Положение о классном руководстве

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №1
«31» августа 2020 г.

Внесены изменения
Педагогическим советом
Протокол №8
от «12» апреля 2024г.

Утверждено
приказом директора
МОУ «Беломорская СОШ №1»
от «12» апреля 2024 г. № 220

ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует
работу классного руководителя Муниципального
общеобразовательного учреждения
Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа
№1» (далее – МОУ «Беломорская СОШ №1»).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»,
 Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по
организации работы педагогических работников, осуществляющих классное
руководство в общеобразовательных организациях от 12.05.2020 №ВБ-1011/08;
 Уставом МОУ «Беломорская СОШ №1».
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники в МОУ «Беломорская
СОШ №1», которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной
поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании
в Российской Федерации».
1.4. Классное руководство распределяется администрацией МОУ «Беломорская СОШ №1»,
закрепляется за работником с его согласия, исходя из интересов МОУ «Беломорская СОШ
№1» с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания
действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной
педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя
добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического
оформления.
1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью
и не входит в состав его должностных обязанностей.

1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:


















Конституцией Российской Федерации;
Семейным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального
общего образования, утвержденным Приказом Министерства просвещения РФ от 31
мая 2021 г. № 286;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021
г. № 287;
ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413;
приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией МОУ «Беломорская СОШ №1»,
органами школьного и классного
ученического самоуправления, родителями (законными представителями), классным
родительским
комитетом,
психологом,
педагогом-организатором,
педагогами
дополнительного образования.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми
целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся,
изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года» и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
2.2. Цели работы классного руководителя:

формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовнонравственными и социокультурными ценностями.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социальнозначимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
 опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации,
исторические и национально-культурные традиции;
 организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
 нравственный пример педагогического работника;
 интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
 социальная востребованность воспитания;
 поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
 признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
 обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
 кооперация
и
сотрудничество
субъектов
системы
воспитания
(семьи,
общества,государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
 создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации
межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детсковзрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи,
ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых
форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
 формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных
ценностей и практической готовности им следовать;
 формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по
отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению
различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия,
жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
 формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности
за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в
частности событий и итогов Второй мировой войны;
 формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях
современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции,
использования возможностей волонтерского движения, детских общественных
движений, творческих и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
 выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовнонравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и







традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных
воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся
с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернетресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей,
поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию
ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области
образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива МОУ
«Беломорская Школа №1», органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.

2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству
и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых –
традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная
часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных
условий МОУ «Беломорская СОШ №1».
2.7. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1. Личностно-ориентированная
обучающихся в классе, включая:

деятельность

по

воспитанию

и

социализации

 содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и
успеваемости;
 обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
 содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и
видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и
личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей
волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных
сообществ;
 осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе
изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и
семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
 выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
 выявление и педагогическую поддержку обучающихся,
нуждающихся в
психологической помощи;
 профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления
вредных для здоровья веществ;
 формирование навыков информационной безопасности;

 содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
 поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
 обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.7.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом
как социальной группой, включая:
 изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
 регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в
полиэтнической, поликультурной среде;
 формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни,
активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее
страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;
 организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в
реализацию социальных и образовательных проектов;
 выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу
физическому и психическому здоровью обучающихся;
 профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех
форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
2.7.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
 привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах
обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания
наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
 регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и
событиях жизни класса;
 координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных
отношений;
 содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной
помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
2.7.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом, включая:
 взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;

 взаимодействие с администрацией МОУ «Беломорская СОШ №1» и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности
обучающихся и класса в целом;
 взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей
обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции
индивидуальных траекторий личностного развития;
 взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
 взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами
дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему
внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных
мероприятий;
 взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией МОУ «Беломорская
СОШ №1» по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
обучающихся;
 взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками МОУ «Беломорская
СОШ №1» (социальным педагогом, педагогом-психологом и др.) с целью организации
комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.7.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
 участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению
обучающихся;
 участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с
привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей,
научных и образовательных организаций;
 участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,
правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику МОУ «Беломорская СОШ №1» и включает в
себя:
2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» в соответствии с
планом воспитательной работы МОУ «Беломорская СОШ №1»
2.8.2. Участие в традиционных мероприятиях: «День Знаний», «Неделя безопасности», кросс
«Золотая осень», «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «День
Учителя», «День Матери», «День неизвестного солдата», игра «Основной закон»,
«Новогодний переполох», «Вечер встречи выпускников», «День святого Валентина»,
«Армейский калейдоскоп. А, ну-ка, парни», «Конкурс патриотической песни «Виктория»,
«Праздник весны, цветов и любви», «День Здоровья», «День Победы», «День семьи»

