Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 «Утверждаю» директор МОУ «Беломорская СОШ №1» _______ /Е.А. Захаркина/ Приказ № 402 от « 30» августа 2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Подвижные игры» начальное общее образование срок реализации программы: 1 год Программу составила: Иванова О.И., воспитатель г. Беломорск, 2024 год Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа учитывает возрастные, учебные и психологические особенности младшего школьника, Программу воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1». Данная программа служит для организации внеурочной деятельности обучающихся 1 класса и рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 40 минут. Занятия проводятся в спортивном зале, на улице. Актуальность данной программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших задач физического воспитания. Практическая значимость программы «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках. Цель программы сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и укрепление здоровья средством подвижной игры. Задачи программы Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни; Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий; Расширение кругозора младших школьников. Развитие познавательного интереса к народным играм, включение их в познавательную деятельность; Развитие активности, самостоятельности, ответственности; Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния; Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности. Воспитание чувства коллективизма; Формирование установки на здоровый образ жизни; Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям. Содержание программы. Игры с бегом (6 часов). Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. Практические занятия: Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками. Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы». Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и пчёлы». Игра «У медведя во бору». Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Второй лишний». Игра «Краски». Упражнения с предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси – лебеди». Комплекс ОРУ в движении. Игра ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы». Комплекс ОРУ с предметами. Игра» «Третий лишний». Игра «Шишки, жёлуди, орехи». Игры с мячом (5 часов) Теория. История возникновения игр с мячом. Практические занятия: Совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу». Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели». Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей». Броски и ловля мяча. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель». Игра с прыжками (5 часов). Теория. Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам. Практические занятия: Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки». Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра «Удочка».Игра «Лягушата и цапля». Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало». Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли». Игры малой подвижности (5 часов). Теория. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы. Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета. Практические занятия: Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Красный, зелёный». Игра «Альпинисты». Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Разведчики». Игра «Поезд». Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Летает – не летает». Игра «Копна – тропинка – кочки». Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка. Игра «Построение в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг». Зимние забавы (4 часов). Теория. Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении. Практические занятия: Игра «Скатывание шаров». Игра «Гонки снежных комов». Игра «Клуб ледяных инженеров». Игра «Мяч из круга». Игра «Гонка с шайбами». Игра «Черепахи». Эстафеты (4 часов). Теория. Знакомство травматизма. с правилами проведения эстафет. Профилактика детского Практические занятия: Беговая эстафеты. Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками) Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия. Народные игры (5 часов) Теория. Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей. Практические занятия: Разучивание народных игр. Игра «Калин – бан -ба» Разучивание народных игр. Игра «Чижик» Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота» Формы занятий: Ведущей формой организации обучения является групповая. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам: смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях; смена личностных интересов и запросов учащихся. Виды деятельности: игровая, познавательная. Планируемые результаты освоения программы. Личностные результаты Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются: Устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Подвижные игры способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций, укреплению здоровья; Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. В сфере гражданского и духовно-нравственного воспитания: Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; В сфере формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: умение выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия: находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных; устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта; сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки; выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения; высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья; управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других обучающихся и учителя; обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей. Регулятивные универсальные учебные действия: выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки; определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий во время занятия; учиться работать по определенному алгоритму выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств; проявлять уважительное отношение к участникам совместнойигровой и соревновательной деятельности. Тематическое планирование № П/П 1 Тема занятия 2 Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с 1 рифмованными строчками. Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы». 3 Комплекс ОРУ в движении «Мишка на 1 прогулке». Игра «Медведи и пчёлы». Игра «У медведя во бору». https://www.fizkultura.ru/mobile_game 4 Комплекс ОРУ в колонне по одному в 11 движении. Игра «Второй https://www.fizkultura.ru/mobile_game 5 лишний». Игра «Краски». Комплекс ОРУ в движении. Игра 1 ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы». https://www.fizkultura.ru/mobile_game 6 Комплекс ОРУ с предметами. «Третий лишний». Игра https://www.fizkultura.ru/mobile_game 7 Количество часов Правила безопасного поведения в местах 1 проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни. «Шишки, жёлуди, орехи». История возникновения игр с мячом. Игра» 1 1 ЭОР 8 Совершенствование движений. Перекаты мяча. координации 1 9 Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу». Развитие глазомера и чувства расстояния. 1 Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели». 10 Укрепление основных мышечных групп; 1 мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей». 11 Обучение бросанию, метанию и ловле мяча 1 в игре. Игра «Мяч 12 https://www.fizkultura.ru/mobile_game https://www.fizkultura.ru/mobile_game https://www.fizkultura.ru/mobile_game соседу». Игра «Подвижная цель». Профилактика детского травматизма. 1 Знакомство с правилами дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам. 13 Комплекс ОРУ «Скакалочка». «Прыгающие воробышки». Игра 1 14 Комплекс упражнений с длинной скакалкой 1 «Верёвочка». Игра https://www.fizkultura.ru/mobile_game 15 «Удочка». Игра «Лягушата и цапля». Комплекс ОРУ с короткими скакалками 1 «Солнышко». Игра https://www.fizkultura.ru/mobile_game 16 «Зеркало». Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». 1 Игра «Выше ножки от земли». https://www.fizkultura.ru/mobile_game 17 Правильная осанка и её значение для 1 здоровья и хорошей учёбы. Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета. 18 Комплекс специальных упражнений 1 «Ровная спина». Игра «Красный, зелёный». https://www.fizkultura.ru/mobile_game Игра «Альпинисты». 19 Комплекс упражнений с мешочками. Игра 1 «Разведчики». Игра «Поезд». 20 Упражнения для исправления нарушений 1 осанки и плоскостопия. 21 Гимнастические построения, размыкания, 1 фигурная маршировка. 22 https://www.fizkultura.ru/mobile_game Игра «Построение в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг». Закаливание и его влияние на организм. 1 Первая помощь при обморожении. 23 Игра «Скатывание шаров». Игра «Гонки 1 снежных комов». 24 Игра «Клуб ледяных «Мяч из круга». 25 Игра «Гонка с шайбами». Игра «Черепахи». 26 Знакомство с правилами эстафет. Профилактика травматизма. 27 Беговая эстафеты. 28 Эстафета с предметами (мячами, обручами, 1 скакалками) 29 Эстафеты на развитие статистического и 1 динамического равновесия 30 Народные игры – основа игровой культуры. 1 Роль и место игры в 31 https://www.fizkultura.ru/mobile_game https://www.fizkultura.ru/mobile_game инженеров».Игра 1 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game проведения 1 детского 1 жизни людей. Разучивание народных игр. Игра «Калин – 1 https://www.fizkult- бан -ба» ura.ru/mobile_game 32 Разучивание народных игр. Игра «Чижик» 1 https://www.fizkultura.ru/mobile_game 33 Разучивание народных игр. Игра «Золотые 1 ворота» https://www.fizkultura.ru/mobile_game Учебно – методическое обеспечение программы. 1. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы». Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.61с. – Стандарты второго поколения. 2. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с. 3. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с. Сайт Физкульт. Ура https://www.fizkult-ura.ru/mobile_game Список литературы: 1. Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г. 2. Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.: Просвещение, 1989г. 3. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г. 4. «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г 5. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г 6. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г 7. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс, 2006 г 8. Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские традиционные игры» Великий Новгород, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Визит», 1999 г