Приложение 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания) соответствует
требованиям ФГОС ООО.
Рабочая программа воспитания разработана на основе федеральной рабочей
программы воспитания (п. 26 «Федеральная рабочая программа воспитания»
Федеральной образовательной программы ООО).
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими
программами воспитания начального общего, среднего общего образования.
Программа воспитания:
- предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
образовательной организацией, в т.ч. советов обучающихся, советов родителей (законных
представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
- предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель и задачи воспитания
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
Цель воспитания обучающихся:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
- осознание российской гражданской идентичности;
- сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.2. Подходы и принципы планирования и организации воспитательной
деятельности
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе следующих подходов:
- аксиологического,
- антропологического,
- культурно-исторического,
- системно-деятельностного,
- личностно-ориентированного
и с учётом принципов воспитания:
- гуманистической направленности воспитания,
- совместной деятельности детей и взрослых,
- следования нравственному примеру,
- безопасной жизнедеятельности,
- инклюзивности,
- возрастосообразности.
1.3. Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в т.ч. в
части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.4. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне ООО
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО
установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
- знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине - России, её территории, расположении;
- сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
- понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины - России, Российского государства;
- понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;
- имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
- принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание:
- уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
- сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
- умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
- владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
- сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3. Эстетическое воспитание:
- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
- проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
- проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в т.ч. в информационной
среде;
- владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
- ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
- сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
5. Трудовое воспитание:
- сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
- проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
- проявляющий интерес к разным профессиям;
- участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
6. Экологическое воспитание:
- понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;
- проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
- выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
7. Ценности научного познания:
- выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
- обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании;
- имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Уклад образовательной организации
Уклад задаёт порядок жизни образовательной организации и аккумулирует
ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса.
Уклад образовательной организации удерживает ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат
российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие
самобытный облик общеобразовательной организации и её репутацию в окружающем
образовательном пространстве, социуме.
Характеристики уклада:
Основные характеристики
Историческая справка:
Первая семилетка при лесозаводе была открыта в 1922 году. Школа заводского
посёлка Солунин находилась в бывшем здании Дома пионеров. Дети учились и в
двухэтажном здании напротив проходной лесозавода. На первом этаже был ресторан, на
втором школа. Новое двухэтажное деревянное здание школы было открыто 1 сентября
1936 года по улице Октябрьской. Это было самое большое здание в то время в
Беломорске.
Первым директором школы был Кульвиц Владислав Петрович, по национальности
поляк. 1 сентября 1937 года он провёл линейку, а 2-го сентября был арестован, как враг
народа. Впоследствии был расстрелян в Сандармохе. Посмертно в 1965 году первый
директор школы был реабилитирован.
В первом выпуске школы было 12 выпускников: 8 юношей и 4 девушки. Две
выпускницы, Вдовина Нина Павловна и Тихонова Нина Алексеевна, стали учителями и
работали в родной школе.
В 1941году в середине октября школу № 1 закрыли. Гражданское население было
эвакуировано в Сибирь и на Урал. В здании школы разместилось республиканское НКВД.
Беломорск стал военной столицей Карелии.
Первого сентября 1944 года школа вновь открылась. В 1944 году из эвакуации
вызвали Вдовину Нину Павловну, она была назначена завучем школы №1 и занималась
организацией учебного процесса. Директор школы Горенкова Васса Игнатьевна отвечала
за организацию административно-хозяйственной части.
Школа работала в три смены. Классы были по 40 человек, в них учились дети
разных возрастов.
С 1948 по 1953 год школу возглавлял учитель истории Владимир Сергеевич Попов.
Школа в те годы перешла на работу в две смены. Школа находилась на
самообслуживании. Учащиеся 8-10 классов каждую зиму ездили в лес на заготовку дров,
пилили их и кололи. Ежедневно дежурный класс разносил дрова к печам, дежурные
классы занимались уборкой. Осенью выезжали на уборку овощей, в основном, картофеля.
