МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и спорта Республики Карелия МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «БЕЛОМОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ» МОУ "Беломорская СОШ № 1" РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом директор МОУ "Беломорская СОШ №1" Протокол №1 от «30» августа2024 г. _________ Захаркина Е.А. Приказ №401 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Карелии» для обучающихся 10-11 классов г. Беломорск, 2024 Пояснительная записка Программа учебного предмета «История Карелии» на уровне среднего общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО, Примерной программы учебного предмета «История Карелии»10 - 11 класс (Одобрена на заседании учебно методического объединения в системе общего образования Республики Карелия/Протокол №7 от 18июня 2018года/ Цели изучения учебного предмета «История Карелии»: В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. В соответствии с главной целью школьного исторического образования определяется цель учебного предмета «История Карелии»: формирование у обучающихся целостной картины истории Карелии, понимание взаимосвязи локальной и российской истории, особенностей исторического развития Карелии, ее роли и места в российской и мировой истории, формирование личностной позиции обучающихся, их умений оценивания исторических фактов и явлений, определения собственного отношения к наиболее значимым событиям и личностям истории Карелии на разных этапах ее развития. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: - овладение комплексом знаний об истории Карелии, формирование целостного представления о месте и роли Карелии во всемирно- историческом процессе; - овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации по региональной истории в различных источниках; - развитие способностей рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей Карелии, определять собственное собственную позицию по отношению к ним; - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями Карелии; Учебный предмет «История Карелии» на уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность изученияистории Карелии, способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом края, обогащению социального опыта обучающихся. Особую актуальность приобретаетразвитиеспособностей обучающихся понимания исторической логики общественных процессов, особенностей исторического развития Карелии, ее роли в российской и мировой истории. Развивающий потенциал системы исторического образования на уровне среднего общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно- историческому анализу. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значимым событиям и личностям истории Карелии. Историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества региона. Освоение содержания учебного предмета «История Карелии» на уровне среднего общего образования предполагает синхронно-параллельное изучениес курсом «История», с возможностью интеграции некоторых тем. Срок освоения программы:10-11класс, 2года. Количество часов в учебном плане на изучение предмета Класс Количество часов в неделю Количество часов в год 10 класс 1 34 11 класс 1 34 68 Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые личностные результаты освоения программы российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям. Планируемые метапредметные результаты освоения программы Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигну оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей дляширокого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты освоения программы В результате изучения учебного предмета «История Карелии» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие системность истории Карелии, обусловленные целостностью исторического процесса; анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем истории Карели понимать историческую обусловленность современных общественных процессов; определять особенности исторического развития Карелии, ее роль в российской и мировой цивилизации; проводить поиск исторической информации в источниках по истории края и источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; участвовать в исследовательской работе, представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, рецензии, публичной презентации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; формулирования своих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически сложившимися, толерантного отношения к иным точкам зрения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства гражданина Карелии и России; демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и