РП ЭК Учимся писать сочинение-рассуждение 9б,в классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального округа
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена и принята
на заседании Педагогического
совета школы
Протокол № 1
от 30.08.2024

«Утверждаю»
Директор МОУ
«Беломорская СОШ№1»
_______/Захаркина Е.А.
Приказ № 402 от 30.08.24г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Учимся писать сочинение- рассуждение»
по предмету «Русский язык»
основное общее образование
Срок реализации 1 год

Программу разработала
Медведева О.В.,
учитель русского языка и литературы

Беломорск, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Учимся писать сочинение- рассуждение» составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Основной образовательной программы основного общего образования МОУ
«Беломорская СОШ №1», Программы воспитания МОУ «Беломорская СОШ №1». Врабочей
программе учтены идеи и положения Концепции преподавания русского языка и литературы
в Российской Федерации.
Цель курса - формирование коммуникативных умений, которые позволят создавать тексты
сочинений-рассуждений в соответствии с заданными параметрами.
Задачи курса:






формировать умения и навыки вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации
текста;
совершенствовать речевую практику (написание сочинений по прочитанному тексту);
обобщить сведения по основным разделам русского языка;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
развивать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Место курса в учебном плане: курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 9
класса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Задания и критерии оценки сочинения- рассуждения
Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для
проведения ОГЭ в 2025 году. Анализ критериев оценивания.
Раздел 2. Выразительное чтение
Признаки выразительного чтения. Интонационно правильное соответствие произнесения
текста его пунктуационному оформлению. Соответствие темпа чтения коммуникативной
задаче текста. Отработка навыка выразительного чтения. Практикум по выразительному
чтению.
Раздел 3. Речевые нормы
Грамматические нормы. Речевые нормы.
Раздел 4. Тип речи рассуждение

Практикум по композиции сочинения- рассуждения.Схема построения текста-рассуждения.
Синтаксические конструкции рассуждения.
Раздел 5. Тренировочное сочинение- рассуждение.
Основными формами организации занятий являются лекции учителя, практические
работы, индивидуальная работа, групповая работа, парная работа, написание
сочинений, тренинги, тестирования, составление обобщающих таблиц и схем, работа с
опорным конспектом, контрольные уроки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения ООП ООО отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности:
в части гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

в части патриотического воспитания:


ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

в части духовно-нравственного воспитания:


ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

в части эстетического воспитания:


восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

в части физического воспитания:


осознание последствий и неприятие вредных привычек и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;

в части трудового воспитания:



интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания;

в части экологического воспитания:


ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;

в части принятия ценности научного познания:


ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.

Метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действиякак часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
 выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной
учебной задачи;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.


У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действиякак часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
 формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное.


У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информациейкак
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;




эффективно запоминать и систематизировать информацию.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
коммуникативных универсальных учебных действий:

часть

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
 в ходе работы над сочинением задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:









выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:







владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом
целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям
общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;









выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:











понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговой штурм и др.);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета
перед группой.

Предметные результаты:
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 70 слов на
основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной
и научно-популярной литературы: монолог-рассуждение.
 Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию,
обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые,
научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объем не менее шести
реплик).


Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,
детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
 Владеть
различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
 Осуществлять выбор языковых средств для создания сочинения- рассуждения в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
 Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка, в том числе во время списывания текста объемом 140–160 слов; словарного
диктанта объемом 35–40 слов; диктанта на основе связного текста объемом 140–
160 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том
числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы,
пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями).


Текст
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста;
подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
 Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или
концовке.
 Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и
второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и
использовать ее в учебной деятельности.
 Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых
типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять
не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по курсу составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Тема

Количество
часов

Задания и критерии оценки сочинениярассуждения

3

Выразительное чтение

3

Речевые нормы

8

Тип речи рассуждение

14

Тренировочное сочинение- рассуждение

6

Итого:

34

ЭОР
https://fipi.ru/otkrytyy-bankotsenochnykh-sredstv-porusskomu-yazyku
https://100ballnik.com/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. О. Казарцева. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. М: Флинта,
Наука, 2003.
2. Т. Ладыженская. Устная речь как средство и предмет обучения. М: Флинта, Наука, 1998.
3. Егораева Г.Т. ОГЭ. Итоговое собеседование по русскому языку. М. «Экзамен», 2020
4. Г. Канакина, И. Родионова. Учимся работать с текстом. М: Флинта, 2019.
5. В.Капинос, Л.Пучкова. Комплексный анализ и создание текста. ЕГЭ: шаг за шагом. 9
класс. М.: Дрофа,2011.
6.Г. Граник, С.Шаповал. Учимся понимать текст. М.: Просвещение, 2000.
Интернет – ресурсы:
Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ https://fipi.ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstvpo-russkomu-yazyku
Сайт 100ballnik.com https://100ballnik.com/
13. Образовательные ресурсы интернета. Русский язык. https://all.alleng.me/d/rusl/rus_giatr.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».