Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 31 августа 2023 г. Внесены изменения Протокол № 8 от 12 апреля 2024 г. Утверждено приказом директора МОУ «Беломорская СОШ №1» от 12 апреля 2024 г. № 220 ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном проекте обучающегося на уровне среднего общего образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, Приказом Минпросвещения России № 546 от 5 октября 2020 г. «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», с учетом Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 23.11.2022 г. №1014. 1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) на уровне среднего общего образования. 1.3. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). 1.4. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося. 1.5. Индивидуальный проект является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Отметка за выполнение обучающимися индивидуального проекта, выполнение которого является обязательным требованием к результатам освоения основной образовательной программы на уровне среднего общего образования, указывается в аттестате о среднем общем образовании. 2. Цели и задачи индивидуального проекта 2.1. Целью выполнения индивидуального проекта является формирование основы культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, проекта, направленного на решение научной, личностно и социально значимой проблемы. 2.2.Задачами выполнения индивидуального проекта для обучающихся являются: - овладение навыками коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления, - развитие способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, - овладение навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, - развитие способности к постановке цели и формулированию гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпритации необходим информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. 2.3.Задачами выполнения индивидуального проекта для педагогов являются: - внедрение и применение педагогических технологий в образовательную деятельность, способствующих развитию познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию их критического мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему; - совершенствование у обучающихся способности к сотрудничеству и коммуникации; - формирование у обучающихся способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - оценивание у обучающихся способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к использованию информационно-коммуникационных технологий в целях обучения и развития; - оценивание у обучающихся уровня сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции, рефлексии. 3. Общие особенности организации работы над индивидуальным проектом 3.1. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. 3.2. Организация педагогического сопровождения индивидуального проекта осуществляется с учетом специфики профиля обучения, а также образовательных интересов обучающихся. 3.3. Каждый учитель-предметник до 31 мая каждого учебного года предоставляет на выбор 3-5 тем индивидуальных проектов для формирования перечня тем индивидуальных проектов на следующий учебный год. 3.4. Перечень тем индивидуальных проектов размещается на официальном сайте школы до 10 сентября, доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) на классных часах и родительских собраниях. 3.5. Темы проектов могут быть предложены как учителями-предметниками, так и обучающимися. В случае если тема индивидуального итогового проекта предлагается самим обучающимся, то обязательно согласовывается с руководителем индивидуального проекта. 3.6. Выбор темы и руководителя индивидуального проекта осуществляется каждым обучающимся 10 класса самостоятельно не позднее 1 октября. 3.7. Перечень тем индивидуальных проектов может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия по согласованию с руководителями индивидуальных проектов. Тема индивидуального проекта, руководитель индивидуального проекта могут быть изменены по желанию обучающихся 10-го класса. 3.8. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта. 3.9. В качестве консультантов и соруководителей итогового индивидуального проекта могут привлекаться сетевые и социальные партнеры школы (преподаватели иных организаций-партнеров, родители (законные представители), общественные или социокультурные организации). 3.10.Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в работе над индивидуальным проектом (выбор темы и руководителя проекта), информирует родителей (законных представителей) о выборе темы проекта и результатах работы обучающегося над проектом. 3.11. Защита проекта осуществляется в процессе деятельности специально организованной Комиссии школы (далее – Комиссия), утверждаемой приказом директора школы, в рамках специально организуемых в образовательной организации проектных «дней», в рамках проведения ученических научных конференций. 3.12. В состав комиссии могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация школы и иные педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленных материалов. 4. Этапы и сроки работы над проектом 4.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 4.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта, 4.3. Основной этап (ноябрь-апрель): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта. 4.4. Заключительный (май – декабрь следующего года): защита проекта, оценивание работы. 4.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель проекта. 5. Возможные типы работ и формы их представления 5.1. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной и исследовательской деятельности являются: - социальное; - бизнес-проектирование; - исследовательское; - инженерное; - информационное. 5.2. Типы проектов: - исследовательский проект изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; - прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника проекта; - информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории; такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы; - творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы; - социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какойнибудь актуальной социально-значимой тематике; - конструкторский проект– материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения; - инженерный проект – проект с инженерно-техническим содержанием. 