региональной истории, выделять ее общие черты и национальные особенности; определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении материалов региональной тематики; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории Карелии с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; владеть элементами проектной деятельности. Содержание учебного предмета Источники по истории Карелии Карелия в древности Начало заселения территории края. Первые поселения людей в эпоху мезолита. Памятники эпохи мезолита. Оленеостровский могильник. Неолит: керамика и петроглифы. Поселения эпохи раннего металла и железного века. Саами Карельская земля и Великий Новгород. XI–XIV в Карельская земля и ее соседи. Хозяйственное освоение Карелии. Промысловая колонизация. Торговля. Присоединение Карелии к Новгородской республике. Крещение веси и корелы. Погосты. Крестьянское освоение края и зарождение новых этнических общностей. Организация административного управления в крае. Обонежский ряд. Корельская земля. Корела. Защита Карелии от внешней угрозы в XII-XIV вв. Отражение агрессии Швеции в XIIв. Новая война со Швецией и Ореховецкий мирный договор. Противостояние Москве. Карелия в составе России в XVI–XVII веках Социально-экономические, административные и военные преобразования в крае начале XVI вв. Крестьяне и горожане. Реформы местного управления. Военная реформа. Помещики и своеземцы. Карелия при ИванеГрозном. Местное самоуправление. Опричнинаи первая шведская интервенция. Карелия в “Смутное время”. Вторая шведская интервенция. Преодоление последствий интервенции. Наш край во второй половине XVII века. Создание Олонецкого уезда. Пашенные солдаты. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Культура и быт XIV–XVII веков. Устное народное творчество. «Калевала». Грамотностьикнижность. Архитектура. Иконопись. КарелиявXVIII–первойполовинеXIXвека Участие жителей края в Северной войне. Боевые действия на территории Карелии. Оборона Олонца. «Осударева дорога». Петровские горные заводы и Олонецкая верфь. Петрозаводская слобода. Деятельность олонецких заводов и рудников. Система управления в Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город Петрозаводск. Державин Г.Р.–первый губернатор края. Экономическое развитие края во второй половине XVIII века. Александровский пушечный завод. Тивдийские мраморные ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян в Карелии. Государственные и приписные крестьяне. Кижское восстание. Нашкрай впервойполовинеXIXвека. Культура и быт. Просвещение. Библиотеки и печать. Театральная жизнь. Народное зодчество. Преображенский собор в Кижах. Здравоохранение. Марциальные воды. Изyчeниe края русскими учеными: Н.Я. Озерецковский. Карелия во второй половине XIX – начале ХХ века Реформы1860–70-х годов. Социально-экономическое развитие края в пореформенный период: сельское хозяйство, промышленность, торговля и транспорт. Революционное движение в Карелии в 1905-1907гг. Наш край в условиях думской монархии. Культура во второй половине XIX – начале XX века Народное образование. Создание и деятельность учительской семинарии. Библиотеки. Печать. Театр. Изобразительное искусство. Народное зодчество. Изучение Карелии. Народный фольклор: П.Н.Рыбников, И.А. Федосова. Карелия в период революции 1917г. Гражданской войны и интервенции Наш край в революции1917г. Утверждение советской власти в Карелии. Первые мероприятия Советской власти и отношение к ним населения. Анохин Петр Федорович. Иностранная интервенция и Гражданская война в крае. Столкновение интересов различных государств на Севере России. Военные действия на территории края Карелия в 1920–1930-е годы Проблема национально-государственного самоопределения. Образование Карельской Трудовой Коммуны. Возрождение хозяйства республики в условиях новой экономической политики. Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии. Проблема трудовых ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. Роль ГУЛАГа, СЛОН, строительство ББК. Общественно-политическая жизнь. Социально-демографические изменения. Культурное развитие в 1920-1930-е годы. Языковая политика. Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн Советско-финляндская война1939-1940гг. Образование Карело-Финской ССР Боевые действия на территории республики в 1941-1945гг. Карельский прифронтовой тыл Оккупационный режим. Война в тылу противника. Особенности партизанского движения. Освобождение Карелии. Переход к мирной жизни. Карелия в первое послевоенное десятилетие Последствия войны. Возрождение промышленности, транспорта, лесной отраслии сельского хозяйства. Послевоенная деревня Повседневная жизнь людей после войны Карелия в1950-е–1980-е годы Перемены в политическом устройстве и хозяйственном управлении. Преобразование Карело-Финской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР. Экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве в 60-е годы. Демографические и социальные проблемы. Общественно-политическая жизнь в 60-е-80-е годы Республика в условиях перестройки Карелия на современном этапе Переход к рыночным отношениям. Либерализация общественной жизни. Республика Карелия в начале ХХI века. Экономическое развитие. Общественнополитическая жизнь республики. Местные органы власти. Культура Карелии во второй половине ХХв. Развитие образования и науки. Общеобразовательная школа. Высшее и среднее профессиональное образование. Научные учреждения. Литература и искусство. Архитектура. Музыка. Театр. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение темы 10 класс № п/п 1 2 3 4 5 Тема урока Тема 1. Карелия в древности. Тема2.Карелия и Великий Новгород в 11-15веках. Тема 3.Карелия в составе России в1617вв. Количествоча ЭОР сов htth//www.karelia.ru/ - Региональный сервер «Карелия» htth//www.gov.karelia.ru/ Официальный сервер органов государственной власти РК htth//ptz.karelia.ru/ - «Петрозаводск – столица Карелии» htth//www.karelia.ru/~kgkm/ Карельский государственный краеведческий музей htth//artmuseum.karelia.ru./ - Музей изобразительных искусств РК htth//library.karelia.ru/ Национальная библиотека РК http:\\school-collection.edu.ru Региональное хранилище ЦОР Республики Карелия в Интернете: sc.karelia.ru 1 8 9 Тема4.Карелия в 18-первой половине 19 9 века. Тема 5.Карелия во второй половине19- 7 20 века. 34 Итог 11 класс № п/п Тема урока Количествоча ЭОР сов 2 8 Тема 5.Карелия во второй половине19-20 века. Тема6.Карелия в период революции 1917 года 5 и Гражданской войны. 3 Тема7.Карелия в1920-1930 годы. 6 7 4 Тема8.Карелия в годы 2-ой мировой и Великой Отечественной войны. 5 Тема9.Карелия в первое послевоенное десятилетие. 4 6 Тема10.Карелия в конце1950-х– первой половине1980-х годов. 2 htth//www.karelia.ru/ Региональный сервер «Карелия» htth//www.gov.karelia.ru/ Официальный сервер органов государственной власти РК htth//ptz.karelia.ru/ «Петрозаводск – столица Карелии» htth//www.karelia.ru/~kgkm/ Карельский государственный краеведческий музей htth//artmuseum.karelia.ru./ Музей изобразительных искусств РК htth//library.karelia.ru/ Национальная библиотека РК http:\\school-collection.edu.ru 7 Тема11.Карелия на современном этапе. 2 Региональное хранилище ЦОР Республики Карелия в Интернете: sc.karelia.ru 1 34 Итог Тематическоепланирование 10класс №п/п Тема урока Тема1.Карелия в древности. Количество часов 1 1 Введение. Заселение Карелии в древности. Петроглифы Беломорья Тема 2.Карелия и Великий Новгород в 11-15веках. 1 8 2 3 4 5 6 7 Карелия и Великий Новгород в 11-14 веках Карелия и Великий Новгород в 11-14 веках Карелия и Великий Новгород в11-14 веках Защита Карелии от внешней угрозыв12-14 веках. Повторительно-обобщающий урок Социально-экономические, административные, военные Преобразования в15веке Социально-экономические,административные,военные Преобразования в15веке Карелия в 15веке. Административная реформа Ивана3 Тема3.Карелия всоставе Россиив16-17вв. 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Карелия при Иване4 Грозном Карелия при Иване4 Грозном Карелия в16веке(Внешняя политика, обороназемель) Карелия в Смутное время Карелия в Смутное время Карелия во второй половине17 века Карелия во второй половине17 века "Бунтующая" Карелия" Культура в Карелии16-17 веках Тема4.Карелия в18-первой половине 19 века. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Карелия в18 веке Участие жителей края в Северной войне Наш край в середине и второй половине18 века. Наш край в середине и второй половине18 века. Карелия в первой половине19века. Карелия в первой половине19века. Культура и быт края в18-начале19вв. Культура и быт края в18-начале19вв. Обобщающий урок по теме Карелия в первой половине19 века. Тема5.Карелия во второй половине19-20 века. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 9 28 29 30 Реформы 1860-1870-х годов Реформы 1860-1870-х годов Реформы1860-1870-х годов 1 1 9 7 1 1 1 31 Социально-экономическое развитие края в пореформенный период 32 Социально-экономическое развитие края в пореформенный период 33 Революционное движение в Карелии в19 в 34 Обобщение по теме «Карелия во второй половине19-20века» Тематическое планирование 11 класс №п/п Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тема5.