Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол №5 «22» мая 2018 г. Внесены изменения Протокол № 8 от 12 апреля 2024г. Утверждено приказом директора МОУ «Беломорская СОШ №1» от «12» апреля 2024 г. № 220 Положение о портфолио обучающегося МОУ «Беломорская СОШ №1» 1. Общие положения Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего, среднего общего образования», Уставом. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио. «Портфель личных достижений» (далее - портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся. Важной задачей портфолио ученика начального общего образования является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене. Портфолио основного общего образования служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебнопознавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения. Портфолио среднего общего образования служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности. 2. Цель и задачи портфолио Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика. Основные задачи применения портфолио: повышать качество образования в школе; поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающегося, его активность и самостоятельность; систематически вовлекать учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную; развивать навыки оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку; формировать у учащегося умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; создавать ситуацию успеха для каждого ученика; содействовать дальнейшей успешной социализации обучающегося. 3. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. Обязанности учащегося: Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Обязанности родителей: Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио. Обязанности классного руководителя: Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между учащимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования: Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы. Обязанности администрации учебного заведения: Заместитель директора организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио. Директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы. 4. Структура портфолио Портфолио учащегося имеет титульный лист и состоит из четырех разделов. Оформление титульного листа представлено в Приложении 1. I раздел: «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом. Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения. II раздел: «Портфолио документов». В этом разделе могут быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся может представлять дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, табели успеваемости, результаты тестирования. III раздел: «Портфолио работ». Учащийся может представлять комплект своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Ведомости участия в различных видах деятельности представлены в Приложении 2. IV раздел: «Портфолио отзывов». Может включать в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося. 5. Оформление портфолио Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности. При оформлении следует соблюдать следующие требования: записи вести аккуратно и самостоятельно; предоставлять достоверную информацию; каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года; в конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов. 6. Подведение итогов работы Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложении 3. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении 4. Приложение 1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Место для фотографии Фамилия __________________________________________________________ Имя ______________________________________________________________ Отчество __________________________________________________________ Число, месяц, год рождения __________________________________________ Год начала работы над портфолио _____________________________________ Классный руководитель _____________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) Приложение 2 Ведомости участия в различных видах деятельности. Участие в олимпиадах: № Название Предмет Уровень Результат Дата Подпись Участие в общественной жизни класса и школы: № Название Содержание Уровень Результат Дата Подпись Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях: № Название Сфера учёбы Учреждение Результат Дата Подпись Дата Подпись Спортивные достижения: № Название Уровень Результат Практики: трудовая, социальная, педагогическая: № Название Содержание Учреждение Результат Дата Подпись Творческие работы, рефераты, проекты: № Название Область знаний Количество страниц Результат Дата Подпись Приложение 3 Оценка достижений учащихся по материалам портфолио Показатели Учебная деятельность Олимпиады Спортивные достижения Дополнительное образование Измерители 1 - 8 класс – средний балл годовых оценок 9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата 10 класс - средний балл годовых оценок 11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата Школьная: Победитель Призер Участник Муниципальная: Победитель Призер Участник Городская: Победитель Призер Участник Всероссийская: Победитель Призёр Участник Международная: Победитель и призёр Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник Городские соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник Международные соревнования: Победитель и призёр Участие в кружках, секциях Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник Результат балл До 5 До 5 До 5 До 5 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 10 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 10 2 3 2 1 Показатели Измерители Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник Городские конкурсы, фестивали: Победитель Призёр Школьные мероприятия, практики Участник Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия Результат балл 5 4 3 7 6 5 1 2 3 Приложение 4 Сводная итоговая ведомость ________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) ________________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Класс _________ № Показатели 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Дополнительное образование 5 Участие в мероприятиях и практиках Балл ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу. ___________________ Дата Классный руководитель ____________________________ Директор школы М.П. ____________________________