В 1948 году в школе учились дети со всего района. Они жили в интернате. С 1953
по 1974 год директором школы была Нина Павловна Вдовина. Первая школа была
единственной десятилеткой в городе. В 50-е годы в школе был организован Хор
учащихся. Руководителем был Мартынов Альберт Яковлевич, учитель музыки. В хоре
было 100 человек учащихся. Какой-то период времени была традиция проводить для
населения платные концерты в клубе им. С.М. Кирова. Собранные деньги шли в фонд
всеобуча. Обучение в старших классах (8,9,10) было платным.
В школе действовали две детские организации. Пионерская и комсомольская. В
30-е годы проводили пионерские сборы, ходили отрядами-классами на реку Уда, ставили
там шалаши (палаток не было), ходили строем под горн и барабан по праздникам.
Красный галстук даже после уроков не снимали. Шапочки из ситца и сатина шили, как у
испанцев, в знак солидарности с ними. На каждый праздник все классы обязательно
готовили номера художественной самодеятельности на общий концерт. Тимуровцами
были. Жили активно. Ценили дружбу, хотели стать лучше.
Партийная учительская организация шефствовала над комсомольской, а
комсомольская над пионерской. Секретарём комсомольской организации в 1950-х годах
был Аникиев Анатолий, ныне Почетный гражданин Беломорска.
В 60-х годах в школе № 1 работала первая в районе Школа передового опыта, на
базе которой проводились методические совещания, встречи учителей. Хорошо работал
родительский комитет.
В 60-70-е годы в работе школы обязательными были политзанятия, лекции на
шествующем предприятии, дополнительные и индивидуальные занятия с учащимися,
предметные кружки и т.д. Работал школьный учительский театр с режиссёром А.И.
Прищемихиной, учителем истории. Постановки «Платона Кречета» Корнейчука и
«Обыкновенного человека» Леонова были событием в жизни не только школы, но и
города. Театрализованные сцены из «Бориса Годунова», «Русалки», «Барышни –
крестьянки», «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, создавали поэтическую атмосферу.
Все годы школа активно принимала участие в районных, городских и
республиканских соревнованиях бывшие выпускники становились участниками
республиканских соревнований «Онежские старты» и Праздника Севера. Большой вклад в
подготовку спортсменов внёс учитель физкультуры, тренер Сергей Алексеевич Абрамков.
На всю жизнь привил своим питомцам любовь к баскетболу Симонов Валентин
Борисович. Его ребята, окончив школу, выступали в командах своих учебных заведений.
Среди выпускников много замечательных, известных людей: Лауреатов
Государственной премии – Титов Сергей - за выполнение двух норм по добыче алмазов в
Сибири. Балдин Евгений Петрович, военный инженер - за разработку более 120 научных
работ. Исаков Виктор Леонидович, врач, за изобретение лазера для лечения раковых
заболеваний.
Заслуженные учителя школы Карелии: Вдовина Нина Павловна, Ануфриева
Мирра Андреевна, Катышева Анна Петровна Касатова, Галина Павловна, Поспелкова
Антонина Афанасьевна награждена Орденом Ленина. Отличники Народного
просвещения: Конахина Надежда Васильевна, Демьянова Клавдия Александровна,
Петрова Клавдия Петровна, Воронова Александра Петровна, Баранова Мария
Григорьевна, Ярагина Галина Трофимовна, Годиева Любовь Васильевна, Абрамова Лидия
Ивановна, Полузёрова Тамара Васильевна, Федорова Таисия Фёдоровна, Семенова Елена
Ивановна. Ревина Елизавета Игнатьевна награждена медалью «За трудовую доблесть».
Тарутина Роза Яковлевна награждена Почётной грамотой Верховного Совета СССР.
В 1976 году школа №1 переехала в новое четырехэтажное здание. Произошло
объединение двух школ: восьмилетней №3 и средней №1. Директором новой школы стала
Полузерова Тамара Васильевна. Усилиями нового директора школа была светлой и
солнечной. Спортивный зал был полностью переустроен по плану учителя физической
культуры Сергея Алексеевича Абрамкова, В школе на тысячу учащихся не был
предусмотрен актовый зал, что является для школы очень большим неудобством и
поныне. В первый год работы новой школы было 11 старших классов: пять десятых и
шесть девятых. Всего был 31 класс, но школа занималась в одну смену. В первые годы в
школе было тепло, т.к. котельная обслуживала только школу и теплицу, где хозяйкой
была Мария Григорьевна Баранова, и зимой в ней росли помидоры и огурцы, цвели цветы,
а в кабинетах обслуживающего труда, химии и биологии была горячая вода.
