РП ВД Достопримечательности родного города

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

директор МОУ
"Беломорская СОШ №1"

Протокол №1
от «30» августа 2024 г.

___________Захаркина Е.А.
Приказ № 402
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Достопримечательности родного города»
Начальное общее образование
Срок реализации программы: 1 год

Программу составила: Евстратова О.И.,
учитель начальных классов

г. Беломорск
2024 год

Постановка проблемы
Любовь к родному краю, знание его
истории – вот основа, на которой и может
осуществляться рост духовной культуры
всего общества.
Краеведение учит людей любить не
только свои родные места, но и знания о
них, приучает интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой
культурный уровень.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Достопримечательности
родного города» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа учитывает возрастные, учебные и психологические особенности младшего
школьника, Программу воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1».
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек
родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.
С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна,
гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо
вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. Краеведческий
подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать
воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с
детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи,
знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь
времен, понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет
прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурноисторическому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через
осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через
выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств
комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном
педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны
воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое,
значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.
Актуальность данного
курса
заключается
в
необходимости
формирования
патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося
информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской
деятельности младших школьников.

Цель программы:
– формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и
будущему
страны,
родного
края,
своего
города,
села;
– воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей Малой Родине
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее
представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и
навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к
природе, родному краю.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8 9 лет в течение одного года обучения в объёме 34 часов,1 час в неделю.
Содержание:
Введение (3 час)
Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности.
Краеведение- наука о родном крае. Виртуальная экскурсия «Беломорску - 86.»
Мой город на карте Родины (4 часа)
РоссияРодина
моя.
Символы
государства
–
герб,
флаг, гимн России. Работа с географической картой России. Карелия – частица России.
Флаг, герб Карелии. Работа с картой Карелии. Моя малая Родина – город Беломорск. Герб
города Беломорска.
Природа нашего края (13 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды в Беломорске. Растительный мир . Животный мир
родного края. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа,
растительный и животный мир нашего края. Охраняемые природные объекты
Город, в котором я живу (8 часов)
Город, в котором я живу. Знакомство с историей возникновения родного города.
Исторические места города Беломорска. Экскурсия по городу на тему «История города в
названиях улиц». Беломорск в годы Великой Отечественной войны. Люди, прославившие
Беломорск. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города..
Достопримечательности родного города. (5 часов).
Исторические корни нашего края. Экскурсия в музей « Беломорские петроглифы,
музей Карельского фронта. Легенды и предания

в

Итоговые занятия (2 часа)
Итоговая викторина. Что узнали о родном крае и городе Беломорске? Фотовыставка
«Процветай, мой любимый городок!»

Формы проведения занятий:
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации
программы используются различные формы и методы обучения:








Экскурсии (по городу );
Викторины;
Конференции;
Конкурсы
Уроки – лекции; уроки – встречи;
Работа с документами; СМИ;
Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
Патриотическое воспитание:
- знать и любить свою Малую Родину - родной дом, школу, улицу, город;
- осознавать причастность к прошлому, настоящему и будущему родного края;
- проявлять интерес к истории и многонациональной культуре его жителей, уважения к
своему и другим народам.
Гражданского и духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
Ценности научного познания:
- осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
- проявление познавательного интереса о родном крае, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдать правила личной гигиены, здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнять правила безопасного поведения и бережного
отношения к природной среде;
осознанно выполнять правила безопасного поведения на дорогах и улицах; правила
поведения в природной среде (в лесу, на водоеме и пр.), выполнять самооценку;
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу время, потехе час», доводить начатое
дело до конца.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей
вред.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1)
Базовые логические действия:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебных и
практических задач; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной туристско-краеведческой деятельности;
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента
времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое,
причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённогонаблюдения (измерения, исследования).
3). Работа с информацией:
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальнуюинформацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (карту, схему,
таблицу, иллюстрацию);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) играфическом виде (карта, рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение
к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях ипоступках людей;
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений
и опытной работы, подкреплять их доказательствами.
Регулятивные универсальные учебные действия:

1)

Самоорганизация:

- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению поставленной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2)
Самоконтроль , эмоциональный интеллект:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой одноклассников;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их;
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого.
Предметные результаты:

В результате освоения курса обучающийся должны:
- овладеть навыками краеведческой работы;
- уметь: фиксировать наблюдения; проводить простейшие исследования, обрабатывать и
коллекционировать собранные краеведческие материалы;
- узнавать и характеризовать представителей растительного и животного мира своего
края и правила охраны природы;
- иметь представление об историческом и культурном наследии родного города;
-научиться работать с различными источниками информации;
- уметь ориентироваться на местности;
- знать историю происхождения своего города, достопримечательности города;
- различать символику Российского государства и Карелии;
- уметь находить на карте свою страну, республику, город.;
Тематическое планирование
№ п/п

1

2-3

4-5

6

Раздел и тема

Теория

Введение (3 часа)
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
1
Краеведение- наука о родном
крае.
Виртуальная экскурсия «С
Днём рождения любимый
город! Беломорску - 86»
Мой город на карте Родины (4 часа)
Россия - Родина моя. Символы
государства – герб и флаг.
Гимн России. Работа с 1
географической
картой
России.
Карелия – частица России. 0,5

Практи
ка

ЭОР

https://www.edu.rk.ru/m
etodkabinet/moja_kaelija
2

1

0,5

https://www.edu.rk.ru/m
etodkabinet/moja_kaelija

7

8
9
10
11-12

13

14
15-16
17
18-20

21

22

23
24

25

26
27

28

Флаг, герб, региона. Работа с
картой Карелии.
Моя малая Родина – город
Беломорск .Мой город на
0,5
карте России. Герб города
Беломорска
Природа нашего края (13 часов)
Климат. Сезонные изменения
1
погоды в Беломорске
Растительный
мир.
Лиственные
и
хвойные 0,5
деревья региона.
Животный мир
0,5
Птицы
родного
края.
2
Кормушки для птиц.
Охранять природу – значит
охранять Родину. Памятник
1
всемирного
наследия
Петроглифы
Река Выг. Выгостровская и
1
Беломорская ГЭС .
Экскурсия на Выгостровскую
2
ГЭС
Что дает наш край стране?
1
Поход
–
экскурсия
на
Залавругу. Читаем каменную
книгу
Город, в котором я живу (8
часов)
Город, в котором я живу.
1
Экскурсия в краеведческий
музей. Знакомство историей
возникновения
родного
города. Работа с документами
об истории родного города.
Исторические здания города
1
Беломорска
«История города в названиях
улиц».День рождения улицы
Октябрьской
Встреча со старожилами об
истории
родного
города
Почётные граждане города
Беломорска
Беломорск в годы Великой
0,5
Отечественной войны
Люди, прославившие город
0,5
Беломорск.
Особенности хозяйственной
деятельности,
быта
и
культуры родного города

0,5

0,5
0,5

https://pomorskibereg.ru

3

1

https://brkmmuseum.ru/

1

1
https://pomorskibereg.ru/
0,5
0,5
1

29
30
31
32-33

Экскурсия
в
музей
«
Поморье»
Достопримечательности
города (5 часов)
Парк имени Пашкова
1
Церковь Зосимы и Савватия
Соловецких
Современное
здание
библиотеки
Новогодний вечер в музее
Беломорские Петроглифы
Итоговое занятие
Фотовыставка
«Мой
любимый город». Викторина
«Что я узнал о Беломорске»

1
1
2

Учебно – методическое обеспечение
1. С.В.Кошкина « Совёнок из Беломорска» , Петрозаводск, 2012.
2. Т. А. Бабакова « Младшим школьникам о Карелии», «Карелия», 1988.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
4. Обухова А.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или
школа докторов природы (1-4 классы) М.: Вако,2011.
5.С.В.Кошкина « Сорока - Беломорск 1419-1938 Краеведческие записки Летопись». ОАО
« Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2012.
ЦОР
https://www.edu.rk.ru/metodkabinet/moja_kaelija_
https://brkm-museum.ru/
https://pomorskibereg.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».