РП ВД Умелые ручки

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена и принята
на заседании Педагогического
совета школы
Протокол № 1 от 30.08.2024

«Утверждаю»
директор МОУ
«Беломорская СОШ №1»
_______ /Е.А. Захаркина/
Приказ № 402
от « 30» августа 2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умелые ручки»
начальное общее образование
срок реализации программы: 1 год

Программу составила:
Ремизова Р.М.,
библиотекарь

г. Беломорск, 2024 г.
0

1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего
образования. Программа учитывает возрастные, учебные и психологические особенности
младшего школьника, Программу воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1».
Рабочая программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 3-4- х классов,
1 час в неделю, всего – 34 часа.
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать
их не только удобными для пользования, но и красивыми. Занятия художественным
творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они
способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс
формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети
получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание чтото создавать своими руками. Особенностью данной программы является реализация
педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться –
самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа
обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Занятия позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание,
рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и
бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно –
прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие
инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься
декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть
включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит
из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки
материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца,
следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и
аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое
внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных
видах художественно-эстетической деятельности.
Цель: раскрытие и развитие потенциальных художественных способностей ребенка,
эстетического вкуса, удовлетворение потребностей детей в практической деятельности,
адаптированной к социуму, осуществляемой по законам красоты; воспитание творческой,
1

активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желание
трудиться.
Задачи:
- формировать представления о необходимости труда в жизни людей и потребности
трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что все необходимое для жизни,
деятельности отдыха человека создается трудом самого же человека.
- расширять и обогащать практический опыт детей;
- воспитывать уважительное отношение к людям труда и результату их трудовой
деятельности;
- формировать способы познания окружающего через изучение конструкций изделий,
основных свойств материалов, принципов действия инструментов;
- формировать практические умения в процессе обучения и воспитывать привычки
точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
- воспитывать трудолюбие, вырабатывать терпение, усидчивость, сосредоточенность,
формировать потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умение распределять
трудовые задания между собой;
- формирование любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти
(образной, эмоциональной, двигательной (моторной), словесно-логической), развитие
фантазии, воображения, творческого и художественного мышления;
- формировать художественно-образное мышление как основы развития творческой
личности;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений
и генерирования идей.
2. Содержание программы.
2.1 Вводное занятие «Виды ДПИ» (1ч.)
2.2 Раздел «Бумажные грани» (7 ч.)
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности.
Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага.
Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов
при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму,
которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а
так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
- Вводное занятие. Материалы и технологии. (1ч.)
2

-Ознакомление с планом работы. Инструктаж по технике безопасности (1ч.)
- Заготовка деталей для поделки (2 ч.)
- Сборка изделия (2 ч.)
- Декор изделия (1 ч.)
Материалы: лотки из-под яиц, ножницы, гуашь, кисть, игла, нить, бусины.
2.3 Раздел «Новогодний интерьер» (8 ч.)
Хендмейд-украшения — это не только возможность сэкономить, но и отличный повод
проявить фантазию, сделав интерьер уникальным. Ведь праздничное настроение будет
совсем иным, если наполнить дом не стандартными аксессуарами из масс-маркета, а
изделиями,
в
которые
мы
вложили
душу.
Изящное новогоднее украшение можно сделать из обычной ветки. Покрасить ее
серебряной краской, повесить на ветку елочные игрушки и сказочная атмосфера
гарантирована. Украшать елочными шариками можно не только новогоднее дерево: на
окнах или люстре они будут смотреться ничуть не хуже.
- Вводное занятие. Материалы и технологии. (1ч.)
-Ознакомление с планом работы. Повторение техники безопасности (1ч.)
- Покраска заготовок (1 ч.)
- Сборка (5 ч.)
Материалы: сухая ветка, акриловая белая краска, элементы для новогоднего декора.
2.4 Раздел «Работа с тканью» (10 ч.)
В процессе работы с тканью у детей развивается моторика пальцев рук, точность
движений, навыки работы с различными по структуре и свойствам видами тканей.
Организовывая работу с тканью, используя различные технологии. Изготовление
тканевых кукол. Для изготовления используется ткань. Для перевязывания деталей
используются любые нитки, а для набивания кукол может использоваться вата или
синтепон. Для украшения куклы - ленты, кружева бисер, бусины и т.д.
- Инструктаж по технике безопасности при ручном шитье (1 ч.)
- Знакомство (практическое) с видами швов «через край», «петельный шов», «назад
иголка» (1 ч.)
- Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) (2 ч.)
- Знакомство и шитье мягкой игрушки (6 ч.)
Материалы: ткань, наполнитель, нитки, тесьма, пряжа.
3

2.5 Раздел «Лепка из соленого теста» (8 ч.)
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребенку лепка? Лепка является одним из
самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных
материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Тесто –
хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически
чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и
раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно
увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря
этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои
достижения.
- Знакомство детей с технологиями изготовления изделий из солёного теста
(стилизованные фигурки, панно, подвесы). Инструктаж по технике безопасности при
работе с соленым тестом (1 ч.)
- Заготовка шаблонов (1ч.)
- Замешивание массы для лепки (1 ч.)
- Лепка (4ч.)
- Роспись (1ч.)
2. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты.
В результате освоения программы у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
В сфере патриотического воспитания
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов;
В сфере гражданского и духовно-нравственного воспитания:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
В сфере экологического воспитания:
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное
отношение к сохранению окружающей среды;
В сфере эстетического воспитания:
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты
форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной
культуры;
В сфере трудового воспитания:
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
4

творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
Метапредметные результаты.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:

ориентироваться в терминах, используемых в технологии,
использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);

осуществлять анализ предложенных образцов с выделением
существенных и несущественных признаков;

выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, а также графически представленной в схеме, таблице;

определять способы доработки конструкций с учётом предложенных
условий;

классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение,
способ сборки);

читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;

восстанавливать нарушенную последовательность выполнения
изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией:
 анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
 на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
 использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством
учителя.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
 вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения
и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их
излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
 строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
 объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.

5

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
 рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
 выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
 планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
 устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых
результатов;
 выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок;
 проявлять волевуюсаморегуляцию при выполнении работы.


У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
 организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя
(лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;
 проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и
пожелания, оказывать при необходимости помощь;
 понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического
воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной
деятельности.
Предметные результаты.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:










Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое
мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные
интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами
и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных
материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться
со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать
различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
6



Достичь оптимального для каждого уровня развития;
4. Тематическое планирование

№ п/п

1.

2

3

1.

2.

3.

4.

1.

Тема занятия

Характеристика видов
деятельности
обучающихся
Раздел «Бумажные грани»
Вводное
1
Ознакомятся с разными
занятие
видами декоративно«виды
прикладного искусства
декоративноприкладного
искусства»
Ознакомление 1
Ознакомятся с планом
с планом
предстоящей работы,
работы.
инструктаж по технике
Повторение
безопасности при
техники
работе с колющебезопасности
режущими
инструментами
Создание
4
Практикум. Научатся
поделки из
создавать поделку из
бумаги
бумаги с сочетанием
других материалов для
творчества.
Раздел «Новогодний интерьер»
Вводное занятие
«интерьерный
декор своими
руками»
Ознакомление с
планом работы.
Повторение
техники
безопасности
Подготовка
элементов
для
создания
новогоднего
декора
Сборка изделия

Кол-во
час

1

Ознакомление с видами
интерьерного декора своими
руками.

1

Ознакомятся с планом
предстоящей работы,
повторят технику
безопасности при работе с
горячим клеем.
Научатся сочетать разные
материалы , подбирать
цветовую гамму.

2

Научатся работать с горячим
клеем.
Раздел « Работа с тканью»
4

Инструктаж по
1
технике
безопасности при
ручном шитье

Ознакомятся с планом
предстоящей работы,
инструктаж по технике
безопасности при работе с
колюще-режущими
инструментами
7

ЭОР

https://resh.edu.ru

https://usamodelkina.ru/
http://adalin.mospsy.ru

https://usamodelkina.ru/
http://adalin.mospsy.ru

https://usamodelkina.ru/
http://adalin.mospsy.ru

2.

3.

4.

1.

2.

Знакомство
1
познакомятся
с
(практическое) с
простейшими операциями со
видами
швов
швейной иголкой;
«через
край»,
«петельный
шов»,
«назад
иголка»
Изготовление
2
В ходе работы научатся
салфетки с
делать бахрому на краях
бахромой (по
салфетки
и
вышьют
образцу)
несложный рисунок.
Знакомство и
6
Научатся
шить
куклушитье мягкой
примитива
игрушки
Раздел «Лепка из соленого теста»
Знакомство детей 1
с технологиями
изготовления
изделий
из
солёного
теста
(стилизованные
фигурки, панно,
подвесы).
Инструктаж
по
технике
безопасности при
работе с соленым
тестом
Заготовка
1
шаблонов

3.

Замешивание
массы для лепки

1

4.

Лепка

4

5.

Роспись
готового изделия

1

https://usamodelkina.ru/
http://adalin.mospsy.ru

https://usamodelkina.ru/
http://adalin.mospsy.ru

Познакомятся с технологией
изготовления изделий из
соленого теста. Узнают как
правильно
пользоваться
различными инструментами
по назначению.

Нарисуют и вырежут их
картона шаблоны деталей
будущего изделия
Научатся замешивать массу
для
лепки
по
определенному рецепту.
на основе
полученных
знаний научатся лепить
различные
изделия
из
солёного теста
Распишут готовое изделие
по своему видению.

8

https://usamodelkina.ru/
http://adalin.mospsy.ru

https://usamodelkina.ru/
http://adalin.mospsy.ru

Учебно – методическое обеспечение программы.
1. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2.Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
3. Т.Н. Проснякова Уроки мастерства. 3 класс в 2-х частях, М.: Издательство «Учебная
литература», 2010 г. – 62 с.
4. М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997 г.
– 203 с.
5.Л. Арсеньтьева Лучшие оригами. 250 оригинальных моделей. М.: Рипол классик дом
XXI век – 2009 г. – 189 с.XXI век – 200 г. – 160 с
6. Зимина Н. В. Шедевры из солёного теста. М.: ООО ТД Мир книги, 2009. -190 с
https://resh.edu.ru
https://usamodelkina.ru/
http://adalin.mospsy.ru

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».