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-матах) учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта. Участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. Организация своего рабочего места для игры Термин «стоять под боем». Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности". Развитие внимания, наблюдательности. Ответы на вопросы учителя, одноклассников организация рабочего места под руководством учителя. 14 15 Ферзь. Ход ферзя 16 Ферзь против ладьи и слона. Ферзь против ладьи и слона. Практическое занятие. 17 18 19 Конь. Конь. Практическое занятие. Развитие любознательности и сообразительности; Развитие целеустремлённост Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности" . Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролировать свои действия. Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами. Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция). Целеполагание; Волевая саморегуляция Прогнозирование уровня усвоения Оценка; Коррекция. Построение логической цепочки рассуждений. Участие в диалоге, умение слушать и понимать партнера по игре. Определять и форму лировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. 20 21 22 23 и, внимательности, умения контролировать свои действия. Конь против Определять и выск ферзя, ладьи, азывать простые и слона. общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы Пешка. и педагога, как поступить. "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности". Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Проговаривать после довательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Учится использовать знакосимволические средства представления информации. Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-матах) учиться работать в Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы Практическое занятие. 24 25 Король. Развитие любознательности и Король против других сообразительности; Развитие фигур. целеустремлённост и, внимательности, умения контролировать свои действия. 26 Шах. 27 Шах. Практическое занятие 28 29 Мат. Мат. Практическое занятие. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Определять и выск азывать простые и общие для всех людей правила Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения). Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа). Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Мат в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта. конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция). решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролировать свои действия. Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте(шах-матах) учиться работать в информацион-ной среде по поиску данных изучаемого объекта. Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролировать свои действия. Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция). Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате Учится слушать собеседника, напар-ника по игре быть Находить способы решения и осуществления поставленных задач. 30 31 32 33 34 поведения при сотрудничестве (этические нормы); один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). совместной работы всей команды. Определять и выск азывать простые и общие для всех Рокировка. людей правила Шахматная поведения при партия. сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие Цель для всех простые шахматной правила партии Игра всеми поведения, делать фигурами из выбор, при поддержке других начального участников группы положения и педагога, как поступить. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Правила рокировки. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Прогнозирование результата игры; Находить и выбирать рациональный способ решения шахматных задач, пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий; Моделировать изученные шахматные зависимости. Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями. Ничья. Пат. сдержанным, выслу-шивать замечания и мнение других лю-дей, излагать и аргументировать свою точку зрения. Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий в кружке. Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения. Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Формировать умение контро-лировать свои действия. Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролировать свои действия. Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. Приложение 1. Дидактические игры и игровые задания. “Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками). “Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. “Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски. “Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана. “Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. “Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”. “Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана. “Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма). “Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту. “Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”. “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. “Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. “Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. “Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать. “Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. “Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). “Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их. “Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. “Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур. “Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. “Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника. “Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. “Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. “Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем. “Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. “Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. Примечание.Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. “Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд. Приложение 2. Дидактические задания. “Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход. “Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. “Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько). “Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить. “Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы. “Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. “Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра. “Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. “Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. “Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки. “Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом. “Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода. “Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода. “Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру. “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. “Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи. “Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение. “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. “Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей. “Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт. “Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых. “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода. “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.