5.3. Формы представления результатов: - письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); - художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; - отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 6. Требования к содержанию, оформлению и защите индивидуального проекта 6.1. Содержание индивидуального проекта. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с литературной точки зрения) и отражать содержание проекта. Структура проекта содержит в себе следующие элементы (в порядке расположения): титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографический список, приложения, отзыв руководителя проекта. Титульный лист является первой страницей индивидуального проекта и заполняется по образцу (приложение 1): название проекта, указание автора проекта, указание руководителя. Оглавление, где приводятся пункты работы с указанием страниц (приложение 2). Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, дается характеристика проекта: в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов. Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Основная часть проекта состоит их двух глав. Первая глава содержит теоретический материал, а вторая – практический (экспериментальный). Теоретическая глава включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов. Практическая глава — анализ экспериментальных данных, социологического опроса, описание изготовления проектируемого изделия, реализации проекта и т.д. Главы могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, подтверждена или опровергнута гипотеза, отметить новизну подхода и/или полученных решений, актуальность и практическую значимость полученных результатов (продукта деятельности). Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы. В библиографическом списке указывается список литературы и интернет-ресурсов (приложение 3). Отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта (приложение 4). 6.2. Оформление индивидуального проекта Текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата, А4 через одинарный интервал. Кегль шрифта основного текста работы должен быть 14 пункта, ненаклонный. Для заголовков разрешается использовать шрифты кеглем до 23 пунктов. Гарнитура шрифта — семейства Times. Междустрочный интервал – 1- 1,15. Поля – верхнее- 2см, нижнее – 2см, правое – 1,5 см, левое – 3см. Работы выполняются в текстовом редакторе «Word», объем — не более 20 страниц. Страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами. Титульный лист не нумеруется. Номера страниц проставляются внизу листа по центру страницы. Приложения, в том числе таблицы, дополнительные материалы и другое оформляются в произвольной форме, удобной для понимания и усвоения информации. Приложения нумеруются в порядке их использования. Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т. п. В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых. Все материалы индивидуального проекта помещаются в папку-скоросшиватель. К ним прилагается отзыв руководителя проекта. 6.3. Требования к защите индивидуального проекта 6.3.1. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов. 6.3.2. Независимо от типа проекта его защита происходит публично. 6.3.3. Защита индивидуальных итоговых проектов проходит в школе. 6.3.4. Школа определяет график защиты индивидуальных проектов. График защиты индивидуальных проектов утверждается директором школы. 6.3.5. На защиту индивидуального проекта выносится: - папка с содержанием индивидуального проекта, - продукт проектной деятельности, - презентация проекта, сопровождающая выступление обучающегося на защите, - отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта. 7. Критерии оценивания индивидуального проекта 7.1. Итоговый индивидуальный проект оценивается в соответствии с листом оценивания индивидуального проекта (Приложение 5) по следующим критериям: - способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; - сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; - сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. - сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. 7.2. С целью определения степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта необходимо учитывать два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. 7.3. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, если: - такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; - ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения. 7.4. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, если: - такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; - продемонстрированы все обязательные элементы проекта; - даны ответы на вопросы. 7.5. Проект, получивший оценку ниже базового уровня, возвращается обучающемуся на доработку. Обучающийся дорабатывает проект в течение недели, представляет к повторной защите. 8. Обязанности ответственных за работу над индивидуальными проектами, руководителей индивидуальных итоговых проектов, классных руководителей обучающихся, выполняющих индивидуальные проекты 8.1. Обязанности ответственных за работу над индивидуальными проектами: - нормативно-правовое сопровождение работы над индивидуальными проектами, - организация и проведение мероприятий по защите проектов, формировании экспертных комиссий, - оказание методической и консультационной помощи педагогам школы по работе над индивидуальными проектами. 8.2. Обязанности руководителей индивидуальных проектов: - оказание помощи обучающимся в выборе темы, определении идеи индивидуального проекта, определения его конечного продукта, - консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта, - оказание помощи обучающимся в подборе необходимых источников информации, - консультирование обучающихся по вопросам планирования, методики выполнения работы, оформления и представления результатов; создание условий для активности школьника, - содействие в прогнозировании результатов выполнения проекта, - оказание помощи в подготовке доклада, презентации, - помощь в оценке полученных результатов, - информирование администрации школы о ходе работы над индивидуальными проектами, - осуществление организации и координации работы обучающихся над индивидуальными проектами; - осуществление контроля за выполнением работы обучающихся над индивидуальными проектами, - оказание помощи обучающимся в подготовке представления индивидуальных проектов для внешней оценки. 8.3. Обязанности классного руководителя обучающихся, выполняющих индивидуальные проекты: - контролирует занятость обучающихся в работе над индивидуальным проектом, - информирует родителей (законных представителей) обучающихся о выборе темы проекта и результатах работы обучающегося над проектом, проводит просветительскую работу с родителями (законными представителями) обучающихся по организации работы над индивидуальным проектом в школе, способствует взаимодействию родителей (законных представителей) с руководителями индивидуальных проектов. 