Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № 1 от 30.08.2024 «Утверждаю» Директор МОУ «Беломорская СОШ№1» ________/Захаркина Е.А. Приказ № 402 от 30.08.24 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Обучение для будущего» среднее общее образование срок реализации 1 год Программу разработала Ульянова Н.В., учитель технологии Беломорск, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Обучение для будущего» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ «Беломорская СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1», Положения об индивидуальном проекте обучающихся МОУ «Беломорская СОШ №1». Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (элективный «Обучение для будущего») и планом внеурочной деятельности, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Задачами выполнения обучающимися индивидуального проекта являются формирование: навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; - способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Основной формой организации учебного процесса при изучении элективного курса «Обучение для будущего» является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса для выполнения индивидуального проекта используется система внеурочной деятельности, консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения обучающихся направлена на: - создание оптимальных условий обучения и выполнения индивидуального проекта; -исключение психотравмирующих факторов; - сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; - развитие положительной мотивации к освоению программы и выполнению индивидуального проекта; - развитие индивидуальности и одарённости каждого ребенка. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных научных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; изучение и анализ литературных и исторических источников, соблюдение норм и правил поведения в лабораториях, в библиотеках, Интернет, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию системнодеятельностного, и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для духовно-нравственного развития человека, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, был способным к творчеству и ответственным за всё происходящее в мире. Достичь подобного результата можно лишь при помощи развивающих технологий, которые построены на интегративной основе. Ведущими среди них являются проблемно-интегративное обучение и метод проектов. Сущность проблемно-интегративного обучения (ядра развивающего обучения) заключается в том, что учащиеся вначале под руководством учителя, а затем всё более и более самостоятельно принимают участие в решении учебных проблем (внутрипредметных, межпредметных, комплексных). Использование проблемно-интегративного обучения позволяет: - с помощью реализации межпредметных связей развивать системный стиль мышления учащихся, преодолевать его предметную узость и инертность; - реализовывать исследовательскую модель обучения, позволяющую приобрести ученикам опыт научной деятельности, умения нестандартно мыслить; - обращаться к жизненному опыту школьников, обеспечить постановку личностнозначимых проблем на занятиях; - использовать диалоговые (интерактивные) модели обучения: работу в группах, дискуссии, игры и др. На изучение элективного курса «Обучение для будущего» выделяется 34 часа в 10 классе. Содержание элективного курса «Обучение для будущего» Общая тенденция развития науки - глобализация, объединение, решение общемировых и общечеловеческих проблем: развитие Вселенной, возникновение и судьба интеллекта во Вселенной, развитие ноосферы. Рождается общепланетарное понимание характера взаимоотношений Природы и человека, новое, гуманитарное мировосприятие естествознания. Тренировать холистический (целостный), а не аналитический, взгляд на мир становится насущной потребностью современного человека. "Думай глобально, чтобы успешно решить свою частную и локальную проблему!" - вот лозунг сегодняшнего дня. Выпускники же средней школы часто не могут "подняться" над мозаикой раздробленных наук, связанных тонкой паутинкой межпредметных связей, не могут увидеть красоту, гармоничность и неоднозначность, загадочность мироздания даже в той мере, которая соответствует их возрастным возможностям. Важно сформировать у учащихся основы системного взгляда на окружающий нас мир, подтолкнуть школьников к развитию способности видеть целое, способностей к мыслительному синтезу. Необходимо: - показать уникальность и необходимость научной деятельности человечества и сформировать ценностное отношение к научному знанию как необходимому условию существования человечества в современном мире; - обобщить знания учащихся о путях, способах и методах познания человечеством окружающего мира; - подготовить учащихся к восприятию современного научного описания окружающего мира как совокупности сложных систем, находящихся в процессе развития и взаимодействия; исследовательской деятельности Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности Общие особенности • практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности; • структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; • компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Специфические черты (различия) Проектная деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Учебно-исследовательская деятельность В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Беседа. Человек и окружающий мир. Что представляет собой окружающий мир? Что есть человек? Каковы смысл его жизни, его предназначение, тайна его смерти? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? и т.д. – все эти вопросы встают перед человеком с тех самых пор, как он себя помнит. Уже дошкольник задаётся вопросами: из чего всё происходит, как он в этом мире появился, а чем всё закончится? Размышляя над такими вопросами, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или же на научные знания. Это зависит от типа мировоззрения человека. Способы отражения окружающего мира. В зависимости от характера убеждений, ценностей, идеалов и т.д. различаются типы мировоззрений. В качестве основных выделяются следующие типы: мифологическое, религиозное, обыденное и философское. В современном мире все типы мировоззрения сосуществуют, нередко представляя собой их сложное сочетание. Мировоззрение формируется у человека всю его жизнь, вплоть до самых последних часов, поскольку всю жизнь имеется потребность разрешать противоречия между субъективным миром человека и окружающей его реальностью, между долгом и желанием, свободой и необходимостью, идеалом и реалиями. Основной отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами понимают конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность. Семинарское занятие «Типы мировоззрения». В современном мире все типы мировоззрения сосуществуют, нередко представляя собой их сложное сочетание. Основополагающие, проблемные и учебные (частные) вопросы. Вопросы помогают удерживать проект в рамках обучающих целей. Введение учеников в проект происходит через постановку вопросов, предлагающих ученикам крупные и основательные идеи, в которых пересекаются множество научных дисциплин. Ученики подвигают на углубленный поиск при помощи специальных вопросов, связанных с предметной сферой и образовательными стандартами и целями. Существует три типа направляющих проект вопросов: основополагающие, проблемные и учебные. Основополагающие вопросы это – широкие вопросы с многочисленными вариантами ответов, отсылают учеников к большим идеям и основополагающим концепциям, к пониманию которых люди стремились всегда. В таких вопросах обычно пересекаются несколько научных дисциплин, и они помогают ученикам увидеть как связаны предметы между собой. Проблемные вопросы непосредственно связаны с темой проекта и поддерживают исследование основополагающего вопроса. Проблемные вопросы помогают понять, насколько ученики понимают базовые концепции учебного проекта. Учебные вопросы связаны с конкретными знаниями, учебными целями и стандартами. Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории: Основополагающие Проблемные Учебные (более частные вопросы) Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом Пример: Почему нам нужны другие люди? Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос Пример: Основополагающий вопрос: Почему нам нужны другие люди? Проблемный вопрос: Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Понимаем ли мы писателя, читая его произведение? Учебный (частный) вопрос = Самый мелкий вопрос Примеры: Основополагающий вопрос: Почему нам нужны другие люди? Проблемные вопросы: Могут ли понять друг друга люди разных поколений? Можем ли мы понять писателя, читая его произведение? Учебные (частные) вопросы: Кого из своих знакомых ты понимаешь лучше? Какие качества ты в них ценишь? Какие композиционные приемы использует Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», чтобы стала ясна авторская позиция? Учебные (частные) вопросы отличаются от основополагающих и проблемных Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов Обычно имеют ясные однозначные ответы Метод проектов. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, задачу в результате самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов Предметные области организации проектно-исследовательской деятельности. Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся являются: • естественно-научное, • математическое, • гуманитарное, • общественно-научное, • лингвистическое, • информационных технологий и телекоммуникации, • психолого-социальное, • культурологическое. Типология учебных проектов (по признаку доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся): • практико-ориентированный (прикладной) проект. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д. • исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы (получение в качестве результата новых знаний). Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом. • информационный (поисковый) проект. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете. • творческий проект. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. • ролевой проект. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия, литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж). Основы общей методологии научных исследований. Методология – это целая область знания, которая специально занимается изучением методов. Понятие «метод» (от греч. methodos – путь к чему-либо) означает совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Наблюдение – это изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление. Структурные компоненты наблюдения: 1) сам наблюдатель; 2) объект исследования; 3) условия наблюдения; 4) средства наблюдения – установки, приборы и измерительные инструменты. Познавательным итогом наблюдения является описание. Описание – это фиксация средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте. Результаты наблюдения могут также фиксироваться в схемах, графиках, диаграммах, цифровых данных и просто в рисунках. Наука нового времени начинается с широкого использования количественных наблюдений. В основе такого типа наблюдений лежит процедура измерения. Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Основу любых измерений составляет метод сравнения. Сравнение – это количественное сопоставление исследуемых свойств, параметров объектов или явлений. Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Цель эксперимента: проверка гипотез и предсказаний теорий, имеющих принципиальное значение. Подготовка и проведение эксперимента (структура деятельности учёного при проведении эксперимента). Основная цель изучения данных опыта – это обнаружить, вскрыть объективные связи между явлениями. Для обнаружения взаимосвязи явлений проводятся следующие основные действия: а) анализ (греч. analysis – разложение, расчленение), б) синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание), в) систематизация, г) классификация В научном исследовании индуктивные и дедуктивные приёмы мышления органически связаны. Индукция наводит человеческую мысль на гипотезы о причинах и общих закономерностях явлений. Дедукция позволяет выводить из общих гипотез опытно проверяемые следствия и таким способом экспериментально их обосновывать или опровергать. Метод аналогий широко распространён как в науке, так и в технике. Многие приборы, аппараты и машины конструируют по аналогии либо с живыми организмами, либо с другими приборами (самолёты, автомобили, радиолокаторы и т.п.). Когда экспериментальное исследование невозможно или затруднено, экономически нецелесообразно или нежелательно, используют модельный эксперимент, или просто моделирование. В этом случае исследованию подвергается не сам объект, а замещающая его модель (фр. modele от лат modulus – мера, образец). С возникновением новых поколений ЭВМ в науке получило широкое распространение компьютерное моделирование на основании специально создаваемых для этих целей программ. Компьютерное моделирование включает в себя использование математического и логического моделирования. В научном познании имеются два уровня исследования – опытный (эмпирический) и теоретический. Эмпирический, или опытный, уровень знания (от греч. empeiria – опыт) – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теоретического уровня знания. Теоретический уровень знания – это знание, полученное путём абстрактного мышления. Чтобы освободить объект от второстепенных или просто ненужных для данной исследовательской задачи свойств и отношений, прибегают к помощи мысленного абстрагирования и мысленной идеализации объекта. Результатом теоретического обобщения имеющихся на данный момент знаний о природе является построение естественнонаучной картины мира. Структура научной теории (факты, понятия, положения, объяснения, предсказания). Взаимосвязь теории и практики. Практические занятия: Современные способы представления результатов. Построение таблиц, диаграмм, графиков. Методы составления библиографических описаний (реферата и аннотации) и записей (ссылок и списка литературы). Статистическая обработка данных исследования. Анализ количественной и качественной изменчивости одной выборки. Статистические методы проверки гипотез, сравнение двух выборок. Корреляционный анализ. Использование компьютерных программ для статистической обработки данных. Практические занятия: Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач исследования, выбор объекта изучения, выдвижение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы опыта. Проведение исследования: ведение документации, ошибки исследований. Системный подход В современном мире каждый человек должен обладать способностью видеть проявления системности в свойствах любого объекта. даёт возможность рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи и целостности. Система (от греч “systema” – целое) – это единство взаимосвязанных элементов, компонентов, выступающее как целостность. Главные идеи системного подхода (характеристики целостности): - свойства целого (а в этом качестве может выступать что угодно, от атома до вселенной) не сводятся к сумме свойств элементов, из которых это целое состоит; В западной литературе такие свойства называют эмерджентными, возникающими в результате взаимодействия и присущими только системам. - различные, пусть и относительно самостоятельные, части системы (ее подсистемы) не могут не влиять друг на друга. Акцент в научных исследованиях нужно делать на внутренних свойствах системы. Но сразу возникает вопрос: можно ли предсказать как будет вести себя та или иная система, каково будет её поведение ? В современной научной картине мира ответить на этот вопрос нам помогают представления о вероятности, случайности, порядке и беспорядке. Или говоря языком древнегреческих философов понятие