04.09.2023
Организация
обучения обучающихся с ОВЗ
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи
79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя:
- использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь;
- проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в
здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной
статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной
категории обучающихся, включая создание специальных условий в
общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные
программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в
отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания
образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в
соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082
"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии".
Зачисление в
образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема
граждан на обучение пообразовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного
заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и
рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть определена:
- образовательная
программа (основная образовательная программа начального, или основного, или
среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной
программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст.
79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа
или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая
особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст.
2 ФЗ № 273);
- форма получения
образования;
- необходимость периода
динамического наблюдения;
- направления работы
специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный
психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения
государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка
с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для
родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют
право не представлять эти документы в образовательные и иные организации).
Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или
ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере
образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление
в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и
организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и
воспитания детей.
В соответствии с частью
11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и
осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к
организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным
общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том
числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья:
- по основным
общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности -
приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий
особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ФЗ № 273 выделил
некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В
частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по
рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий
лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ
№ 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными
формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования".
Следует отметить, что
адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной
аккредитации.
В соответствии со
статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения
дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
В МОУ «Беломорская СОШ
№1» специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу.
Официальный сайт
адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
Специально
оборудованные учебные кабинеты
Специально
оборудованных учебных кабинетов для маломобильных групп не имеется.
Библиотеки,
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья
Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен
Объекты спорта, приспособленные для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МОУ «Беломорская СОШ №1»
имеются 2 спортивных зала площадью (большой – 271,6 м2 , малый
– 99,5 м2), оснащенные оборудованием и инвентарем по всем разделам
учебной программы по физической культуре. На территории школьного двора
расположена универсальная спортивная площадка с покрытием из резиновой крошки
(558 м2), по периметру имеет металлическое ограждение. На
площадке имеется спортивное оборудование–щиты баскетбольные, кольца баскетбольные.
Спортивно-оздоровительная
деятельность нацелена на формирование у обучающихся осознанного отношения к
своему физическому здоровью, повышению физической активности.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства
обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых осуществляется
обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся
предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении
педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и
содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в
форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и
мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать
принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 %
информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты
природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные
знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы,
CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность
должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий
момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при
показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе
демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно
согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически
выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать
самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или
демонстрационном устройстве.
Реализация
адаптированных образовательных программ предусматривает использование в
образовательной деятельности учебников для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. Перечень учебников (в том числе для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) для использования в образовательной деятельности
в 2023-2024 учебном году определен приказом МОУ «Беломорская СОШ №1» от 28.02.2023 г. №
147 (во вложении).
Специальные
условия питания
В
образовательной организации осуществляется обеспечение бесплатным двухразовым
питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе детей – инвалидов.
Доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную
социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная
база школы оснащена:
· электронной
почтой;
· локальной
сетью;
· выходом
в Интернет;
· разработан
и действует школьный сайт.
В образовательном учреждении внедрена и
функционирует автоматизированная информационная система БАРС. Web -Образование
Для обеспечения безопасных условий
доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации.
Доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ не
ограничен.
Электронные образовательные ресурсы, к которым
обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Официальный
интернет-портал государственных услуг - https://www.gosuslugi.ru/
Официальный
сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - https://minobrnauki.gov.ru/
Официальный
сайт Минпросвещения России - https://edu.gov.ru/
Федеральный
портал "Российское образование" - http://www.edu.ru/
Официальный
сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - https://minobrnauki.gov.ru/
Информация об электронных образовательных ресурсах
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов Единое окно доступа к образовательным ресурсам Карелии Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов
Медиатека образовательных ресурсов Официальный портал ЕГЭ
Официальный информационный портал ГИА
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство
образования Республики Карелия
Федеральный портал Российское образование
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Наличие специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования
Специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не
имеется.