Старших классов было много, нагрузка предметная большая, а потому возникла
необходимость создания второго кабинета физики, делать пристройку для третьего
кабинета английского языка и проводить уроки этого предмета в теплице – в классе –
кабинете для опытных уроков биологии.
Там, где теперь второй спортивный зал, был по проекту кинозал, который школе не
был нужен, а вот проводить уроки физкультуры начальной школе было негде, хранить
лыжный инвентарь тоже, а потому пришлось с районными властями решать проблему
второго спортивного зала, и её удалось решить.
Со временем коллектив школы прочно втянулся в работу, и опытные учителя
учили работать не только молодых в школе, но и в городе, и в районе. Проводились дни
открытых дверей, когда к любому учителю на урок могли прийти учителя свои, из других
школ, даже родители.
Семинары директоров, зам. директоров – их проведение для школы стало
традицией. Крепли и ученические традиции. Смотры строя и песни старшеклассников в
День 23 февраля, школьная «Зарница» на базе воинской части, которые проводил В.П.
Трофимов, были настоящими праздниками и для ребят, и для учителей. Проходили
конкурсы инсценированных военных песен, где проявлялось искусство учащихся и
учителей, смотр драматических коллективов. Тогда же стали проводиться дни
самоуправления, турслёты, поездки на заводскую турбазу.
В 1987 году директором школы стал Павел Андреевич Ващенко. Это была эпоха
развития гласности и демократии, эпоха крушения идеалов старого советского общества.
Во второй половине 80-х годов школа жила в ожидании перемен. Это было время
перехода на 11 летнюю школу (появление «шестилеток»), внедрения новых форм
обучения, попыток проведения КТД (коллективных творческих дел), Веснянок,
знакомства с опытом работы педагогов-новаторов. Из особых достижений того периода
можно отметить завоевание коллективом переходящего Красного знамени по итогам
работы за 1988/1989 учебный год. Это знамя было вручено школе навечно, так как больше
подобного рода социалистических соревнований не проводилось.
В1990 году школа принимала Всесоюзный слёт юных астрономов по наблюдению
солнечного затмения. В 1991 началось развитие побратимских связей с Финляндией. Эти
связи с финским городом Хаапаярви продолжались многие годы.
В конце 80-х годов были созданы кроликофермы и свинофермы для привлечения
школьников к выполнению Продовольственной программы. В 90-е годы началось
учительское забастовочное движение из-за пятимесячных задержек заработной платы и
непрекращающихся холодов. Школьники учились в 7 зданиях одновременно. 1999 году в
школе было создано ученическое самоуправление – Школьная Дума.
Социокультурная среда города консервативна и традиционна, сохраняется
внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Городская
природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает
природу как естественную среду собственного обитания.
Круг общения детей здесь обширен, но само общение отличается детальным знанием
окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям старшего
поколения, взаимопомощь. Многие педагоги школы родились в нашем городе, 12
педагогов учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности,
бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствует установлению
доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их
родителями.
В данном коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных
контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на
виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и
учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем
особенности школы.
В процессе воспитания сотрудничаем с Домом культуры г. Беломорск,
краеведческим музеем, районной центральной библиотекой, МАОУ ДО «Беломорская
ДЮСШ им. А.В. Филиппова», КДН, ПДН, МВД Беломорского района. Принимаем
участие в проектах, конкурсах и мероприятиях МАОУ ДО «Беломорский ЦДО». Начали
принимать участие в проектах Российского движения школьников.
В школе функционируют совет «Старшеклассник», школьный клуб «Патриот».
Работает школьный музей.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и
педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными
событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается
и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую функции.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
планируются, представляются по модулям.
В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в
учебном году в рамках определённого направления деятельности в образовательной
организации.
Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями,
средствами, возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность,
взаимодействие с родителями и другое).
В Программе воспитания представлены описания воспитательной работы в рамках
основных (инвариантных) и дополнительных (вариативных) модулей, согласно правовым
условиям реализации образовательных программ (урочная деятельность, внеурочная
деятельность и другое).
Основные (инвариантные) модули соответствуют федеральной программой
воспитания:
- модуль «Урочная деятельность»;
- модуль «Внеурочная деятельность»;
- модуль «Классное руководство»;
- модуль «Основные школьные дела»;
- модуль «Внешкольные мероприятия»;
- модуль «Организация предметно-пространственной среды»;
- модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»;
- модуль «Самоуправление»;
- модуль «Профилактика и безопасность»;
- модуль «Социальное партнёрство»;
- модуль «Профориентация».
Дополнительные (вариативные) модули:
- модуль «Школьный спортивный клуб»
- модуль «Школьный музей»
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может
предусматривать:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
- организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
- курсы,
занятия
патриотической,
гражданско-патриотической,
военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
- курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам
народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовноисторическому краеведению;
- курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
- курсы, занятия экологической, природоохранной направленности; курсы, занятия
в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;
- курсы, занятия туристско-краеведческой направленности; курсы, занятия
оздоровительной и спортивной направленности.
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, может предусматривать:
- планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
- инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
- выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
- изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за
их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
- доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и
другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через
частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися
класса;
- индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио,
в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения;
- регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
- проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
- организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
- создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
- привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;
- проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел может
предусматривать:
- общешкольные
праздники,
ежегодные
творческие
(театрализованные,
музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире;
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом
на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в образовательной организации, обществе;
- церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей
местности;
- социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые
и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
социальных
партнёров,
комплексы
дел
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности;
- проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей населенного пункта;
- разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой
направленности;
- вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за
приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий может
предусматривать:
- общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнёрами образовательной организации;
- внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
- экскурсии, походы выходного дня (в музей, на предприятие и другое),
организуемые в классах классными руководителями, в т.ч. совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
- литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слёты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности
российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и другого;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
- оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики
Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
- размещение карт России, региона, муниципального образования (современных и
исторических,
точных
и
стилизованных,
географических,
природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России,
деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников
Отечества;
- изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной
культуры народов России;
- организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения),
исполнение гимна Российской Федерации;
- разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест гражданского почитания» в помещениях образовательной организации или на
прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в
истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
- оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого
этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и
обучающихся и другое;
- разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема,
флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другое), используемой как повседневно,
так и в торжественные моменты;
- подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение
территории при образовательной организации;
- разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
- создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие;
- деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольной территории;
- разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
- разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и других),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся может предусматривать:
- создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского комитета
образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в
Управляющем совете образовательной организации;
- тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;
- родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия;
- работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением
актуальных вопросов воспитания;
- проведение тематических собраний (в т.ч. по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов,
врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий,
обмениваться опытом;
- родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети «Интернет», интернет - сообщества, группы с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей
(законных представителей);
- привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
- при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации может предусматривать:
- организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или других), избранных обучающимися;
- представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления образовательной организацией;
- защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
- участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной
организации.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
через деятельность выборного органа - совета «Старшеклассник», создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой совета «Старшеклассник» и классных
руководителей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные
направления работы в классе
Структура ученического самоуправления:
Общее собрание
обучающихся
Совет
«Старшеклассник»
Председатель совета
Отдел
спорта
Отдел
знаний
Отдел
культуры
Отдел
информации
Отдел
труда
Лидер класса
Совет класса
сектор
спорта
сектор
знаний
сектор
культуры
сектор
информации
сектор
труда
Ученик
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации может предусматривать:
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и
другое);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов,
коррекционных
педагогов,
работников
социальных
служб,
правоохранительных органов, опеки и других);
- разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной
организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными
партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в
социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде,
безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и
другие);
- организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
- профилактику
правонарушений,
девиаций
посредством
организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в т.ч.