Космоса и понятие Хаоса. Исследования процессов самоорганизации особенно бурно развиваются в последнее время и составляют, пожалуй, авангардное направление в современном естествознании. Синергетика (от др. греч. «synergia» - совместное действие, взаимодействие) – это теория сложных самоорганизующихся систем; учение о самоорганизации. Эта наука изучает общие принципы, лежащие в основе всех явлений самоорганизации – в физике, химии, биологии, в технике и теории вычислительных систем, в социологии и экономике. Понятия нелинейное мышление, нелинейный мир все чаще встречаются в научной, философской литературе и даже на страницах газет. Нелинейность – это одно из понятий современной научной картины мира. Означает принципиальную непредсказуемость в поведении сложных систем. Симметрия - один из универсальных принципов природы. Понижение симметрии или возникновения асимметрии. Управление проектом («проектный менеджмент») На современном этапе развития проектный менеджмент признается наиболее эффективным инструментом ведения дел. Количество проблем (энергетических, экологических, ресурсных, социальных) постоянно нарастает, и решить их можно только с применением и инновационных технологий и управленческих решений. Организация работы по конкретным замыслам свойственна большинству зарубежных компаний и все активнее внедряется в России, и не только в бизнесе, но и в государственных органах. Что представляет собой проектный менеджмент Главные функции проектного менеджмента Руководитель проекта и требования к нему Преимущества проектного метода управления и его недостатки Этапы разработки проекта (технология проектного обучения) включают следующую цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. этапы деятельность учителя деятельность ученика I . Разработка проектного задания: а) учитель отбирает учащиеся обсуждают и возможные темы и предлагает принимают решение по теме 1. выбор темы проекта их учащимся б) учитель предлагает группа учащихся совместно учащимся совместно отобрать с учителем отбирает темы и тему проекта предлагает классу для обсуждения в) учитель участвует в учащиеся самостоятельно обсуждении тем, подбирают темы и предложенных учащимся предлагают классу для обсуждения а) учитель предварительно каждый учащийся выбирает вычленяет подтемы и себе тему или подтему или 2. выделение подтем в предлагает учащимся для предлагает новую темах проекта выбора б) учитель принимает участие учащиеся активно в обсуждении с учащимися обсуждают и предлагают подтем проекта варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). 3. формирование учитель проводит учащиеся уже определили творческих групп (групп организационную работу по свои роли и группируются в по предметам) объединению учащихся, соответствии с ними в малые выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности если проект объёмный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу команды по предметам 4. подготовка учащиеся могут принимать материалов к участие в разработке исследовательской заданий. работе: формулировка Вопросы для поиска ответа вопросов, на которые могут вырабатываться в нужно ответить, задание командах с последующим для команд, отбор обсуждением классом литературы 5. определение форм учитель принимает участие в учащиеся в группах, а затем выражения итогов обсуждении в классе обсуждают формы проектной деятельности представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, музыкальнолитературная гостиная и т.д. I I . Разработка проекта: 6. разработка проекта учитель консультирует, учащиеся осуществляют координирует работу поисковую деятельность учащихся, стимулирует их деятельность I I I . Оформление результатов: 7. оформление учитель консультирует, учащиеся оформляют результатов координирует работу результаты в соответствии с учащихся, стимулирует их принятыми правилами деятельность IV. Презентация: 8. презентация учитель организует экспертизу учащиеся докладывают о (например, приглашает в результатах своей работы качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.) V . Рефлексия: 9. рефлексия учитель оценивает свою осуществляют рефлексию деятельность по процесса, себя в нём с педагогическому руководству учётом оценки других. деятельностью детей, Желательна групповая учитывает их оценки рефлексия Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Виды, особенности и правила публичного выступления. Планируемые результаты освоения элективного курса «Обучение для будущего» Особенностью построения элективного курса «Обучение для будущего» в 10-ом классе является то, что в результате изучения всех без исключения предметов на уровне среднего общего образования обучающиеся должны научиться использовать приобретенный ранее опыт реализации проектов для формирования способности осознанно и ответственно управлять своим поведением в учебной работе, в том числе – для самостоятельного изучения наиболее заинтересовавших их аспектов изучаемых предметов, для демонстрации своей готовности к социальному самоопределению на основе постановки целей и построения жизненных планов, для демонстрации своих достижений в освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности. Работа по выполнению проекта строится на основе проектной методики, основополагающих и