«Последний Звонок», «Выпускной вечер», в соответствии с планом воспитательной работы
МОУ «Беломорская СОШ №1»
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
 самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и
педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать
и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с
учетом контекстных условий деятельности;
 вносить на рассмотрение администрации МОУ «Беломорская СОШ №1»,
педагогического
совета,
органов
государственно-общественного
управления
предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий
воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
 участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов МОУ «Беломорская
СОШ №1» в части организации воспитательной деятельности в МОУ «Беломорская
СОШ №1» и осуществления контроля ее качества и эффективности;
 самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных
мероприятиях;
 использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру МОУ «Беломорская
СОШ №1» при проведении мероприятий с классом;
 получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
руководства и органов государственно-общественного управления МОУ «Беломорская
СОШ №1» для реализации задач по классному руководству;
 приглашать в МОУ «Беломорская СОШ №1» родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с
осуществлением классного руководства;
 давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий;
 посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися
и с коллективом обучающихся класса;
 защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации МОУ «Беломорская
СОШ №1», родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
других педагогических работников;
 повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
4. Организация деятельности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
 определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
 выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по

предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
 организует и контролирует дежурство учащихся по школе;

 организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в

случае возникновения девиации в их поведении.
4.2. Классный руководитель еженедельно:
 проверяет ведение учащимися дневников с выставлением отметок за неделю;
 отмечает в электронном журнале причины пропусков учащимися занятий;
 проводит
классный час в соответствии с планом воспитательной работы

и

утвержденным расписанием;
 организует работу с родителями;
 проводит работу с учителями-предметниками

и

педагогами

дополнительного

образования, работающими в классе;
 анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся.

4.3.





Классный руководитель один раз в четверть:

оформляет классный журнал по итогам четверти;
анализирует выполнение плана работы за четверть;
проводит родительское собрание;
организует заседание родительского комитета класса.

4.4. Классный руководитель в течение учебного периода:
 участвует в работе методического объединения классных руководителей.
4.5.

Классный руководитель один раз в год:

 оформляет личные дела учащихся;
 проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за отчётный период, состояния
успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
 проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый отчётный период;
 представляет администрации школы статистическую отчетность об обучающихся класса
(материалы для отчета по форме ОШ-1, успеваемость, посещаемость, участие во
внеурочной деятельности, о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве
выпускников и пр.)
4.6. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.7. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий.
Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
4.8. При проведении внеклассных мероприятий в МОУ «Беломорская СОШ №1» и вне
классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить
сопровождение обучающихся.
4.9. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:

 индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
 групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
 коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
5. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведет следующую документацию:
 личное дело обучающегося;
 электронный журнал класса;
 журналы по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ;

анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы








МОУ «Беломорская СОШ №1»). Форма анализа и плана воспитательной работы
определяется администрацией МОУ «Беломорская СОШ №1»;
социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией МОУ
«Беломорская СОШ №1»);
результаты педагогического, социологического, психологического, физического
исследования обучающихся класса;
характеристики на обучающихся (по запросу);
протоколы заседаний родительских советов и родительских собраний, материалы
для подготовки родительских собраний;
разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий,
проводимых с детьми (в том числе классных часов – при необходимости);
аналитические материалы.
6. Критерии оценки работы классного руководителя

6.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя
основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

оценивается на

6.2. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в
своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их
гражданской зрелости).
6.3. Критерии деятельности оценивают реализацию управленческих функций классного
руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с
педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими
участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).
4.4.
Администрация общеобразовательного учреждения
включает
в
график
внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации
функций классного руководителя.
7. Механизмы стимулирования классных руководителей

7.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является
обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого
дополнительного вида деятельности.
7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
7.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий
деятельности для осуществления классного руководства, включая:
 создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной
деятельности между собой и администрацией МОУ «Беломорская СОШ №1»;
 создание системы наставничества и организацию методического объединения
педагогических работников, осуществляющих классное руководство.
7.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений,
участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий
для профессионального развития и роста, включая:
 наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического
объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
 предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с
целью развития личностной и профессиональной самореализации;
 предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках,
вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.
7.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов
создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том
числе с учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное
руководство, включая:
 создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между
участниками образовательных отношений;
 организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и
восстановления в МОУ «Беломорская СОШ №1» или вне ее для профилактики
профессионального выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками
классного руководства.
7.2.4. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации МОУ
«Беломорская СОШ №1», родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по
классному руководству, включая:
 публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих
классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую книжку,
награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня,
выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на
доске почета;

 размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте
МОУ «Беломорская СОШ №1».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».