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и других);
- профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства может
предусматривать:
- участие представителей организаций-партнёров, в т.ч. в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и другие);
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
- реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Реализация
воспитательного
потенциала
профориентационной
работы
образовательной организации может предусматривать:
- проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
- профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
- организацию на базе досуговой площадки при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие
навыки;
- совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов; индивидуальное
консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей)
по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей
обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента
участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного
образования.
Модуль «Школьный спортивный клуб»
Школьный спортивный клуб МОУ «Беломорская СОШ №1» «ОРИОН» является
общественной организацией, основанной на членстве.
Деятельность ШСК «ОРИОН», основывается на принципах добровольности,
равноправия всех его участников, самоуправления и законности. ШСК «ОРИОН»,
имеет символику, название, эмблему, флаги, вымпелы и иные знаки отличия.
Цель и задачи: Организация и проведение спортивно-массовой работы в
образовательномучреждении во внеурочное время, формирование у обучающихся
ценностного отношения к своему здоровью,привычки к активному и здоровому
образу жизни.
Основные направления деятельности:
- проведение внутришкольных спортивных соревнований (товарищескихвстреч
между классами, спортивными командами, школами);
- организация спортивно-массовой работы с детьми младшего школьного
возраста;
- награждение грамотами, дипломами лучших спортсменов, команд –
победителей в школьных соревнованиях по видам спорта;
- поощрение лучших спортсменов и активистов клуба;
- пропаганда физической культуры и спорта в школе;
- участие учеников в спортивных конкурсах и реализации проектов:
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Самый спортивный класс»,
«Олимпийский зачёт», «Служа красоте и здоровью», «К здоровью через движение»;
проектов учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух», «Летопись достижений школьного
спорта» и других;
- проведение дней здоровья в образовательном учреждении под девизом:
«Спорт – формула жизни»; смотров-конкурсов на лучшую постановку
спортивно-массовой
и
физкультурно-оздоровительной
работы
общеобразовательных учреждениях «Красота и здоровье в подарок»;
- информационное обеспечение спортивной жизни школы через стенные газеты, сменные
информационные стенды, сайт организации, интернет.
Модуль «Школьный музей»
В воспитательной работе в МОУ «Беломорская СОШ №1» очень важная роль
отведена деятельности школьного музея. Все экспозиции музея способствуют
эффективному формированию у детей системы ценностей основанной на лучших
традициях своего Отечества, своего народа.
Воспитательный потенциал школьного музея:
На внешкольном уровне:
участие во Всероссийских, региональных и городских конкурсах;
участие в мероприятиях районного и городского уровней (виртуальные
экскурсии для учащихся образовательных учреждений города).
На уровне образовательной организации:
участие актива музея в организации и проведении уроков мужества,
классных часов, экскурсий, линеек к дням воинской славы;
организация и проведение экскурсий для обучающихся школы;
участие в поисковой архивной работе, заполнение документации музеяпо
учету и хранению экспонатов;
организация встреч с ветеранами.
На уровне обучающихся:
создание экспонатов вспомогательного фонда – макетов, иллюстраций,
литературно- музыкальных композиций;
составление экскурсий;
оформление выставок;
исследовательские работы.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение
Для обеспечения реализации программы воспитания школа укомплектована
кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, связанных с
достижением целей и задач воспитательной деятельности.
Обеспеченность кадровыми условиями включает в себя:
укомплектованность образовательной организации педагогическими,
руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников, участвующими в
реализации программы и создании условий для ее разработки и реализации;
непрерывность профессионального развития педагогических работников, реализую
Укомплектованность МОУ «Беломорская СОШ №1» педагогическими,
руководящими и иными работниками характеризируется замещением 100%
вакансий, имеющихся в соответствии с утвержденным штатным расписанием.
Уровень квалификации педагогических и иных работников, участвующих в
реализации программы и создании условий для ее разработки и реализации
характеризуется
наличием
документов
о
присвоении
квалификации,
соответствующей должностным обязанностям работника.
Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный
перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей
организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности
работников
образовательной
организации,
служат
квалификационные
характеристики, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках и профессиональных стандартах.
В
основу
должностных
обязанностей
положены
представленные
в
профессиональном стандарте
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
обобщенные трудовые функции, которые могут быть поручены работнику,
занимающему данную должность.
Уровень квалификации педагогических и иных работников, участвующих в
реализации программы и создании условий для ее разработки и реализации
характеризуется также результатами аттестации — квалификационными
категориями.
Воспитательный процесс в МОУ «Беломорская СОШ №1» обеспечивают
специалисты:
Должность
Кол-во
Функционал
Директор
1
Осуществляет контроль развития системы
организации воспитания обучающихся.
Заместитель
директора по УВР
1
Осуществляет
контроль реализации
воспитательного потенциала урочной
и внеурочной деятельности, организует работу с
неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и
их
родителями(законными
представителями), учителямипредметниками.
Заместитель
директора по ВР
1
Старший методист
1
Преподавательорганизатор
ОБЖ
1
Социальный
педагог
1
Организует
воспитательную
работу
в
образовательной
организации:
планирование,
реализация плана, контроль и анализ реализации
плана.
Курирует
деятельность
социальнопсихологической службы, педагогов-организаторов,
педагогов-психологов, Социальных педагогов,
педагогов дополнительного образования,
классных
руководителей,
ученическогосамоуправления,
объединений дополнительного образования,
школьного спортивного клуба.
Осуществляет контроль реализации воспитательного
потенциала урочной и внеурочной деятельности,
организует работу с неуспевающими и
слабоуспевающими учащимися и их родителями
(законными представителями), учителямипредметниками.
Руководит социально-психологической службой,
являетсякуратором школьной Службой медиации.
Курирует деятельность Совета
обучающихся, волонтёрских
объединений.
Курирует работу по профориентации (Единый
профминимум).
Организует методическое сопровождение учителейпредметников по организации индивидуальной
работы с неуспевающими слабоуспевающими
обучающимися, одаренными учащимися, учащимися
с ОВЗ, из семей
«группы риска».
Организует в соответствии с
законодательством допризывную подготовку
обучающихся и учет военнообязанных;
организует и проводит в школе
мероприятий по ГО
Организует работу с обучающимися, родителями
(законными представителями), классными
руководителями, учителями-предметниками по
профилактике правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних, в том числе в рамках
межведомственного взаимодействия. Проводит в
рамкахсвоей компетентности коррекционноразвивающую работу с учащимися «группы риска»
и их родителями
(законными представителями).
Педагог-психолог
Классный
1
12
руководитель
Учитель-
29
Организует психологическое сопровождение
воспитательного процесса: проводит
коррекционные занятия с учащимися, состоящими
на различных видах учёта; консультации
родителей (законных представителей) по
корректировке детско-родительскихотношений,
обучающихся по вопросам личностного развития.
Проводит занятия с обучающимися, направленные на
профилактику конфликтов, буллинга др.
Организует воспитательную работу с обучающимися
и
родителями на уровне классного коллектива.
Реализует воспитательный потенциал урока.
предметник
Кроме
того,
школа
укомплектована
вспомогательным
персоналом,
обеспечивающим создание и сохранение условий материально-технических и
информационно-методических условий реализации программы.
В школе создано методическое объединение классных руководителей, которое
помогает учителям школы разобраться в нормативно-правовой базе,
обеспечивающей успешный воспитательный процесс.
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов
реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров:
- сопровождение
молодых педагогических работников, вновь
поступивших
на работупедагогических работников (работа школы наставничества);
- индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в томчисле
и по вопросам классного руководства);
- контроль оформления учебно-педагогической документации;
- проведение конференций, «круглых столов», семинаров по
педагогическим и другим вопросам духовно-нравственного
воспитания обучающихся;
- участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам
воспитания;
- участие в работе муниципальных и региональных методических объединений,
представлениеопыта работы школы;
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
В программных мероприятиях предусматривается подготовка и принятие
нормативных документов, включающих вопросы воспитания школьников,
заключение соглашений о сотрудничестве органов образования, здравоохранения,
культуры, социальной помощи и др. Реализуется подготовка приказов и локальных
актов школы по внедрению Рабочей Программы воспитания (с обновленной
программой ФОП) в образовательный процесс. Обеспечение использования
педагогами методических пособий, содержащих видео уроки и видео мероприятия
по учебно-воспитательной работе. Обновление содержания воспитательных
программ в целях реализации новых направлений программ воспитания.