проблемных вопросов, вопросов учебной темы, которые помогают ученику поставить цель, определить последовательность действий, проверить себя, продемонстрировать итоги своей работы. Под проектом традиционно понимается единство замысла и его реализации. Работа над проектом включает в себя несколько этапов: • Подготовительный этап (определение цели, постановка задач, определение ресурсов). После определения цели проекта требуется составить чёткий, конкретный план работы. • Реализация проекта (обсуждение и выбор ресурсов и инструментов для работы, самостоятельное выполнение плана, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы). Проанализировав план работы, учащиеся приступают к его выполнению. • Презентация результатов проекта. • Оценка результатов проекта (значимость работы, определение, где и как можно будет использовать продукт и т.д.) Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности учащихся: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др. Проектируя, школьники учатся формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями её достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности собственной учебно-исследовательской деятельности. Для достижения положительного результата происходит мотивация учащихся на создание проекта. Так как в процессе работы над проектом параллельно решается задача речевого развития, с учащимися обсуждается замысел, цель, план работы, а в конце обсуждаются результаты. Всё это помогает в решении главной задачи школьного обучения - научить учиться, а это позволяет обучающемуся в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Обучение для будущего»: Личностные результаты освоения ООП СОО обучающимися отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненногоопыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания: - сформированность гражданской позиции обучающегося, как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства; - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; духовно-нравственного воспитания: - осознание духовных ценностей российского народа; - сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; физического воспитания: - сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей; трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Метапредметные результаты Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать: познавательными универсальными учебными действиями; коммуникативными универсальными учебными действиями; регулятивными универсальными учебными действиями. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; - разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает деятельности: сформированность социальных навыков общения, совместной а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, возможностей каждого члена коллектива; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, - обсуждать результаты совместной работы; - оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; - предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта, принятия себяи других людей: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; - делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; - оценивать приобретенный опыт; - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: - давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; - использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: - самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; - саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; - внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; г) принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Предметные результаты Выпускник научится: использовать сформированные ранее навыки проектной деятельности для проектирования собственной образовательной деятельности: определять приоритеты образовательных целей с учетом ценностей и жизненных планов, самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию учебной и познавательной деятельности на основе предварительного планирования и обратной связи, получаемой от педагогов; планировать и управлять деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; в рамках избранных приоритетных образовательных целей задумывать, планировать и выполнять учебное исследование и/или учебный проект, направленный на демонстрацию своей готовности к социальному самоопределению, в том числе – демонстрацию своих достижений в освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности; в зависимости от выбранной для исследования или проектной деятельности проблематики отбирать и использовать методы и приемы, релевантные рассматриваемой проблеме и области знания, включая: в области языкознания и лингвистики: лингвистический эксперимент, различные виды анализа языковых единиц, анализ языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; в области социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов, анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; в области математики: абстракция и идеализация, доказательство, доказательство «от противного», доказательство «по аналогии», опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения; построение и исполнение алгоритма, перебор логических возможностей, математическое моделирование; в области естественных наук: наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории, абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; в области искусств: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; в области технологии: эскизирование, конструирование, моделирование, макетирование, составление технологической карты, определение затрат; проводить первичный («широкий») поиск информации, систематизировать ее и критически оценить, отбирать информацию, нужную для выполняемого исследования; осуществлять наблюдения и эксперименты в соответствии с заданной/разработанной схемой, обрабатывать и анализировать полученные данные; строить доказательства в отношении выдвинутых гипотез и формулировать выводы; адекватно представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания; осознавать ответственность ученых за достоверность полученных знаний, осознавать ответственность ученых, общественных деятелей, политиков, собственную ответственность за использование результатов научных открытий; Выпускник получит возможность научиться: оценивать результаты исследования или проектной работы, выполненной одноклассниками; различать научные и псевдонаучные утверждения, заблуждения и ложные утверждения; научное и бытовое знание; научное и практическое знание; распознавать ошибочное рассуждение; выявлять и распознавать влияние объективных и субъективных факторов, идеологических установок на содержание суждения, ход доказательства, аргументацию; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; следовать этическому кодексу ученых. Тематическое планирование курса «Обучение для будущего» № Тема занятий 1. Введение в элективный курс «Обучение будущего» Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности. Выбор темы индивидуального проекта. Постановка цели, планирование путей её достижения Человек и окружающий мир. Способы отражения окружающего мира. Семинарское занятие «Типы мировоззрения». Основополагающие, проблемные и учебные (частные) вопросы. Постановка и обоснование проблемы проекта (основополагающий, проблемные и частные вопросы) Предметные области организации проектноисследовательской деятельности. Типология учебных проектов (по признаку доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся). Методология и методы научного познания. Метод наблюдения. Описание и измерение. Сравнение. Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.) Метод эксперимента, условия эффективности эксперимента. Изучение опытных данных: анализ и синтез, систематизация и классификация. Индукция, дедукция, аналогия. Предварительная защита индивидуальных проектов. Глубина раскрытия темы проектов. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Что такое плагиат. Как его избежать Модельный эксперимент (метод моделирования). Понятие модели и виды моделирования. Особенности теоретического знания. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Научная картина мира, её роль и значение в научном исследовании. Научные понятия, принципы и гипотезы. Мысленный эксперимент. Абстрагирование и 2. 3. 4. 5. 6 7. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 кол-во часов для 1 ЭОР 1 https://workproekt.ru/ 1 1 https://workproekt.ru/ 1 1 1 https://workproekt.ru/ 1 https://globallab.ru/ 1 https://workproekt.ru/ 1 1 https://workproekt.ru/ 1 https://workproekt.ru/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 идеализация. 22 Научная теория. Связь теории и практики. 23 Понятие научной парадигмы и научной революции. 24 Планирование, подготовка и проведение исследования. 25 Планирование, подготовка и проведение исследования. 26 Оформление научного отчёта (подготовка к защите проекта). 27 Современные способы представления результатов. Построение таблиц, диаграмм, графиков. 28 Методы составления библиографических описаний (реферата и аннотации) и записей (ссылок и списка литературы). 29 Статистическая обработка данных исследования. Анализ количественной и качественной изменчивости одной выборки. 30 Статистические методы проверки гипотез, сравнение двух выборок. Корреляционный анализ. 31 Использование компьютерных программ для статистической обработки данных. 32 Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления. 33 Итоговая защита индивидуальных проектов 34 Итоговая защита индивидуальных проектов Итого 1 1 1 https://globallab.ru/ 1 https://globallab.ru/ 1 1 1 https://workproekt.ru/ 1 https://globallab.ru/ 1 1 https://globallab.ru/ 1 1 1 34 Учебно-методическое обеспечение курса. 1. Ширшина Н.В. «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, «Учитель», 2007. 2. Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2016). 3. http://www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности 4. учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы. 5. http://www.irsh.redu.ru – сайт научно-мтодического и информационнопублицистического журнала «Исследовательская работа школьников». 6. http://www.iteach.ru – сайт программы Intel «Обучение для будущего». 7. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности https://workproekt.ru/ - сайт для школьников и студентов о проектных работах https://media.prosv.ru/lsp/ - лаборатория проектов https://globallab.ru/ - глобальная школьная лаборатория https://globallab.ru/ru/course/list/tutors_projects_in_class/cover