РП Смысловое чтение

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Утверждено
приказом директора
МОУ «Беломорская СОШ №1»
от «30» августа 2024 г. № 401

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Смысловое чтение»
основное общее образование (7 класс)
Срок реализации 1 год

Программу разработала
Конюк О.С.,
учитель русского языка и литературы

Беломорск, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Смысловое чтение» составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Основной образовательной программы основного общего образования МОУ
«Беломорская СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1». В
рабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения смыслового чтения,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению
планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по смысловому чтению включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
Целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения через
решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение –
сложный и многогранный процесс. Поэтому, задачами курса являются:
формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов;
 формирование умения выделять главную мысль в тексте;
 развитие воображения (умения прогнозировать);
 формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса,
конспекта, схем и таблиц).


В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В.,
Володарской И.А. и др.) наряду со многими универсальными действиями выделены
действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели
и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение
работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение
понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить
все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное
вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек
действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может
активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает
соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет
смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень
развития, речь письменная.

В основе данной программы лежат различные подходы к формированию грамотного
чтения. Во-первых, это внимание к элементарным единицам текста: слову, предложению,
абзацу. Во-вторых, понимание и интерпретация текста невозможна без анализа структуры
текста и его логических связей. Когда ученик, фиксируя их, учится составлять план, тезисы,
конспекты, схемы и таблицы. В-третьих, понимание текста – это своего рода решение
задач. А какая задача без вопроса? Ученика необходимо научить вести диалог с текстом
(автором), задавая вопросы.
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания.
Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту –
новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как художественного
содержания, так и научно-публицистического.
Место курса в учебном плане: курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 7
класса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы составлено с учетом опыта учащихся работы с текстом в
начальной школе, в 5–6-х классах. В 7 классе обучение строится больше на научных и
публицистических текстах, не исключая художественные.
Первый раздел посвящен тем приемам работы, которые учат вести поиск информации и
понимание прочитанного, то есть понимание и концептуальной, и подтекстовой, и
фактуальной информации.
Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и публицистического
текста, не исключая художественные, на развитие умения работать с информацией в
тексте: выделять части и связи между ними, преобразовывать и интерпретировать
информацию.
Третий раздел ориентирован на оценку информации, то есть на выявление критериев
оценки текста и понимание авторской мысли в тексте.
Программа содержит следующие разделы:
Раздел 1. Поиск информации и понимание прочитанного.
Раздел 2. Преобразование и интерпретация информации.
Раздел 3.Ооценка информации. Итоговый контроль
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому чтению
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам

самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому чтению
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:












готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах для чтения;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на тексты для чтения;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой натексты для чтения;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:






осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России
через тексты для чтения;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в текстах для чтения;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране, обращая внимание на их воплощение в текстах для чтения.

Духовно-нравственного воспитания:



ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей в текстах для чтения;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;



активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:



осознание важности чтения как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:












осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры
из предлагаемых текстов для чтения;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека с оценкой поступков героев текстов для чтения.

Трудового воспитания:









установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах текстов для чтения;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:








ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве стекстами, поднимающими экологические
проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

Ценности научного познания:






ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой с опорой на прочитанные тексты для
чтения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
изменяющимся условиям социальной и природной среды:









обучающегося

к

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых
знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;









анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:











выявлять и характеризовать существенные признаки объектов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения
и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях над текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом
учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:




формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
образовании;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;








проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.

3) Работа с информацией:









применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:










воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, смягчать
конфликты, вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);



самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:


















использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках
литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:



выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в текстах для чтения;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);







самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:







владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном
литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и
предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:





развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими
и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры изтекстов для чтения;
регулировать способ выражения своих эмоций.

4) Принятие себя и других:





осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями героев текстов для чтения;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате освоения курса обучающийся научится:
1. Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте).

2. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:








определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

3. Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:








определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
составлять план, тезис, конспект, схему, таблицу;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование рабочей программы предмета «Смысловое чтение» составлено
с учетом рабочей программы воспитания.
Тематическое планирование
№

Тема

Количество
часов

1.

1

2.

Введение
Работа с текстом: поиск информации
и понимание прочитанного
Текст. Виды текста.

3.
4.
5.

Назначение текста
Основная тема и микротемы.
Композиция текста.

1
1
1

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

http://www.licey.net/russian/culture/7_1 h
ttp://www.licey.net/russian/culture/7_2
http://www.licey.net/russian/culture/7_3

http://rusmir.philarts.spbu.ru/umk/tekstkak
-obekt/lection_4/view
http://rep.dariev.ru/?p=57

6.

Проблемы, их формулировка.

1

7.

Поиск информации в тексте.

1

8.

Сюжет текста.

1

http://lit.1september.ru/view_article.php?I
D=200901911
http://soshinenie.ru/tema-urokaslozhnyjplan-gotovogo-teksta/
http://be.convdocs.org/docs/index21475.html

9. Избыточная информация в тексте.
10. Идеи текста, последовательность
изложения идей.
11. Авторская мысль и точка зрения
читателя.
12. Изобразительно-выразительные
средства, их функции.
13. Стилевые особенности текста.
Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации
14. Оглавление.
15. Ссылки и сноски в тексте.
16. Нумерация страниц.
17. Преобразование текста.

1
1

18. Интерпретация текста.
19. Обобщение информации, данной в
тексте.
20. Рецензия.
21. Отзыв.
22. Эссе.
23. Сочинение.

1
1

24. Изложение.
25. Статья.
Работа с текстом: оценка
информации
26. Форма и содержание текста.
27. Читатель и его жизненный опыт.
28. Авторская мысль в тексте.

1
1

29.
30.
31.
32.
33.
34.

Дебаты.
Критерии оценки текста.
Логические связи в тексте.
Особенности авторской лексики.
Авторские ремарки, их назначение.
Комплексный анализ текста.

1

http://festival.1september.ru/articles/573
373/
http://novargym.smartlearn.ru/mod/page/v
iew.php?id=529

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

http://www.nado5.ru/e-book/tekstegostroenie-i-vidy-egoreobrazovaniyatezisy

http://festival.1september.ru/articles/633
601/

http://novargym.smartlearn.ru/mod/page/v
iew.php?id=529

1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. –
159 с.
2. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд. дораб. – М.:
Просвещение, 2011.
3. Обучение стратегиям чтения в 5–9-х классах: как реализовать ФГОС.
4. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
5. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».