Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета Протокол № 8 от 09.04.2024 г. Утверждено Приказом директора МОУ «Беломорская СОШ №1» от 12.04.2024г. № 220 Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, - Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, утвержденными Приказами Минросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31 мая 2021 года с изменениями от 18 июля 2022 года, - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 года с изменениями от 12 августа 2022 года, - Письмом Минпросвещения Российской Федерации от 5 июля 2022 года № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций», - Письмами Минпросвещения от 17 июня 2022 года № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном» и от 15 августа 2022 года № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций», с учетом СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии с Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.1. Данное Положение устанавливает порядок организации и проведения внеурочной деятельности, порядок организации занятий «Разговоры о важном», регулирует систему оценки достижения результатов внеурочной деятельности, а также определяет ответственных лиц за проведение внеурочной деятельности. 1.2. Образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования реализуются в общеобразовательной организации через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 1.3. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательной деятельности, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочных. 1.4. Общеобразовательная организация определяет объем часов, отведенных на внеурочную деятельность в соответствии с содержательной и организационной спецификой реализуемых ООП с учетом времени, отводимого на внеурочную деятельность на каждом уровне общего образования: - на уровне начального общего образования – до 1320 часов; - на уровне основного общего образования – до 1750 часов; - на уровне среднего общего образования – до 700 часов. 1.5. План внеурочной деятельности общеобразовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. 1.6. Внеурочную деятельность в соответствии с настоящим Положением о внеурочной деятельности могут осуществлять педагогические работники, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам квалификационными характеристикам по должности, в том числе заместители директора, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, классные руководители, педагогиорганизаторы, педагоги-психологи, логопеды, педагоги - библиотекари и иные педагогические работники. 1.7. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входят в аудиторную нагрузку педагогического работника, ее реализующую. 1.8. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках реализации ООП НОО, ООО и СОО. 2. Требования к организации внеурочной деятельности 2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. 2.2. Целью организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации является обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. 2.3. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить: - удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; - развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов; - формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности); - формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и социальнопрофессиональных ориентаций; - развитие навыков самостоятельной образовательной, общественной, проектной, учебноисследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности; - формирование экологической грамотности у обучающихся, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; - совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, самоопределения обучающихся. 3. Порядок организации внеурочной деятельности 3.1. Внеурочная деятельность организуется на базе МОУ «Беломорская СОШ №1». 3.2. Формы проведения внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно, при этом учитывает активность и самостоятельность обучающихся, сочетает индивидуальную и групповую работы, обеспечивает гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. 3.3. В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. 3.4. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в общеобразовательной организации, определяется учебным планом на текущий учебный год. 3.5. Количество часов зависит от образовательных потребностей участников образовательной деятельности и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность по удовлетворению данных потребностей в текущем учебном году (до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности). 3.6. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско- патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации. 3.7. Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими работниками школы (учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.), педагогами учреждений дополнительного образования (по согласованию). 3.8. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. 3.9. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения, в том числе в течение учебного года. При этом фамилия данного обучающегося вписывается в «Списочный состав» данного объединения. 3.10. Общеобразовательная организация самостоятельно решением Педагогического совета разрабатывает и утверждает: - рабочие программы внеурочной деятельности; - план внеурочной деятельности; - расписание занятий внеурочной деятельности. 3.11. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации. 3.12. Рабочая программа внеурочной деятельности является частью основной общеобразовательной программы соответствующего уровня образования и наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, разрабатывается на основе требований к результатам освоения общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ, включенных в структуру общеобразовательной программы. 3.13. Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.14. Рабочие программы внеурочной деятельности включают в себя титульный лист, пояснительную записку и следующие обязательные разделы: - содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; - планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности; - тематическое планирование; - учебно-методическое обеспечение. 4. Результаты внеурочной деятельности 4.1.Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. 4.2. Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе и должны соответствовать планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы. 4.3. Для учета образовательных результатов внеурочной деятельности школа использует психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как "портфолио" (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме ("цифровое портфолио"). 4.4. Формы проведения учета (аттестации) определяются самим педагогом таким образом, чтобы они соответствовали планируемым результатам освоения программы внеурочной деятельности. 4.5. В зависимости от направления формы учета (аттестации) могут быть следующие: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад, тематические чтения, собеседование и т.д. 4.6. Школа предоставляет обучающимся реализацию академического права на зачет результатов освоения ими учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В случае если обучающийся осваивает учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практику, дополнительные образовательные программы в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то такие занятия засчитываются как часы внеурочной деятельности в образовательной организации по соответствующему направлению внеурочной деятельности. (При предоставлении справки из учебного заведения, и заявления на имя директора родителя (законного представителя). 5. Проведение занятий и организация контроля за внеурочной деятельностью 5.1. План внеурочной деятельности каждого уровня образования (начального общего, основного общего, среднего общего) может корректироваться на следующий учебный год в конце текущего года с учетом предварительного выбора обучающимися и их родителями (законными представителями) рабочих программ внеурочной деятельности. 5.2. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается для ознакомления на установочном (организационном) родительском собрании, для обучающихся 5 - 11 классов - на родительских собраниях и через официальный сайт общеобразовательной организации. 5.3. Для проведения занятий по внеурочной деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, так и из параллели классов. Наполняемость группы устанавливается от 12 человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две группы. 5.4. Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с обучающимися, так и организацию занятий крупными блоками - «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии и т.д.). 5.5. Продолжительность занятий внеурочной деятельности регламентируется действующими Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами СП 2.4.3648-20. 5.6. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым директором МОУ «Беломорская СОШ №1» 5.7. Содержание записей в журнале должно соответствовать содержанию рабочей программы внеурочной деятельности (разделу «тематическое планирование») и тематике проводимого занятия. 5.8. Организацией, координацией и контролем занятий внеурочной деятельности обучающихся конкретного класса занимается классный руководитель, который: - доводит до сведения родителей (законных представителей) информацию о реализуемых в образовательной организации рабочих программах; - осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися занятий в соответствии с утвержденным расписанием; - осуществляет взаимосвязь между родителями (законными представителями) обучающихся и учителями - предметниками по вопросу организации внеурочной деятельности, включая оценку образовательных достижений обучающихся. 5.9. Учет занятости обучающихся класса внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем. 5.10. Общее руководство и контроль за внеурочной деятельностью в образовательной организации осуществляют заместители директора. 6. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности. 6.1. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях: - оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления; - индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося школы; - качественная и количественная оценка эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся и коллективных результатов групп обучающихся. 7. Ответственность 7.1. Администрация МОУ «Беломорская СОШ №1» организует: 7.1.1. Процесс разработки, рецензирования и утверждения программы внеурочной деятельности; 7.1.2. контроль выполнения программ внеурочной деятельности; 7.1.3. контроль ведения журналов внеурочной деятельности. 7.2. Педагогические работники несут ответственность, установленную законодательством и должностными обязанностями, за обеспечение требований ФГОС в части реализации рабочих программ внеурочной деятельности как части ООП НОО, ООО и СОО. 7.3. Деятельность преподавателей регламентируется Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, должностными инструкциями. 7.4. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за посещение занятий внеурочной деятельности обучающимися. 7.5. Обучающиеся несут ответственность за соблюдение требований Устава МОУ «Беломорская СОШ №1», Правил внутреннего распорядка обучающихся и других локальных актов, регламентирующих организацию образовательных отношений в общеобразовательной организации. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и вводится в действие приказом директора МОУ «Беломорская СОШ №1». 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.