Карелия во второй половине 19-20 века. Карелия в н.20века Развитие промышленности. Беляевские лесопильные заводы Наш край в условиях думской монархии Наш край в условиях думской монархии Культура Карелии во второй половине19 –первой половине20 века. Революция1905-07гг. Экскурсия в краеведческий музей Обобщение по теме: Карелия в начале 20в. Тема6. Карелия в период революции 1917 года и Гражданской войны. Наш край в революции1917года. Наш край в революции1917года. Утверждение советской власти в Карелии. Иностранная интервенция и Гражданская война в крае (семинар) Иностранная интервенция и Гражданская война в крае (семинар) Тема7. Карелия в1920-1930 годы. Образование Карельской автономии. Возрождение хозяйства республики в условиях новой экономической политики Социально-экономическая перестройка1930 годов Социально-экономическая перестройка1930 годов. Общественно-политическая жизнь .Культурное развитие республики в 1920-1930-е годы. Тема8. Карелия в годы 2-ой мировой и Великой Отечественной войны. Наш край в условиях советско-финляндской войны 1939-1940годов Начало Великой Отечественной войны на территории Карелии. Карельский прифронтовой тыл(семинар). Оккупационный режим. Борьба в тылу врага Оккупационный режим. Борьба в тылу врага Освобождение Карелии Конференция «Беломорск–прифронтовая столица Карелии» Тема9. Карелия в первое послевоенное десятилетие. Возрождение промышленности и транспорта. Послевоенная деревня Повседневная жизнь людей после войны Повседневная жизнь людей после войны (по воспоминаниям очевидцев) Экскурсия в краеведческий музей Тема10. Карелия в конце1950-х– первой половине 1980-х годов. Социально-экономическое положение в республике в конце1960– Первой половине1980-х годов Республика в условиях перестройки. Тема11. Карелия на современном этапе. 1 1 1 1 Количество часов 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 2 33 34 Образование и наука. Литература и искусство Республика Карелия в начале 21 века. Конституция республики Карелия 1 1 Учебно – методическое обеспечение предмета. Учебно-методический комплект для учителя: 1. Учебник: История Карелии под редакцией М. И. Шумилова. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений РК. – Петрозаводск, 2. Т.И. Агаркова, А.А. Кожанов. Край, в котором мы живём. Практикум. Петрозаводск, 2004. Учебно-методический комплект для учащихся: 3. Учебник: История Карелии под редакцией М. И. Шумилова. Учебник для общеобразовательных учреждений РК. – Петрозаводск. 10 – 11 классов Т.И. Агаркова, А.А. Кожанов. Край, в котором мы живём. Практикум. Петрозаводск, 2004 Дидактические пособия - Документы по истории Карелии.«История Карелии»/ Шумилов М.И. и др., - Петрозаводск: Verso, 2007 г.; 10-11 классы - Карта «История Карелии» - Исторические карты по истории Карелии. .«История Карелии»/ Шумилов М.И. и др., - Петрозаводск: Verso, 2007 г.; - Баданов В. Г. История экономики и финансов Карелии. С древнейших времен до 1991 года. Учебное пособие / В.Г. Баданов - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. –308 с. Дополнительная литература -Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. -Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. 300 -Шлыкова О.В. Культурный феномен мультимедиа и его возможности для учебного курса в гуманитарном вузе // Ученые записки -Московского гуманитарного педагогического института. М. 2003. C. 144-152 -Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конференциивыставки “Информационные технологии в образовании”. М., 3-6 ноября 1999. -Шумилов М. И. «Карелия в прошлом и настоящем»- Петрозаводск, 2005г. Образовательные ресурсы Портал Федерального центра информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР): -Первобытная эпоха. 10 й класс - Предпосылки объединения русских земель Модуль позволяет изучить материал по теме "Русские земли и княжества в XII середине XV века" и закрепить основные исторические понятия и термины. 10й класс. -Деспотия. Модуль позволяет изучить указанную тему в режиме исследования..10й класс. -Основные тенденции политического развития России XVII века". 10й класс. -Социальные движения в России во второй половине XVII века. Церковный раскол. 10й класс. -Культура и духовная жизнь российского общества в XVII веке 10й класс. -Политический строй России и внутренняя политика Николая II накануне 1905 года ЭОР htth//www.karelia.ru/ - Региональный сервер «Карелия» htth//www.gov.karelia.ru/ - Официальный сервер органов государственной власти РК htth//ptz.karelia.ru/ - «Петрозаводск – столица Карелии» htth//www.karelia.ru/~kgkm/ - Карельский государственный краеведческий музей htth//artmuseum.karelia.ru./ - Музей изобразительных искусств РК htth//library.karelia.ru/ - Национальная библиотека РК http:\\school-collection.edu.ru Региональное хранилище ЦОР Республики Карелия в Интернете: sc.karelia.ru