02.09.2024
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на
профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную
и внешкольную работу с учащимися.
С 1 сентября 2023 года во всех образовательных организациях с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности. Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Министерством
просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации
(продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы).
Что значит
минимум - это "история" про "золотой стандарт образования",
т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением,
больше - можно.
Министерство
просвещения Российской Федерации разработало единую модель
профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум
для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает
три уровня на выбор образовательной организации:
базовый (не
менее 40 часов в учебный год),
основной (не
менее 60 часов в учебный год),
продвинутый (не
менее 80 часов в учебный год).
Каждый уровень
профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
- профильные
предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT,
педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные
профессии на рынке труда;
- урочная
деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к
учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом
гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
- внеурочная
деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение
профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная
деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр
выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии,
мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и
психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
- воспитательная
работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки,
профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах, встречи с
представителями разных профессий;
- дополнительное
образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных
потребностей);
- профобучение
(обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу
существовавших учебно-производственных комбинатов);
- взаимодействие
с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с
представителями разных профессий).
Один из ключевых
профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся
проходят региональные профориентационные пробы).
Цели и задачи
Профориентационного минимума
Цель – выстраивание
системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в
образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
· Развитие
нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в
образовательных организациях;
· Разработка научно-обоснованного содержательного наполнения
профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных
организаций;
· Систематизация
и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных
моделей профессиональной ориентации обучающихся;
· Подготовка
программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих
профориентационную деятельность в образовательных организациях;
· Включение
в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций,
организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости
населения, родительского сообщества;
· Включение в
профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся
“группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Используемые
материалы:
1. Примерная
рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»,
разработанная Фондом гуманитарных проектов;
2. Методические
рекомендации по внедрению профориентационного минимума
3. Методические
рекомендации по профессиональной ориентации для ОО
4. Методические
рекомендации по реализации профминимума ООО и СОО
5. Письмо
Минпросвещения от 01.06.2023г. АБ-2324-05 О внедрении единой модели профориентации.
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности Билет в
будущее.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по профессиональной ориентации для
ОО.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по реализации профминимума ООО и
СОО.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минпросвещения от 01.06.2023г. АБ-2324-05 О внедрении единой модели
профориентации..pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по внедрению профориентационного
минимума.pdf (скачать) (посмотреть)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
Профориентация ООО.pdf (скачать) (посмотреть)