Пропаганда здорового образа жизни
22.05.2025
Пропаганда здорового образа жизни
Здоровье человека — это не только
отсутствие болезней и благополучие. Это в большой степени наличие
гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Санитарное просвещение —
это важное направление в профилактической медицине. Гигиеническая культура
рассматривается как один из важных ресурсов здоровья.
Здоровый образ жизни является важным
фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный
комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет
общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических
заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но
большинство из них считаются базовыми:
· воспитание с раннего
детства здоровых привычек и навыков;
· окружающая среда:
безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов
на здоровье;
· отказ от вредных
привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
· питание: умеренное,
соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека,
информированность о качестве употребляемых продуктов;
· движение: физически
активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных
и физиологических особенностей;
· формирование
межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и
инвалидам;
· гигиена организма:
соблюдение правил личной и общественной гигиены.
В чем особенность школьного периода жизни?
Говоря о здоровом образе жизни
школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут
представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем
сформулировать основные моменты.
Здоровый образ жизни школьника: основные принципы
В вопросе здорового образа жизни
школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:
Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый
компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет
все прочие усилия.
Правильное питание
Питание школьника должно быть
полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на
рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и
питательной ценности одинаково вредны.
Сюда входит режим труда, подразумевающий
рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха,
в том числе сна.
Оптимальная физическая нагрузка
Любой ребенок, даже самый
«неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки
физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в
свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять
время на подвижные игры на свежем воздухе.
Закаливание
Закаливание является отличным средством
повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным
простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время
эпидемий.
Соблюдение гигиенических норм
В эту группу входят все основные
гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена
половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только
личных предметов гигиены и т.п.
Отказ от вредных привычек
Курение, алкоголь, любая форма
наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику
задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.
Благоприятная психологическая обстановка в семье
Добрые дружеские отношения между всеми
членами семьи являются основой психического здоровья школьника.
Здоровый образ жизни школьника: советы родителям
Знание общих принципов здорового образа
жизни само по себе не дает ничего позитивного: здоровье не улучшится до тех
пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении. Общие принципы
мало приемлемы для конкретного человека: «стричь всех под одну гребенку»
неполезно, да и просто невозможно.
Как составить индивидуальный план здорового образа
жизни для школьника?
Учитывайте возраст
ребенка
Это касается практически каждого аспекта здорового образа жизни: питание,
продолжительность сна, допустимая учебная нагрузка, характер физической
активности строятся на основе потребностей и возможностей определенного возраста.
Помните о разном исходном запасе здоровья, физической выносливости и
индивидуальных особенностях психики школьника
Не секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе –
обязательно стройте распорядок дня своего школьника с учетом этих особенностей.
Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов жизни и
возникновения острых заболеваний
Если в один из переходных периодов вы заметили, что ребенок стал больше
уставать – по возможности снизьте учебную и дополнительную нагрузку.
Не переусердствуйте: постарайтесь не давить на ребенка
Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая способ
закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть, например,
«такую полезную» цветную капусту, если он ее не любит – возможно, он предпочтет
другой вид капусты или свеклу с морковью. Не заставляйте его ходить непременно
в секцию борьбы – пусть он сам выберет вид спорта, который ему больше нравится.
В ограничении вредных факторов будьте разумны
Ничего страшного не случится, если, например, в день рождения или в гостях
ребенок поест не совсем полезную пищу.
Будьте последовательны и постоянны
Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным.
Эпизодические занятия физкультурой, обливания холодной водой по понедельникам и
чередование питания на пару с поеданием большого количества гамбургеров могут
только навредить.