9. Права и ответственность сторон 9.1. Руководитель индивидуального проекта несет ответственность за качество выполнения индивидуальных проектов обучающимися. 9.2. Руководитель индивидуального проекта имеет право: - требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы, - использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы, - обращаться к администрации школы в случае несоблюдения обучающимися сроков реализации планов работы над индивидуальными проектами. 9.3. Обучающийся несёт ответственность за: - выбор темы индивидуального проекта, - посещение консультаций и занятий по индивидуальному проекту, - выполнение требований и рекомендаций руководителя индивидуального проекта, - подготовку публичного отчета о проделанной работе (защита индивидуального проекта). 9.4. Обучающийся имеет право: - на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального проекта; - на использование для выполнения индивидуального проекта ресурсов школы. 9.5. Ответственный за работу над индивидуальными проектами несёт ответственность: - за обеспечение обучающихся и руководителей проектов методическими материалами; - за организацию консультации и оказание методической помощи руководителям проектов; - за организацию и проведение итоговой публичной защиты индивидуальных проектов, составление графика защиты проектов; - за своевременное размещение и обновление информации о работе над индивидуальными проектами на сайте школы; - за ведение необходимой сопроводительной и отчетной документации по работе над индивидуальными проектами. 9.6. Ответственный за работу над индивидуальными проектами имеет право: - контролировать организацию условий, необходимых для работы над индивидуальными проектами (помещения, доступ к мультимедийной технике, установка программного обеспечения и т.д.); - осуществлять мониторинг своевременности выполнения этапов работы над индивидуальными проектами; - осуществлять мониторинг своевременности и правильности оформления документации, проектных материалов для их сдачи; - при необходимости - организовать независимую экспертную оценку содержательного уровня индивидуального проекта и хода работы над ним в целом. Приложение 1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» Индивидуальный проект «Тема» по название предмета Выполнил ученик 10 класса Ф.И.О. Руководитель Ф.И.О. Г. Беломорск 20 год Приложение 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… ГЛАВА 1. Наименование ……………………………………………… 1.1. Наименование ……………………………………………………… 1.2. Наименование …………………………………………………….. ГЛАВА 2. Наименование ……………………………………………… 2.1. Наименование ……………………………………………………… 2.2. Наименование ……………………………………………………… 2.3. Наименование ……………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… Приложение 3 Образец оформления списка литературы 1. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г., в редакции с внесенными в нее поправками от 30 декабря 2008г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - ст. 445. 2.Борисов Е. Ф., Петров А. С., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 400с. 3. Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. – М.: Высш. шк., 2002. – 460с. 4. Конституционное право: Словарь / Отв. Ред В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001. – 566с. 5. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов // Законодательство и экономика. - 2004. - № 12. – С. 24 -37. Образец оформления ссылки на интернет-ресурс Аверинцев С.С. Поэтикаранневизантийской литературы [Электронный ресурс] / С. С. Аверинцев. – Режим доступа: http://royallib.com/read/averintsev_sergey/poetika_rannevizantiyskoy_liter aturi.html#0. Приложение 4 Отзыв руководителя проекта Приложение 5 ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА Класс Ф.И.О. учащегося Тема индивидуального проекта Руководитель проекта Оцениваемые умения Сформированность познавательных действий Критерий Соответствие темы содержанию проекта Способность определить и обосновать проблему и выбрать способы её решения Способность найти и обработать информацию Способность формулировать выводы и/или обоснование и реализацию принятого решения Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый: Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя определять проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Повышенный: Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно определять проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Баллы* (необходимое обвести) 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Сформированность Умение раскрыть содержание предметных знаний и работы способов действий Умение грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать (применять) имеющиеся предметные знания и способы действий Базовый: Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. Вработе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Повышенный: Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют 0 1 2 3 0 1 2 3 Сформированность регулятивных Базовый: Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы 0 1 2 3 Умение самостоятельно планировать и управлять своей 14 действий познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Повышенный: Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Сформированность коммуникативных действий Умение ясно и четко изложить и оформить выполненную работу Умение представить её результаты Умение аргументировано ответить на вопросы Базовый: продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Повышенный: Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение правильно и хорошо оформлены и структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/выступление вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы 0 1 2 3 0 0 1 1 2 2 3 3 ИТОГО** *С целью определения степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта учитываются два уровня сформированности навыков проектнойдеятельности: базовый (1 балл) и повышенный (2-3 балла). ** Полученные баллы суммируются и переводятся в оценку в соответствии с таблицей. отметка «неудовлетворительно» 0 – 9 первичных баллов Базовый уровень отметка «удовлетворительно» 10 – 16 первичных баллов Повышенный уровень отметка «хорошо» отметка «отлично» 17 - 24 первичных баллов 25 - 30 первичных баллов Члены Комиссии: Подпись Подпись