Подготовка и корректировка дополнительных общеразвивающих программ. Сайт,
на котором будут отражены рабочие общеразвивающих программы воспитания:
https://belom.karelschool.ru/
Управление качеством воспитательной деятельности в МОУ «Беломорская
СОШ №1» обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:
Нормативно-методическое обеспечение.
В программных мероприятиях предусматривается подготовка и принятие
нормативных
документов, включающих вопросы воспитания школьников, заключение
соглашений о сотрудничестве органов образования, здравоохранения, культуры,
социальной помощи и др. Реализуется подготовка приказов и локальных актов
школы по внедрению Рабочей Программы воспитания (с обновленной программой
ФОП) в образовательный процесс. Обеспечение использования педагогами
методических пособий, содержащих видео уроки и видео мероприятия по учебновоспитательной работе. Обновление содержания воспитательных программ в
целях реализации новых направлений программ воспитания. Подготовка и
корректировка дополнительных общеразвивающих программ. Сайт, на котором
будут
отражены
рабочие
общеразвивающих
программы
воспитания:
https://belom.karelschool.ru/
Управление качеством воспитательной деятельности обеспечивают следующие
локальные нормативно-правовые акты:
•
Устав школы;
•
Рабочая программа воспитания;
•
Календарные планы воспитательной работы по уровням НОО, ООО, СОО;
•
Положение о классном руководстве в МОУ «Беломорская СОШ №1»;
•
Положение о внутришкольном контроле;
•
•
•
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости ипромежуточной аттестации обучающихся;
Правила внутреннего распорядка для обучающихся МОУ
«Беломорская СОШ №1»;
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательныхотношений;
•
Требования к одежде обучающихся по основным общеобразовательным
программамначального общего, основного общего и среднего общего
образования;
•
Положение об организации обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья вМОУ «Беломорская СОШ №1»;
Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников;
•
•
Положение о порядке организации питания обучающихся МОУ
«Беломорская СОШ №1»;
•
Правила пользования библиотекой;
•
•
•
•
•
•
•
Положение о внеурочной деятельности обучающихся в МОУ
«Беломорская СОШ №1»;
Правила приема на обучение по дополнительным образовательным
программам;
Положение о портфолио обучающегося;
Положение о психолого-педагогическом консилиуме;
Положение об оказании логопедической помощи обучающимся;
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся;
Положение о школьном спортивном клубе «ОРИОН» и другие нормативные
акты.
3.3. Условия работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и
другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей
и возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями осуществляется ориентация на:
- формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов;
- личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной
организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной
организации;
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и другое);
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную
и
коллективную
активность
обучающихся,
преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награды);
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического
самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности:
- индивидуальные и групповые портфолио,
- рейтинги,
- благотворительная поддержка.
Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме
индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или
названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их
успешностью, достижениями.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов)
заключается в материальной поддержке проведения в образовательной организации
воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных
форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной
поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и
их деятельности.
Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в
т.ч. из социальных партнёров, их статус, акции, деятельность соответствовуют укладу
общеобразовательной
организации,
цели,
задачам,
традициям
воспитания,
согласовываются с представителями родительского сообщества во избежание
деструктивного воздействия на взаимоотношения в образовательной организации.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне
основного общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение
уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого
планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
- распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат
как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерий: динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
по воспитательной работе с последующим обсуждением результатов на методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основной способ получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
- какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
- какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерий: наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются
вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу):
- реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
- организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
- внешкольных мероприятий;
- создания и поддержки предметно-пространственной среды;
- взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности ученического самоуправления;
- деятельности по профилактике и безопасности;
- реализации потенциала социального партнёрства;
- деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом.