Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального округа «Беломорская средняя общеобразовательная школа №1» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом директор МОУ "Беломорская СОШ №1" Протокол №1 от «30» августа 2024 г. ___________Захаркина Е.А. Приказ № 402 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Достопримечательности родного города» Начальное общее образование Срок реализации программы: 1 год Программу составила: Евстратова О.И., учитель начальных классов г. Беломорск 2024 год Постановка проблемы Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Достопримечательности родного города» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа учитывает возрастные, учебные и психологические особенности младшего школьника, Программу воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурноисторическому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие. Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Цель программы: – формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села; – воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей Малой Родине Задачи программы: образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8 9 лет в течение одного года обучения в объёме 34 часов,1 час в неделю. Содержание: Введение (3 час) Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Краеведение- наука о родном крае. Виртуальная экскурсия «Беломорску - 86.» Мой город на карте Родины (4 часа) РоссияРодина моя. Символы государства – герб, флаг, гимн России. Работа с географической картой России. Карелия – частица России. Флаг, герб Карелии. Работа с картой Карелии. Моя малая Родина – город Беломорск. Герб города Беломорска. Природа нашего края (13 часов) Климат. Сезонные изменения погоды в Беломорске. Растительный мир . Животный мир родного края. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир нашего края. Охраняемые природные объекты Город, в котором я живу (8 часов) Город, в котором я живу. Знакомство с историей возникновения родного города. Исторические места города Беломорска. Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». Беломорск в годы Великой Отечественной войны. Люди, прославившие Беломорск. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города.. Достопримечательности родного города. (5 часов). Исторические корни нашего края. Экскурсия в музей « Беломорские петроглифы, музей Карельского фронта. Легенды и предания в Итоговые занятия (2 часа) Итоговая викторина. Что узнали о родном крае и городе Беломорске? Фотовыставка «Процветай, мой любимый городок!» Формы проведения занятий: Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: Экскурсии (по городу ); Викторины; Конференции; Конкурсы Уроки – лекции; уроки – встречи; Работа с документами; СМИ; Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность. Планируемые результаты Личностные результаты: Патриотическое воспитание: - знать и любить свою Малую Родину - родной дом, школу, улицу, город; - осознавать причастность к прошлому, настоящему и будущему родного края; - проявлять интерес к истории и многонациональной культуре его жителей, уважения к своему и другим народам. Гражданского и духовно-нравственного воспитания: - проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; - принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; Ценности научного познания: - осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; - проявление познавательного интереса о родном крае, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдать правила личной гигиены, здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнять правила безопасного поведения и бережного отношения к природной среде; осознанно выполнять правила безопасного поведения на дорогах и улицах; правила поведения в природной среде (в лесу, на водоеме и пр.), выполнять самооценку; Трудового воспитания: - осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу время, потехе час», доводить начатое дело до конца. Экологического воспитания: - осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: - понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебных и практических задач; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной туристско-краеведческой деятельности; - коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённогонаблюдения (измерения, исследования). 3). Работа с информацией: - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; - находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальнуюинформацию; - читать и интерпретировать графически представленную информацию (карту, схему, таблицу, иллюстрацию); - анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) играфическом виде (карта, рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: - признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; - соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; - использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях ипоступках людей; - конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: - планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению поставленной задачи; - выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль , эмоциональный интеллект: - осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; - находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; - корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); - объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой одноклассников; - оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их; - коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого. Предметные результаты: В результате освоения курса обучающийся должны: - овладеть навыками краеведческой работы; - уметь: фиксировать наблюдения; проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные краеведческие материалы; - узнавать и характеризовать представителей растительного и животного мира своего края и правила охраны природы; - иметь представление об историческом и культурном наследии родного города; -научиться работать с различными источниками информации; - уметь ориентироваться на местности; - знать историю происхождения своего города, достопримечательности города; - различать символику Российского государства и Карелии; - уметь находить на карте свою страну, республику, город.; Тематическое планирование № п/п 1 2-3 4-5 6 Раздел и тема Теория Введение (3 часа) Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 Краеведение- наука о родном крае. Виртуальная экскурсия «С Днём рождения любимый город! Беломорску - 86» Мой город на карте Родины (4 часа) Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с 1 географической картой России. Карелия – частица России. 0,5 Практи ка ЭОР https://www.edu.rk.ru/m etodkabinet/moja_kaelija 2 1 0,5 https://www.edu.rk.ru/m etodkabinet/moja_kaelija 7 8 9 10 11-12 13 14 15-16 17 18-20 21 22 23 24 25 26 27 28 Флаг, герб, региона. Работа с картой Карелии. Моя малая Родина – город Беломорск .Мой город на 0,5 карте России. Герб города Беломорска Природа нашего края (13 часов) Климат. Сезонные изменения 1 погоды в Беломорске Растительный мир. Лиственные и хвойные 0,5 деревья региона. Животный мир 0,5 Птицы родного края. 2 Кормушки для птиц. Охранять природу – значит охранять Родину. Памятник 1 всемирного наследия Петроглифы Река Выг. Выгостровская и 1 Беломорская ГЭС . Экскурсия на Выгостровскую 2 ГЭС Что дает наш край стране? 1 Поход – экскурсия на Залавругу. Читаем каменную книгу Город, в котором я живу (8 часов) Город, в котором я живу. 1 Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города. Работа с документами об истории родного города. Исторические здания города 1 Беломорска «История города в названиях улиц».День рождения улицы Октябрьской Встреча со старожилами об истории родного города Почётные граждане города Беломорска Беломорск в годы Великой 0,5 Отечественной войны Люди, прославившие город 0,5 Беломорск. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города 0,5 0,5 0,5 https://pomorskibereg.ru 3 1 https://brkmmuseum.ru/ 1 1 https://pomorskibereg.ru/ 0,5 0,5 1 29 30 31 32-33 Экскурсия в музей « Поморье» Достопримечательности города (5 часов) Парк имени Пашкова 1 Церковь Зосимы и Савватия Соловецких Современное здание библиотеки Новогодний вечер в музее Беломорские Петроглифы Итоговое занятие Фотовыставка «Мой любимый город». Викторина «Что я узнал о Беломорске» 1 1 2 Учебно – методическое обеспечение 1. С.В.Кошкина « Совёнок из Беломорска» , Петрозаводск, 2012. 2. Т. А. Бабакова « Младшим школьникам о Карелии», «Карелия», 1988. 3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 4. Обухова А.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1-4 классы) М.: Вако,2011. 5.С.В.Кошкина « Сорока - Беломорск 1419-1938 Краеведческие записки Летопись». ОАО « Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2012. ЦОР https://www.edu.rk.ru/metodkabinet/moja_kaelija_ https://brkm-museum.ru/ https://pomorskibereg.ru/